ИНТЕЛРОС > в№3, 2021 > Как радикальный исламизм влияет на дестабилизацию в странах Афразийской макрозоны нестабильности

Леонид Гринин
Как радикальный исламизм влияет на дестабилизацию в странах Афразийской макрозоны нестабильности


27 сентября 2021

Гринин Леонид Ефимович
д. ф. н., в. н. с. Института востоковедения РАН,
руководитель Евро-азиатского Центра мегаистории
и системного прогнозирования.
E-mail: lgrinin@ mail.ru

В статье автор останавливается на некоторых аспектах долгосрочного влияния исламизма (особенно радикального) и в целом религиозного фактора на возможные процессы дестабилизации в Афразийской макрозоне нестабильности в будущем. Эта макрозона включает в себя территории зоны Сахеля в субсахарской Африке, Северную Африку, Ближний и Средний Восток, в том числе и территорию бывшей советской Средней Азии, являясь наиболее нестабильной зоной в Мир-Системе. Мы считаем, что феномен исламизма, поскольку он порождает в качестве своего крайнего крыла радикализм, на довольно длительное время создает важную основу для дестабилизации. И в этой связи поддержка умеренного исламизма с целью отрыва его от радикального является одним из важнейших способов минимизации опасности радикализма и дестабилизации общества. Особо была исследована ситуация в зоне Сахеля, где исламизм в основном еще неразвит. Однако эти общества оказались, с одной стороны, восприимчивы к радикализму и терроризму, поскольку радикалы из стран Ближнего Востока и Северной Африки достаточно легко вербуют здесь сторонников и добровольцев, а с другой – эти страны (из-за отсутствия опыта, недостаточного уровня развития государственного аппарата, быстрорастущего населения, включая городское, и других причин) во многом оказались беспомощными против террористов. В результате некоторые из них становятся базами последних. Был сделан прогноз, что с течением времени (однако не скоро) роль радикализма начнет уменьшаться на Ближнем Востоке и одновременно расти в странах зоны Сахеля. Причем последнее будет происходить существенно быстрее первого. В статье также исследована ситуация в обществах, где мусульмане являются меньшинством, а именно в Китае и Индии.


Вернуться назад