ИНТЕЛРОС > №1-2, 2016 > Экологическая политика и образование в России в контексте геополитических изменений

Станислав Степанов, Ахмат Эркенов
Экологическая политика и образование в России в контексте геополитических изменений


13 июня 2016


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ

Степанов С. А., Эркенов А. Ч.*

В статье рассматриваются современные геополитические изменения, их преломление в экологической политике и содержании образования в России, особое внимание уделяется проблемам и перспективам экологического образования. Показывается системообразующая роль экологического образования в переходе общества к устойчивому развитию, обосновывается методология эффективного педагогического обеспечения данного процесса.

Kлючевые слова:геополитика, глобализация, экологическая политика, экологическое развитие, экологическое образование, устойчивое развитие, экологические ограничения, планирование, модернизация.

The article examines the current geopolitical changes, their transformation in the environmental policy and the content of Russian education; special attention is paid to the issues and prospects of environmental education. It shows the role of environmental education in the transition of society to sustainable development as well as justifies the methodology of effective pedagogical support of this process.

Keywords:geopolitics, globalization, environmental politic, environmental development, environmental education, sustainable development, environmental restriction, design, modernization.

В ХХI в. не наступил «конец истории», как предрекал Фрэнсис Фукуяма, не реализовалась всеобщая демократическая идиллия [Fukuyama 1992]. Наоборот, стали проявляться принципиально новые политические, культурные, социальные противоречия, определяющие такую особенность современной цивилизации, как развитие в условиях неоднозначности и неопределенности.

Состояние геополитической бифуркации в мире началось с распада СССР и исчезновения стран социалистического лагеря. Это, кроме всего остального, привело к серьезным геополитическим угрозам для России: нарастанию фундаментализма на южных рубежах, экспансии НАТО и ЕС с Запада, непредсказуемости действий стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В наши дни происходит становление многополярного мира, центры которого составляют США и Канада, Евросоюз и страны БРИКС**.

Вместе с тем ХХI в. будет веком глобализации и временем усиления тенденций в области образования, экономики, культуры, ориентированных на обеспечение перехода человечества к устойчивому развитию. Современное общество, став  целостным организмом в масштабах планеты, осознает свое единство перед лицом многочисленных угроз глобального характера, что потребует объединения усилий и ресурсов мирового сообщества, слаженности действий и взаимопонимания [Чумаков 2014: 32–43].

Говоря о перспективах России, ее шансах на устойчивое развитие, следует акцентировать внимание на следующих факторах, на которые обращал особое внимание в своих работах академик Н. Н. Моисеев и которые удачно систематизировал профессор К. С. Лосев [2002].

  1. Наличие большой территории. Площадь территории, приходящейся на душу населения в России, составляет 11,5 га; в США – 3,35; в Японии – 0,29; в Китае – 0,76 га.
  2. Наличие территорий, практически не затронутых хозяйственной деятельностью (по международной терминологии, так называемой «дикой природы»). Это бесценное сокровище, необходимое для восстановления биоты и стабилизации окружающей среды, сохранения биоразнообразия.
  3. Наличие колоссальных запасов природных ресурсов. В России находится четверть мирового запаса древесины, треть мировых запасов природного газа, она занимает второе место в мире по запасам водных ресурсов, пашни и пастбищ; запасы нефти на душу населения шестикратно превышают среднемировой уровень и т. п. Разумное и рациональное использование этих ресурсов в сочетании с рентными механизмами дает России значительное преимущество перед всеми странами мира.
  4. Традиционно высокий интеллектуальный потенциал страны и высокий уровень образования населения. Разумеется, нужно остановить деградацию научных и образовательных структур, избавить Российскую академию наук и систему образования страны от некомпетентного, коррупционного управления.
  5. Равновесное положение России в мире, ее связующая роль между Востоком и Западом. Здесь подразумевается не столько географическое положение России, сколько тот факт, что ее стратегические и национальные интересы поделены примерно поровну между Востоком и Западом. Поэтому благодаря России возможен баланс интересов между окружающими ее странами.
  6. Россия может ставить перед собой задачу интеграции в глобальный процесс перехода к устойчивому развитию. Такое участие, с одной стороны, будет стимулировать ее внутреннее развитие, а с другой – способствовать повышению роли РФ в изменяющемся мире. При этом должны быть использованы не только факторы принадлежности России к группе «великих держав» – постоянных членов Совета Безопасности ООН, к группе ядерных держав, но и фактор владения запасом «экологического ресурса» – крупнейшей в мире территорией с ненарушенными экосистемами, играющими важную роль в экодинамике Северного полушария и всей Земли.

