Журнальный клуб Интелрос » Век глобализации » №1, 2012
Мамедов Н. М.
д. ф. н., проф., действительный член Российской академии естественных наук и Российской экологической академии,
директор Института глобализации и устойчивого развития Академии МНЭПУ, проф. Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ.
Е-mail: nizami-mamedov@mail.ru
7–9 июля 2011 г. в г. Баку состоялась Первая международная конференция, посвященная проблемам и перспективам формирования культуры устойчивого развития. Учредителями конференции выступили Азербайджанская национальная комиссия по ЮНЕСКО; Научно-методический центр по культуроведению Ми-нистерства культуры и туризма Азербайджанской Республики, Институт глоба-лизации и устойчивого развития Международного независимого эколого-полито-логического университета (г. Москва, Россия). Конференция поддерживалась Бюро ЮНЕСКО по Азербайджану, Беларуси, Республике Молдова и Российской Федерации, Ассоциацией негосударственных вузов Юга России и Институтом туризма Министерства культуры и туризма Азербайджанской Республики. В работе конференции приняли участие более 100 человек – представители Азербайджана, Литвы, России, Украины.
На конференции всесторонне были обсуждены следующие вопросы:
– обобщение концепции устойчивого развития;
– глобализация и устойчивое развитие;
– региональные особенности перехода к устойчивому развитию;
– ценностные установки культуры устойчивого развития;
– роль диалога культур в формировании универсальных ценностей и культуры устойчивого развития;
– образование и просвещение в формировании культуры устойчивого развития.
Участники конференции приняли следующую резолюцию:
В 1992 г. в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде и развитию была принята концепция устойчивого развития. Согласно данной концепции, люди должны таким образом удовлетворять свои потребности, чтобы не нарушались установившиеся в течение миллионов лет основные показатели биосферных процессов, не ставилась под угрозу жизнь будущих поколений.
По мере осмысления проблем и перспектив перехода современного общества к устойчивому развитию стало очевидным, что такой переход возможен при гармоничных социальных отношениях, нравственном совершенствовании людей, изменении человеческих качеств на основе гуманистических ценностей и идеалов. Таким образом, произошло обобщение концепции устойчивого развития, она, по существу, превратилась в теорию исторического процесса, отображающую социальную и природную (социоприродную) действительность в единстве и развитии.
В условиях глобализации еще более возрастает актуальность концепции
устойчивого развития, поскольку стихийное развитие общества становится опасным и недопустимым. Сейчас общепризнано, что глобализация может обрести гуманистическую ориентацию только при устойчивом развитии.
Важнейшим условием перехода современного общества к устойчивому развитию является формирование культуры устойчивого развития. Культура – синкретичное понятие, отображающее квинтэссенцию эпохи, основополагающие черты материальной и духовной жизни общества. Осознание того, что люди не просто существуют на Земле ради самих себя, а должны выполнять определенную биосферную функцию, составляет главную ось культуры устойчивого развития. Если культура как «творение человеческих рук» всегда противопоставлялась природе, то культура устойчивого развития должна стать способом гармоничного соединения человека с природой на основе глубокого познания и понимания сущности природы.
Под культурой в данном случае следует понимать не только совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми, но также то, что в ней способствует сохранению и дальнейшему развитию общества. Культура при таком понимании становится способом устойчивого развития и накопления опыта по обеспечению адаптации общества к меняющимся условиям.
Системообразующей основой культуры является образование. Образование определяет духовные, научно-теоретические предпосылки воспроизводства и развития общества. Сейчас необходима новая философия образования, основанная на парадигме устойчивого развития. В этом отношении ценна Декада образования для устойчивого развития (2005–2014 гг.), объявленная Генеральной Ассамблеей ООН. Теоретическую основу образования для устойчивого развития призвана составить гуманизированная наука, объединяющая данные и положения естественных и социально-гуманитарных наук.
Участники конференции считают целесообразным:
– развертывание исследований в области теории и практики перехода современного общества к устойчивому развитию;
– всестороннее освещение и обсуждение в средствах массовой коммуникации идеологии устойчивого развития;
– просвещение населения относительно сущности стратегии устойчивого развития на базе общественных лекториев, открытых университетов, библиотек;
– использование механизмов социального партнерства для реализации конкретных проектов, содействующих формированию культуры устойчивого развития;
– при трансформации образования в интересах устойчивого развития опираться как на мировой опыт, так и на традиции классического образования (фундаментальность, всесторонность, междисциплинарность, непрерывность, гуманистичность);
– рассматривать формирование новой системы образования в интересах устой-чивого развития как переход к модели образования, основанной на целостном подходе к человеку, обществу и природе, единстве современного научного знания, гуманистических и экологических ценностей;
– развитие правового, этического и культурологического образования, без которых невозможно соблюдение прав человека, ответственного отношения людей к природе и социальной гармонии;
– создание постоянно действующих тренингов в области образования для
устойчивого развития;
– организацию интерактивного дистанционного обучения в сфере образования для устойчивого развития средствами информационных технологий.
– эффективное использование учреждений культуры (музеев, библиотек, ботанических садов, кинотеатров, театров и пр.) в экологическом воспитании и просвещении, формировании у подрастающего поколения и взрослого населения культуры природолюбия;
– организацию координирующего центра по вопросам формирования культуры устойчивого развития в городе Баку под эгидой азербайджанской национальной комиссии по ЮНЕСКО, Министерства культуры и туризма Азербайджанской Республики и Института глобализации и устойчивого развития Академии МНЭПУ;
– проведение ежегодных конференций по данной тематике.
Представители ЮНЕСКО, принявшие участие в работе конференции, подчеркнули, что проведение на высоком теоретическом уровне столь представительного научного форума в Азербайджане имеет исключительное значение для реализации концепции устойчивого развития и ее результаты будут распространены по сети ЮНЕСКО.