ИНТЕЛРОС > №3, 2019 > Традиции китайской экологической культуры и воспитание экогражданства

Фу Сюйань, Чжоу Хун
Традиции китайской экологической культуры и воспитание экогражданства


27 сентября 2019


ТРАДИЦИИ КИТАЙСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВОСПИТАНИЕ ЭКОГРАЖДАНСТВА

 

Фу Сюйань, Чжоу Хун*

 

В настоящей статье выдвинуты очень важные и конкретные проблемы экологического общества и построения экологической цивилизации, а также основные законы общего развития окружающей среды и человеческой культуры. Отмечается, что культура и цивилизация должны гармонично взаимодействовать с окружающей средой, и Китай является первой страной в мире, которая кладет создание экологической цивилизации в основу государственной политики. Китайская нация – это народ с глубокими экологическими культурными традициями и экологической мудростью. Воспитание экологически образованных граждан – самая важная часть формирования экологической цивилизации.

Ключевые слова: экологическая культура, экологическая цивилизация, традиция экологической культуры, воспитание экогражданства, экологически образованные граждане.

 

This paper puts forward the very important and concrete problems of ecological society and the construction of ecological civilization, and expounds the basic laws of the common development of environment and human culture seriously and accurately. It is pointed out that culture and civilization must work together with the environment. China is the first country in the world to take ecological civilization as its basic national policy. The Chinese nation is a nation with extensive and profound ecological culture tradition and ecological wisdom. In the construction of ecological civilization society, it is an important task to take ecological education and train ecological citizens.

Keywords: ecological culture, ecological civilization, tradition of ecological culture, education of ecological citizenship, environmentally educated citizens.

 

Китайская нация является носителем глубоких, многогранных экологических традиций и отличается экологической мудростью. Это хорошо подтверждает и вся традиционная китайская философия, которая выступает за единство природы и человека. Так, например, Конфуций склонялся к провиденциализму и считал, что природа и провидение непреодолимы. Лао-цзы выступал в поддержку истинной природы вещей, призывая к действиям в соответствии с законами природы и за единение с ней. Чжуан-цзы считал, что люди должны жить в согласии с природой и не должны использовать свои технические достижения для разрушения ее основ или негативно влиять на окружающую среду, то есть им не следует вмешиваться в естественные природные процессы. Мэн-цзы говорил, что, понимая свою натуру, человек понимает природу. Также и Сюнь-цзы отмечал, что только познавший роль человека и природы может считаться просвещенным. При этом он подчеркивал, что существует определенная связь между провидением и человеком. Некоторые философы в эпоху Сражающихся царств оставили свою должность и вели уединенную жизнь. В конце концов их философское мышление дало развитие важному направлению китайской традиционной философии – даосизму, где «Дао» – это не человечность, которую мы обычно подразумеваем в обществе, а «закон природы», который основывается на природе вещей и естественных закономерностях [Древнекитайская… 1972–1973].

В целом китайская культура является экологически направленной. «И цзин» выражает «согласовывание с обстоятельствами», органически целостное сознание единства природы и человека и взаимодействие между Инь и Ян, поддерживаемое в учениях конфуцианства, даосизма и буддизма. Китайский народ хорошо разбирается в том, что касается мудрости: все принципы осуществляются вместе, не вступают в противоречие друг с другом и лишены крайностей. Человечество должно стремиться к моральным канонам, ко всему разумному, к достижению согласия при наличии разногласий. Китайская философская традиция заключается в единстве природы и человека. Это основные понятия, если говорить о сущности экологической культуры. В Китае 56 национальностей, и все они уважительно относятся к лесам и горам, называя их «священное дерево», «священная гора», то есть поклоняются им как тотему. Эти традиции имеют долгую историю и продолжают почитаться по сей день. В основе традиционной китайской культуры лежат трудолюбие и самосовершенствование – это тот образ жизни, на котором базируется экологическая культура, а простая жизнь, основанная на трудолюбии, – это уважение к природе и бережное использование ее ресурсов. Такие высказывания президента КНР Си Цзиньпина, как «зеленые горы и изумрудные воды – несметные сокровища» или «мировое сообщество единой судьбы», – это особое проявление традиций китайской экологической культуры и подчеркивание основных направлений ее развития.

