ИНТЕЛРОС > №23, 2012 > Письмо редактора

Людмила Алябьева
Письмо редактора


29 ноября 2012

Дорогие читатели,

перед вами 23-й выпуск журнала «Теория моды: одежда, тело, куль­тура».

Раздел «Одежда» продолжает тему гендера, иными словами, кон­струкций женственности и мужественности в культуре, которую мы начали в предыдущем номере. На сей раз особое место отведено так называемому «сомнительному полу» макарони, молодых людей не на шутку озаботившихся своей внешностью во второй половине XVIII века в Англии (см. статью Питера Макнила «„Этот сомнительный пол": ко­стюм макарони и мужская сексуальность»), с одной стороны, и вампи­ров, этих денди вечности, с другой (см. исследование Вики Караминас «Денди-вампир: переосмысление концепций мужской идентичности в моде, кино и литературе»).

В разделе «Культура» собраны материалы (первая их часть), посвя­щенные неисчерпаемым отношениям моды и литературы, причем как одежде персонажей, которая зачастую играет сюжетообразующую роль в художественном произведении, так и вестиментарным прак­тикам и гардеробным историям самих авторов. В частности, в этом номере мы представляем исследование Лизы Коэн «„Хорошо одетое сознание". Вирджиния Вульф: раскрытый секрет и язык моды», посвя­щенное костюмной одиссее Вульф (в том числе до сих пор незатрону­тому сюжету сотрудничества писательницы с редакцией британского Vogue), а также работу Татьяны Каратеевой «Вещи Анны Ахматовой», в которой по воспоминаниям современников и высказываниям самой Ахматовой восстанавливается вещный мир поэтессы, которая умела, зачастую располагая минимумом средств, придать ему не только кра­соту, но «и даже дендизм».

Специально для этого номера мы также попросили молодых дизай­неров «переодеть» известных литературных персонажей. Их работы представлены во вклейке 7.

В разделе «Тело» авторы размышляют о том, как общество и мы сами работаем с границами собственных тел в зависимости от ситуа­ции, как наше беспокойство по поводу неуместности собственного ко­стюма (а в конечном счете и нашего присутствия) может перерасти если не в серьезную психологическую проблему, то по крайней мере в травматическое переживание. Ровно таким ощущениям и их фикса­циям посвящена вошедшая в телесный раздел статья Линор Горалик «„Стыдно, как во сне". Адекватность костюма: субъективная тревога и поиск объективных факторов».

Надо признаться, я сама недавно столкнулась с проблемой умест­ности/неуместности собственного костюма, когда собиралась на очередную протестную акцию и буквально за пять минут до выхода вспомнила, что согласно писаному и переписанному дресс-коду акции с собой/на себе нужно было иметь что-то белое (а я, честно говоря, не являюсь большой поклонницей белого цвета и ни одной носибельной (и приличной для публичной демонстрации) вещи означенного окраса в моем гардеробе просто-напросто нет). В продолжение впол­не привычного сценария «Опять нечего надеть» я в полном отчая­нии кинулась к компьютеру (где же еще искать поддержки и опоры в трудную минуту!): друзья наперебой подкидывали самые разные идеи, одна другой креативнее: от очевидных шариков и ленточек, ко­торые можно было купить по дороге, до бинта и бумажных носовых платков. Так и не преодолев свой вестиментарный кризис, я вышла из дома с полным ощущением, что окажусь белой вороной из-за не­соблюдения известного одежного кода. Разумеется, мое беспокойство оказалось абсолютно беспочвенным, хотя подавляющее большинство участников проявили большую бдительность, а некоторые невидан­ную изобретательность: мы встретили барышню с белой одноразовой тарелкой на голове вместо шляпки (чем не конкурент шляпке-туфле Эльзы Скиапарелли!), девушку с зонтом, украшенным белыми цвета­ми, человека с серьезным белым котом на руках (и кот «пал» жертвой протестной моды!), нескольких человек в разных возрастных группах с белыми ангельскими крыльями за плечами...

И, казалось, никто не испытывал чувства неловкости, скорее наобо­рот. Неловкость появляется от неуверенности и чувства одиночества, с которыми, очень хочется верить, мы как-то научимся справляться, хотя быть белой вороной легче не станет, потому-то она и редкая птица.

С наилучшими пожеланиями,
Людмила Алябьева,
шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура»


Вернуться назад