Перечисленные факторы раскрывают потенциальные возможности России в современных условиях, объективные, возможные предпосылки ее перехода к устойчивому развитию. В данном случае, однако, не менее важны также субъективные предпосылки, которые формируются системой воспитания и образования в развитии страны, их потенциальная роль в переходе к устойчивому развитию, «зеленой экономике», обеспечении бережного отношения к природным ресурсам. Можно согласиться с Н. М. Мамедовым, что противоречия, с которыми сталкивается общество, неизбежно сказываются на образовании. Откликаясь на них, образование способно оказывать конструктивное влияние на разрешение данных противоречий [Мамедов 2012].

Действительно, современные проблемы российского образования являются производными от наметившихся социальных, политических, экономических, экологических проблем. Важнейшей предпосылкой их решения, несомненно, является продуманная трансформация образования, его содержания, методологии и технологии.

Определение адекватной концепции образования, отвечающей интересам современного общества, возможно на основе всестороннего анализа динамики многогранных социальных, экономических, экологических и других потребностей, понимания ценности естественных предпосылок и условий существования и развития человечества, уровня и перспектив научно-теоретического и технического освоения действительности. Современная государственная политика в сфере образования при этом должна учитывать приоритетность устойчивого развития и безопасности страны [Он же 2013].

Другими словами, в центре образования должен стоять человек, предпосылки и условия его гармоничного существования и свободного развития. Однако еще далеко не все условия созданы для достойной жизни и свободного развития граждан России. Интересы простых людей не стали приоритетом в деятельности ветвей власти. По разработанному в МНЭПУ композитному индексу условий достойной жизни и свободного развития человека (КИДР) Россия занимает 144 место из 187 стран мира, имеющих соответствующую международную статистику, уступая Беларуси, Украине, всем странам Балтии и странам, входившим ранее в СЭВ [Степанов, Тарко 2014].

Прошедший Год охраны окружающей среды и завершившееся Десятилетие ООН для образования в интересах устойчивого развития стали хорошим поводом для анализа и определения перспектив развития России по пути модернизации. Для нашей страны остаются актуальными вопросы уменьшения зависимости от использования углеводородной энергетики, перехода к альтернативным источникам энергии, высоким технологиям, «зеленой экономике».

Еще в конце прошлого века руководители транснациональных корпораций (ТНК) и ведущих предприятий мира провозгласили приверженность главному принципу устойчивого развития: двигаться к такому экономическому росту, когда экономические и другие потребности ныне живущих людей будут удовлетворяться не в ущерб условиям проживания будущих поколений.

Так, в Декларации Совета по устойчивому развитию (1989 г.), а затем в Хартии предпринимательской деятельности в интересах устойчивого развития (1992 г.) подчеркивается, что этот принцип учитывает следующие факты: проблемы экономического роста, защита окружающей среды неразрывно связаны друг с другом; качество жизни настоящего и будущего поколений связано с тем, насколько удастся решать насущные проблемы человечества сегодня, не нанося ущерба окружающей среде.

В последние годы в Российской Федерации принята целая система законов, подзаконных актов и других правительственных документов, направленных на создание правового поля для перехода к устойчивому развитию. К их числу можно отнести: «О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления”»; «Энергетическая стратегия России на период до 2030 г.»; «Водная стратегия РФ на период до 2020 г.»; «Климатическая доктрина РФ на период до 2020 г.»; «Стратегия деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 г.»; «Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе возобновляемых источников энергии на период до 2020 г.» и др.