Китай является первой страной в мире, которая считает экологическую культуру основой государственной политики. Самая важная задача в формировании экологической цивилизации – воспитание экологически образованных граждан, то есть людей, которые обладают экологическим сознанием и целенаправленно строят экологическое общество. Такие граждане не только определяют свои экологические права, но и осознают свои экологические обязанности. Они знают экологическую этику, сознательно соблюдают правила и законы об охране окружающей среды, заботятся об аккуратном и умеренном потреблении, стремятся к достижению гармонии между человеком и природой, тем самым реализуя прекрасную китайскую мечту.

В процессе воспитания экологически образованных граждан последние должны понимать цель построения экологического общества. Экологическая безопасность и здоровье людей являются главными ценностями в процессе построения экологического общества. Мы должны принять концепцию научного развития в качестве руководства, чтобы обеспечить экологическую безопасность социальной системы, поддержание гомеостазиса экосистемы и здоровья населения.
В этой связи следует провести реформу системы экологизации общества, сделав ее основной задачей в формировании научного подхода как в политических кругах, так и при разработке средств защиты природы, экологической политики, законов и правил, подходящих для национальных условий. Нужно также придерживаться системы природоохранных ограничений в области экономического развития страны и ввести ответственность за нарушение экологических норм со стороны чиновников. Чтобы построить экологическое общество, нужно понять, что достижения в этой области сегодня – благо для потомков в будущем, поскольку именно народ является основой системы экологической цивилизации. Необходимо воспитывать экологически ответственных граждан, продвигать процесс экологической демократии, совершенствовать систему участия общественности в природоохранной деятельности, обеспечить каждому гражданину доступ к экологически чистой природной среде, то есть дать ему возможность жить в условиях экологического благополучия при исполнении соответствующих обязательств. Следует подчеркнуть и то, что каждый имеет право на получение актуальной информации об экологической ситуации, а также право непосредственного участия в природоохранной деятельности и контроле за состоянием окружающей среды. Таким образом все смогут наслаждаться чистым воздухом, чистой водой и реализовать свои права на экологическое благосостояние, внедряя механизм экологической компенсации в концепцию прав человека.

Нужно воспитывать экологически образованных граждан, которые придерживались бы принципов экоцивилизации. С точки зрения экологии культура помогает людям сформировать наиболее благоприятную окружающую среду. Цивилизация – это процесс адаптации социума определенной региональной культуры к окружающей среде, а также трехмерный процесс развития культуры в географии, времени и пространстве. Относительно человеческого общества жестко работает правило: нединамичная, не развивающаяся культура не имеет будущего. И если она не адаптируется к изменениям экологической среды, не будет развиваться и обновляться, экологический кризис и деградация окружающей среды станут неизбежными. Следовательно, люди должны совершенствовать свою культуру, чтобы улучшать состояние окружающей среды, не приспособленной к старой культуре. Создание и устойчивое развитие новой культуры, гармонично сосуществующей с окружающей средой, являются главной задачей экологической цивилизации. Экологическая цивилизация – это совместно развивающиеся культуры отдельных народов, окружающая среда и человечество в целом. Важнейшей функцией культуры при строительстве экологической цивилизации является прежде всего изменение системы ценностей. Прежняя культура, противоречащая законам природы, должна эволюционировать в культуру устойчивого развития гармонии природы и человека.

Проводя политику экологического воспитания граждан, следует принимать во внимание, что мы живем в эпоху современной индустриальной цивилизации, методы производства и образ жизни в которой – это массовое производство, массовое потребление и большое количество выбросов вредных веществ в атмосферу. Наряду с беспрецедентным материальным благополучием современная индустриальная цивилизация несет с собой глобальное разрушение нашей прекрасной планеты. Как прошлый опыт, так и сегодняшняя реальность показывают, что современная индустриальная цивилизация является неустойчивой системой [Global… 2014: 70–76, 270].

Если говорить о современной индустриальной цивилизации Китая, то ее история насчитывает более 100 лет, что по сравнению с глубоко укоренившейся индустриальной цивилизацией в Европе, которой более 400 лет, не так уж и много. При этом опыт Европы послужил хорошим уроком для Китая, указав направление, которое вдохновило нас на новый путь в новую эру. Путь этот ведет к устойчивому развитию социализма с китайской спецификой, а это прежде всего означает, что культура должна эволюционировать и развиваться. Современная индустриальная культура взаимодействует с окружающей средой. Современная индустриальная цивилизация – это тоже особая форма цивилизации, и она также должна эволюционировать и развиваться. Из этого следует, что путь к экологической культуре и экологической цивилизации пролегает через устойчивое развитие, которому должны следовать Китай и весь мир.

