ИНТЕЛРОС > №23, 2012 > Силы созидания

Лора М. Хелмз
Силы созидания


29 ноября 2012

«Силы созидания» (The Power of Making). Музей Виктории и Альберта, Лондон. 6 сентября 2011 — 2 января 2012

 

Изготовление тканей вручную и текстильная индустрия (а значит, и мода) неразрывно связаны между собой. Массовое фабричное про­изводство тканей привело к тому, что одежда как конечный продукт все больше утрачивает связь с руками мастера. Однако накопленный за многие века опыт ручного изготовления тканей продолжает служить источником идей. Элитные ателье, специализирующиеся на пошиве вещей по индивидуальным заказам и в небольших количествах, по- прежнему используют традиционные методы производства одежды. Кроме того, за последние годы во многих странах отмечается новый всплеск интереса к ручному шитью, вязанию и другим видам рукоде­лия. Волна интереса к таким методам производства, накопленным за долгие века, наталкивается, однако, на препятствие, заключающееся в необходимости увязать ручную работу с современными технологиями таким образом, чтобы, с одной стороны, не утерять связи с прошлым, а с другой — приспособить ее к условиям современности. Выставка «Силы созидания», прошедшая в лондонском Музее Виктории и Альберта, по­священа как традиционным, так и новейшим методам производства, которые используют современные дизайнеры. Здесь представлены разнообразные объекты, сделанные вручную, например кожаное седло или велосипеды. А при входе посетителей встречает трехметровая го­рилла, изготовленная из проволочных вешалок, — «Серебряный Кинг» Дэвида Маха (2011).

Эта выставка, организованная при содействии Британского совета по ремеслам, проходит под девизом «Как делаются удивительные вещи». Она подробно рассказывает о том, какое место ремесло занимает в со­временной жизни. Экспонаты были отобраны таким образом, чтобы подчеркнуть связь между традиционными методами ручного произ­водства и современными технологиями. Каждая представленная здесь вещь демонстрирует высокое мастерство, изощренное владение тех­никой и оригинальный подход. Выставка условно разделена на пять секций: «Методы изготовления», «Эволюция мастерства», «Погружен­ность в практику», «Источники нового знания» и «Думающие руки». Каждый экспонат сопровождается экспликацией, где не только указа­ны материалы, из которых он изготовлен, но и перечислены все тех­нологии, использованные его создателем, — от электроники, вшитой в одежду, до плетения и мехатроники. В каждой секции можно найти разнообразные экспонаты, так или иначе относящиеся к производству тканей и одежды. Эта связь может быть как прямой (собственно одеж­да), так и косвенной — через метод производства или общие элементы.

По правую сторону выставочного зала находится группа из пяти предметов одежды. Здесь представлено связанное вручную темно-синее платье с коротким рукавом от Сандры Баклунд (2008). Его силуэт, от­личающийся скульптурностью форм, повторяет человеческий скелет. Тут же по соседству размещены две классические шляпы (2010) лондон­ской фирмы James Lock & Co., занимающейся изготовлением головных уборов с 1676 года. Рядом можно увидеть «биокостюм» — скафандр для выхода в открытый космос (2002-2011), сконструированный профессо­ром Массачусетского технологического института Дэйвой Дж. Ньюма- ном. При его разработке были использованы «сложные аэрокосмиче­ские технологии, промышленный дизайн и умение рисовать узоры». Эти экспонаты доказывают: дизайн и изготовление одежды находятся в постоянном развитии (оно происходит настолько быстро, что при­ходится изобретать новые материалы и технологии, чтобы поспеть за ним). Кроме того, они служат наглядным примером того, сколь раз­нообразными могут быть материалы и техники, применяемые при про­изводстве различной одежды.