Правительством России приняты специальные программы в области охраны окружающей среды и рационального природопользования:

– «Энергосбережение и повышение энергоэффективности на период до 2020 г.» (2010 г.);

– «Воспроизводство и использование природных ресурсов»;

– «Охрана окружающей среды на 2012–2020 гг.»;

– «Развитие лесного хозяйства на 2012–2020 гг.»;

– «Развитие водохозяйственного  комплекса РФ в 2012–2020 гг.»;

– «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 гг.» и др.

Казалось бы, за множеством принятых на уровне федеральных и региональных законов, решений Правительства РФ по вопросам охраны окружающей среды и рационального природопользования должен быть прогресс. Но этого не наблюдается. По международному рейтингу экологической эффективности Российская Федерация, к сожалению, занимает 107 место в мире.

Все это говорит о том, что сегодня должным образом не выполняются требования ст. 42 основного закона – Конституции Российской Федерации, согласно которой «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Причин этому несколько:

1. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды, как и системы образования в нашей стране, осуществляется по остаточному принципу.

2. Низкая экологическая культура руководителей органов государственного управления, государственных и муниципальных служащих, а отсюда и неэкологичность принимаемых стратегических решений в экономике, образовании и даже спорте.

3. В Российской Федерации до сих пор отсутствует государственная система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения.

Хотя в нашей стране не принята Стратегия устойчивого развития [Global… 2014: 434–437], необходимо руководствоваться «Основами государственной политики в области экологического развития на период до 2030 г.», стратегической целью которых является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологическое разнообразие природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации прав каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Этот документ по своей направленности и конкретике следует рассматривать как национальную стратегию устойчивого развития, или, по выражению академика Н. Моисеева, стратегию переходного периода[Моисеев 1997], суть которого – глубокая модернизация экономики страны на основе принципов энергоэффективности, энергосбережения, рационального использования природных ресурсов и сохранения окружающей среды.

В этом документе выражается национальная концепция устойчивого развития, выстраивается стратегия действий по ее реализации на основе четких задач, механизмов их реализации и конкретных принципов, среди которых основными являются:

– соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

– обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности граждан;

– охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

– приоритетность сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

– ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (далее – органы государственной власти) за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

– презумпция экологической опасности планируемой экономической и иной деятельности;

– обязательность оценки намечаемого воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении экономической и иной деятельности;

– запрещение осуществления экономической и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

– обеспечение соответствия экономической и иной деятельности установленным нормам и требованиям в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Одной из важных целей развития российского образования должно быть формирование экологической культуры, экологоориентированного мировоззрения у выпускников школ, колледжей, университетов. Вопрос о подготовке экологически компетентных специалистов и руководящих кадров становится приоритетной задачей российского образования.

Оптимально на каждом предприятии должен быть организован постоянный экологический всеобуч, который повысит экологический уровень принимаемых решений, снизит риски и финансовые издержки в результате нарушения законов и норм, будет способствовать повышению культуры производства и в конечном счете качества жизни работников предприятий и всех жителей страны.

Педагогическому сообществу России предстоит детально разобраться в экологической политике государства и совместными усилиями с соответствующими академическими институтами РАН, Российской академии образования наладить методологическую, методическую и практическую работу по экологическому образованию для устойчивого развития и формированию экологической культуры молодежи и населения. 

В философской литературе выдвигаются идеи глобального образования. «Осознание важной роли глобализации и глобальных проблем, понимание перспектив дальнейшего развертывания глобальной деятельности становится необходимым всем выпускникам вузов. Как показывает научно-образовательный опыт факультета глобальных процессов МГУ имени М. В. Ломоносова [Глобалистика… 2016: 241–247], здесь формируется не только специалист в узкой сфере науки и деятельности, но и личность с глобальным мышлением и мировоззрением, ориентированным на обеспечение устойчивого будущего для всего человечества» [Степанов, Тарко 2014: 32].

Требуется методологически рассмотреть изменяющееся значение определения «устойчивое развитие» применительно к экологии как системе наук, энвайронментальной политике и образованию. Здесь следует исходить из того, что экологическое образование формирует мировоззрение, а с включением в него новых методов обучения (совместный поиск знаний и информации с определением путей решения проблем на местном уровне) в интересах устойчивого развития активизируется развитие социальных навыков и формирование жизненной позиции и ценностей молодежи.