Чтобы воспитывать экологически образованных граждан, мы должны развивать и культивировать экологическую этику, которая призвана формировать экологическое сознание, экологическую справедливость, доброту и экологическую ответственность. Установление экологической добродетели и красоты может помочь людям быть правдивыми, добрыми и бережными по отношению к природе, а также развить и сохранить любовь к ней. На самом деле понимание красоты природы является основой для формирования экологической этики. Моральное измерение экологического сознания вышло за пределы общества и межличностных отношений и распространилось на всю биосферу. Таким образом, экологическое сознание включает в себя чувство ответственности и переживания людей за экологическую среду и все живое в природе. Экологическая справедливость развивается и борется против экологической несправедливости, а потому относится к принципу, согласно которому поведение отдельных лиц или социальных групп соответствует экологическому балансу, принципу биоразнообразия и глобальному видению мира, когда речь идет о защите окружающей среды. Экологическая справедливость соответствует также глобальным общим интересам, «судьбе мирового сообщества», равно как и концепции устойчивого развития, призванной защищать окружающую среду ради будущих поколений. Люди являются частью экосистемы Земли, и потому состояние окружающей среды тесно связано с человеческой деятельностью, что накладывает вполне конкретные экологические обязательства на всех жителей планеты. Экологическое благополучие граждан предполагает наличие этической концепции коэволюции между человеком и природой и устанавливает для людей определенные обязательства перед природной средой и всей биосферой. Экологически образованные граждане – это люди, которые заботятся об охране окружающей среды, знают о своем праве на использование природных ресурсов и сознательно применяют эти знания на практике [Traditional… 2015].

Бескорыстие и бережливость – это тот нравственный минимум, который должны соблюдать все экограждане. В рыночной экономике погоня за деньгами часто уничтожает в человеке самые лучшие качества, такие как нравственность
и гуманность. Этикет (культурность), чувство долга (справедливость), умеренность (бескорыстие), совестливость (четыре основные добродетели) – очень важные идиомы в традиционной китайской культуре. В свое время известный премьер-министр эпохи Сражающихся царств Гуань Чжун сказал: «Этикет, чувство долга, умеренность, совестливость – вот четыре основных элемента страны. Если эти четыре элемента не могут быть реализованы, страна легко падет». А известный китайский философ Гу Янь-у считает, что ядром четырех добродетелей является совестливость. Раньше частыми в употреблении словами были «бескорыстный и бесстрашный», теперь же более распространенными понятиями стали «бессовестный и бесстрашный», а также «бесстыжий». Наши граждане должны помнить об этих четырех нравственных и экологически значимых добродетелях. Придерживаясь этих понятий, гражданин не совершит деструктивных действий в отношении природы. Нужно стремиться к ее сохранению. Мы должны помнить, что мы все живем под одним небом, что Земля одна на всех и каждый человек должен стать экологически нравственным гражданином. И только так наше общество сможет достичь высокого уровня экологически совершенной цивилизации.

Чтобы воспитать экологически ответственных граждан, необходимо развивать экологически обоснованный взгляд на счастье. Это означает, что нужно считать чистоту и красоту окружающей среды для себя счастьем, а загрязнение и разрушение природы – деструкцией. В первую очередь экологический взгляд на счастье предполагает жизнь в контексте человеческих идеалов, сопряженных с экологическим мировоззрением и достоинством. Экологически образованные граждане не только имеют экологические права, но и несут ответственность за экологическое благополучие общества, сознательно соблюдают законы и правила по охране окружающей среды. А это значит, что нужно начать с самого себя, начать с малого, выработать привычку сортировки мусора, энергосбережения и защиты окружающей среды, а также развивать экологическое сознание полезного и рационального потребления ресурсов. Экологически образованные граждане любят природу, имеют глобальное сознание, считают Землю своим единственным домом, сознательно защищают природную среду и сохраняют биологическое разнообразие. Конфуций однажды сказал своему ученику Ян Хуэю: «О, как мудр Хуэй! Немного пищи и воды, скромное жилище; то, что других повергает в печаль, ему не портит настроения». Концепция экологического счастья несовместима с меркантилизмом, консюмеризмом, мотовством, безудержным потреблением и бесконечным использованием ресурсов, а китайская культурная традиция, для которой характерна удовлетворенность настоящей жизнью, полностью соответствует концепции экологического счастья.