На выставке также представлено несколько работ известных ди­зайнеров высокой и коммерческой моды. Знаменитые «Армадилло» (2009) — туфли от Александра Маккуина — рассматриваются здесь не в историческом контексте, а в новом ключе, позволяющем оценить их прежде всего как результат совместных усилий более сотни профессио­налов. Сумки-багеты Fendi, благодаря которым в конце 1990-х—начале 2000-х годов появилась мода на It Bag, рассматриваются здесь как проме­жуточное звено между ручным и массовым производством. В подтверж­дение этому здесь представлен выпущенный ограниченным тиражом набор от Fendi (2010): сумочка из пальмового волокна, нити и иглы для вышивания — чтобы оформить эту сумочку по своему вкусу.

Большой интерес представляют собой экспонаты, в которых тради­ционные методы производства ткани используются для совершенно необычных целей. К примеру, Питер Бутчер разработал удивитель­но красивые имплантаты из переплетенных шовных хирургических нитей, образующих узоры, напоминающие по форме кристаллы сне­га, которые устанавливаются подкожно и служат в качестве опорной точки для хирурга, занимающегося пересадкой тканей организма. Следующий экспонат — это кольцо от Норы Фок в форме подсолну­ха, сплетенное вручную из нейлоновой мононити. Оба экспоната из­готовлены за счет новаторского использования традиционных методов производства — это качество присуще многим другим представленным на выставке предметам.

Применение новых методов в дизайне одежды демонстрируется на примере «Вулфиллера» — специального волокна для починки шерстяных изделий, а также спрея «Фабрикан», используемого для соз­дания напыляемой полимерной одежды. «Вулфиллер», созданный голландским дизайнером Хелен Клоппер, применяется для починки прорех на шерстяных изделиях путем их заполнения с помощью спе­циального войлока. Если в процессе починки использовать нити раз­ных цветов, то появляются совершенно новые одеяния в стиле пэч- ворк. Мануэль Торрес создал «Фабрикан» — распыляемый материал, состоящий из полимерного волокна, которое слипаясь образует ткань, когда учился в Королевском колледже искусств. Объединив такие не связанные друг с другом области знаний, как химические технологии, методы нанесения мелкодисперсного покрытия, напыление и дизайн одежды, Торрес создал совершенно новый продукт, имеющий сотни вариантов применения.

Другие представленные на выставке экспонаты, хотя и не имеют столь широкой сферы применения, не оставляют сомнения в том, что их автор испытывал всепоглощающую страсть и был полностью увле­чен процессом работы. Например, платье «Вдова» дизайнера Сьюзи Макмюррей из кожи, проколотой вручную адамантиновыми булавка­ми. На его изготовление ушло более семи месяцев и 100 тысяч булавок. Получившееся в результате одеяние, тяжелое и своими иглами напо­минающее шкуру дикобраза, ближе к скульптурному произведению, чем к одежде.

Без сомнения, каждый дизайнер и художник, который посетит эту выставку, обязательно найдет здесь для себя источник вдохновения. Даже объекты, которые, на первый взгляд, не имеют прямого отноше­ния к моде и текстилю, демонстрируются в такой ненавязчивой ма­нере, что нельзя не задуматься: а как их применить к одежде? Какое, например, отношение к моде может иметь портативный 3D-принтер Up! Printer фирмы Delta Micro Factory Corporation (2010)? Или Eggbot Robot — art Kit, разработанный Уинделлом Оскэем и Ленор Эдман в лаборатории Evil Mad Scientist (2010), устройство, которое позволяет наносить изображение на любые сферические поверхности. Оно ис­пользует открытый программный код и устроено так, чтобы его мож­но было «взломать». Если такие продукты будут широко доступны, не останется сомнений в том, что творческие люди начнут использовать их самым неожиданным образом, что в конечном итоге приведет к по­явлению новых тканей и новых технологий их производства.

Если добавить к этому два фильма, подробно рассказывающие о про­цессе «созидания», то можно утверждать: эта выставка дает довольно четкое представление о том, что стоит за этим понятием сегодня.

Перевод с английского Марины Михайловой


Вернуться назад