Педагогическим коллективам всех ступеней и форм образования, а также внутрикорпоративной и внутриотраслевой форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров необходимо исходить из известного экологического девиза: «Мысли глобально, действуй локально», планировать и осуществлять педагогическое обеспечение задачи по формированию экологической культуры учащейся молодежи, специалистов и руководителей всех уровней конкретными методическими приемами, доступными образовательным содержанием и воспитательными средствами.

В образовательных учреждениях следует на каждый учебный период (семестр, учебный год, полевую практику и т. д.) ставить четкую задачу выработки конкретного элемента экологической культуры, например: умение наблюдать природу, понимание и увлечение красотой (любованием) природой, рациональные приемы обращения с ресурсами, проектирование новых производственных процессов с учетом наилучших доступных технологий и т. д.

В процессе освоения программ высшего профессионального образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) следует использовать проблемный характер занятий по поиску решения тех или иных экономических, технологических, а также социально-гуманитарных путей модернизации российской экономики на основе уменьшения антропогенного воздействия на природу, снижения материалоемкости, энергоемкости производимой продукции и услуг, уменьшения накопленного экологического ущерба, внедрения малоотходных технологий, максимальной переработки отходов потребления и производства в сырье для вторичного использования по производству новой продукции.

Образовательная система страны в соответствии с федеральными законами «Об образовании в Российской Федерации», «Об охране окружающей среды», «О промышленной политике в Российской Федерации» и «Основами государственной политики в области экологического развития на период до 2030 г.» призвана осуществить педагогическое обеспечение модернизации экономики России на новой научно-технической и технологической основе.

При этом необходимо исходить из того, что, несмотря на происходящие изменения в глобализирующемся мире, кризисные явления на глобальном экономическом рынке, модернизация в нашей стране должна быть ориентирована на обеспечение условий достойной жизни и свободного развития каждого гражданина и
в конечном счете повышение качества жизни людей на всей территории страны.

 

Литература

Глобалистика. Персоналии, организации, труды. Энциклопедический справочник / гл. ред., сост. И. В. Ильин, И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. 2-е изд., стер. М. : Кнорус, 2016.

Лосев К. С. Проблемы и перспективы устойчивого развития России // Введение в теорию устойчивого развития / отв. ред. и сост. Н. М. Мамедов. М. : Ступени, 2002.

Мамедов Н. М. Контекст экологического образования // Непрерывное образование. 2012. № 2.

Мамедов Н. М. Экология и устойчивое развитие: уч. пособ. М. : Изд. центр МГАДА, 2013.

Моисеев Н. Время определять национальные цели. М. : Изд-во МНЭПУ, 1997.

Степанов C. А., Тарко А. М. Государство и гражданское общество: критерии оценки их взаимодействия // Гуманитарные науки. Вестник финансового университета. 2014. № 1(13).

Урсул А. Д., Урсул Т. А. Глобальное образование – новое направление развития высшего образования // Вестник экологического образования в России. 2014. № 4(74).

Чумаков А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2014.

Global Studies Encyclopedic Dictionary / Ed. by A. N. Chumakov, I. I. Mazour,
W. C. Gay. With a Foreword by M. Gorbachev. Amsterdam; New York, 2014. XI.

Fukuyama F. The Еnd of History and the Last Мan. N. Y., 1992.

 



* Степанов Станислав Александровичд. п. н., профессор Академии МНЭПУ. E-mail: ecosas@
rambler.ru.

Эркенов Ахмат Чокаевичд. т. н., профессор, депутат Государственной Думы ФС РФ. E-mail: erkenov@duma.gov.ru.

** БРИКС – группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилии, России, Индии, Китая, Южно-Африканской Республики (до присоединения ЮАР организация называлась БРИК). Была основана в июне 2006 г. в рамках Петербургского экономического форума. Первый саммит БРИК состоялся в июне 2009 г. в Екатеринбурге. С тех пор встречи проводятся ежегодно. Страны БРИКС охватывают более 25 % суши и 40 % населения Земли. Их объединенный валовой внутренний продукт (ВВП) – 15,5 трлн долларов.


Вернуться назад