Чтобы воспитать чувство экологической ответственности у гражданина, необходимо соблюдение принципа «зеленого потребления» ресурсов. «Зеленое потребление» – это этичное потребление, отвечающее требованиям экологической цивилизации; здесь речь идет не только о естественном желании потреблять безопасные и здоровые продукты и товары, но также и об этических аспектах потребления. По мнению ряда ученых, к 2050 г. на планете будет насчитываться около 9 миллиардов человек. И если люди будут сохранять тенденции мышления современных американцев, в будущем может понадобиться более 20 таких планет, как Земля. Многие ученые предупреждают, что если способы производства и потребления со временем не изменятся, если большинство людей на планете не изменят отношение к окружающей среде и свой стиль жизни, человеческая цивилизация исчезнет. Неуместно сравнивать китайское потребительство с потребительством развитых стран. Нам нужны умеренное развитие и умеренное потребление в соответствии с национальными особенностями Китая. Мы должны помнить, что КНР – страна с многочисленным населением и небольшим количеством природных ресурсов. Мы не должны потреблять ресурсы будущих поколений.

Чтобы воспитать у людей чувство экологической ответственности, нужно обязательно придерживаться экологически ориентированного образования. Мы должны рассматривать экологическое образование как обычное для всех, осуществляемое на протяжении всего курса обучения и в течение всей жизни. Следует также повышать экологическую осведомленность гражданского населения, имея в виду как уровень национального сознания, так и глобальную осведомленность. При этом необходимо защищать экологическую этику и экологическое поведение в обществе, поскольку только так наше общество может стать экологически благополучным [Realizing… 2017]. В развитии экологического образования особенно важно, чтобы все чиновники стали экологически ответственными гражданами. В процессе содействия экологической демократии на первое место выходит экологическая справедливость, а ее главным врагом является коррупция, которая самым негативным образом сказывается на экологическом благополучии граждан. Именно поэтому борьба с коррупцией и культивирование честности являются важной задачей в развитии экологического образования и формирования на данной основе гражданского общества.

Одной из главных целей экологического воспитания и образования является подготовка таких граждан, которые будут передавать из поколения в поколение принципы экологической культуры и постоянно стремиться к самосовершенствованию [Лапина и др. 2002]. Цель жизни, отстаиваемую китайской социальной элитой, можно выразить следующими максимами: «Как небо неизменно, как земля открыта всем живущим на ней, так и человек готов к великим свершениям»; «Настоящий муж должен иметь твердые убеждения, не поддаваться искушению легкой наживы, не изменять себе из-за бедности, не совершать насилие»; «Человек со знаниями и амбициями не может быть слабым и податливым, потому что на нем лежит большая ответственность и ему предстоит долгий путь». Все это следует рассматривать в качестве императивов экологического гражданства Китая и основы для построения экологической цивилизации. В такой цивилизации главным элементом являются ее граждане, и если каждый граждан будет повышать свою экологическую культуру и ответственность, формирование экологического общества не заставит себя долго ждать.

 

Литература

Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах / под ред. Л. В. Литвиновой. М. : Мысль, 1972–1973.

Лапина З. Г., Чжоу Хун, Шилин К. И. Экологическое воспитание – творческая индивидуальность будущего // Энциклопедия Живого знания. Т. 6. М. : «Нефть и газ» РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, 2002.

Global Studies Encyclopedic Dictionary / ed. by A. N. Chumakov, I. I. Mazour,
W. C. Gay; with a Foreword by M. Gorbachev. Amsterdam; New York, NY : Editions Rodopi B. V., 2014.

Realizing Oneself and Realizing Others: Jointly Constructing a Civilization of All-under-Heaven. Songshan Forum (September 16–17, 2017). Dengfeng, 2017.

Traditional Culture Promotes Ecological Civilization // The 6th International Symposium on Traditional Culture and Eco-Civilization (September 16–18, 2015). Jiamusi, 2015.

 



* Фу Сюйань – профессор Юньнаньского университета (г. Кунмин, Китай). E-mail: fuxuan2019@163.com.

Чжоу Хун – профессор Юньнаньского университета (г. Кунмин, Китай), приглашенный научный сотрудник Центра экологических исследований Академии наук Китая, член Комитета по охране окружающей среды Китайской ассоциации исследований в области устойчивого развития. E-mail: zhouhongkm@126.com.


Вернуться назад