ИНТЕЛРОС > №1, 2014 > Конфуцианский путь Ту Вэймина

Мигунов Н.И.
Конфуцианский путь Ту Вэймина


12 октября 2014


Конфуцианский Путь Ту Вэймина

Мигунов Н. И.

к. ф. н., приглашенный исследователь Института перспективных
гуманитарных исследований Пекинского университета.
E-mail: fengling@post.com

В статье даны основные вехи биографии профессора китайской истории и философии, исследователя конфуцианства Ту Вэймина. Сформулированная им в 80-х гг. XX в. грандиозная программа «конфуцианского мегапроекта» показывает актуальность конфуцианства как мощного духовного ресурса современности.

Ключевые слова: профессор Ту Вэймин, постнеоконфуцианство, «конфуцианский мегапроект», конфуцианская этика.

The article provides the main landmarks in biography of Professor of Chinese history and philosophy, student of Confucianism Tu Wei-Ming. His ambitious program “The Confucian megaproject” developed in the 1980s demonstrates Confucianism urgency as a huge spiritual resource of the modernity.

Keywords: Professor Tu Wei-Ming, Post-Neo-Confucianism, “Confucian megaproject”, Confucian ethics.

Без тени преувеличения можно сказать, что профессор Ту Вэймин[1] – всемирно известный философ, один из наиболее ярких представителей современного нового конфуцианства, или постнеоконфуцианства. Его заслуженно считают одним из авторов мирового конфуцианского ренессанса и лидером так называемого третьего поколения нового конфуцианства. С середины 80-х гг. ХХ в. это течение становится влиятельным «синтетическим культурно-философским явлением» не только в странах индустриальной Юго-Восточной Азии – «четырех малых драконах» (на Тайване, в Южной Корее, Гонконге и Сингапуре), но и в материковом Китае. Здесь оно выступает одним из трех ведущих духовных течений наряду
с марксизмом и либерализмом. Но немало в Китае и тех, кто считает, что «современное новое конфуцианство – главная основа  построения новой  китайской “духовной цивилизации”» [Сун Чжимин 2008: 4]. В среде университетской интеллигенции бытует даже такое мнение, что современное конфуцианство – теневая идеология китайского общества или даже «государственная религия», и что пора уже официально «конфуцианизировать компартию». Наряду с этим тема «конфуцианского социализма» – давно уже предмет спокойного академического дискурса. Как бы то ни было, если не брать в расчет современное новое конфуцианство, то понять, что же представляет собой китайская философия сегодня, просто невозможно.

Вплоть до 2010 г. Ту Вэймин жил и работал в США, занимал позиции в ведущих университетах – преподавал в Принстонском университете (1968–1971), Калифорнийском университете в Беркли (1971–1981), с 1981 г. – в Гарварде,
и пропагандировал конфуцианство по всему миру. Начиная с 1980 г. он регулярно бывал в Китае и оказался в эпицентре материкового конфуцианского возрождения. Ту Вэймин участвовал в опыте локальной инкультурации конфуцианских ценностей в Сингапуре – в 1982 г. в числе восьми самых известных в мире конфуцианцев он был приглашен президентом Сингапура Ли Кван Ю для разработки программы «Конфуцианской этики», положенной впоследствии в основание образовательно-воспитательной системы этого государства. В 1988 г. Ту становится первым академиком азиатского происхождения в Американской академии искусств и наук. С 1996 по 2008 г. Ту Вэймин – президент знаменитого Яньцзинского института Гарвардского университета (哈佛燕京学) –  одного из ведущих мировых центров по изучению азиатской культуры и философии. Он пожизненный профессор Пекинского университета, почетный профессор шести китайских и семи зарубежных университетов, член Шанхайской академии общественных наук, президент Международного конфуцианского экологического альянса (2013).

В 2001 г. профессор Ту Вэймин был включен Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном в «группу 19 выдающихся представителей мировых цивилизаций». Он неоднократно выступал с трибуны ООН и ЮНЕСКО с анализом перспектив становления диалогической цивилизации в планетарном масштабе, проблем глобализации, осевых цивилизаций и межцивилизационного диалога. Тема взаимоотношения традиции и модернизации, «множественных современностей» – ключевая для социальной философии Ту. В общей сложности им написано более 30 книг на английском и китайском языках и более 500 статей, которые постоянно переиздаются. Только осенью 2013 г. в Китае был опубликован восьмитомник его философских произведений и трехтомник академических воспоминаний. Ту Вэймин – лауреат бесчисленных премий и академических наград (последние две были вручены  ему 3 декабря  2013 г. в Греции от Global Thinkers Forum и 8 января 2014 г. в Макао от «Ассоциации китайской культуры за рубежом»).

Режим благоприятствования, последовательно создаваемый китайскими властями по отношению к новому конфуцианству, побудил гарвардского профессора Ту Вэймина принять в 2010 г. приглашение Пекинского университета (PKU)
и перебраться в Пекин, чтобы организовать и возглавить при PKU Институт перспективных гуманитарных исследований. Тем самым сложилась интереснейшая ситуация, когда в материковом Китае сосуществуют бок о бок  и имеют практически равные права на публичное представительство и академически респектабельное «зарубежное» новое конфуцианство в лице Ту, и собственно континентальное новое конфуцианство, быть может, зачастую излишне политизированное. В 2012 г. здесь же, в Пекинском университете, Ту Вэймин создает и возглавляет еще один институт, аффилированный с первым его детищем, – Институт мировой этики (Institute for World Ethics). Церемония открытия института состоялась 29 октября 2012 г. в Стэнфордском центре Пекинского университета при большом количестве приглашенных лиц. Его соучредителем становится Тюбингенский университет, а в Наблюдательный совет входит известный швейцарский профессор экуменической теологии Ганс Кюнг, инициатор создания всемирной «Декларации мирового этоса», принятой Вторым парламентом религий мира (Чикаго, 1993 г.) и несущей на себе серьезный отпечаток конфуцианской этики.

Еще в далекие восьмидесятые Ту Вэймин сформулировал грандиозную программу «конфуцианского мегапроекта» передачи учения (даотун), смысл которого сводится к тому, что конфуцианство как «живая традиция», как мощный духовный ресурс современности и как жизнефилософия, смогло бы реализоваться в качестве «исторически и культурно специфической формы жизни» [Tu Weiming 2010: 91]
в условиях становления новой исторической реальности – глобального сообщества (global community). При этом он прекрасно видел связанные с этим трудности. «Мы находимся в довольно сложном положении, – писал Ту Вэймин в связи
с этим, – нам предстоит преодолеть три преобладающие… дихотомии: “традиционное – современное”, “западное – незападное”, “локальное – глобальное”» [Сун Чжимин 2009: 297]. Задача усугублялась необходимостью предварительной когнитивной коррекции – выхода за пределы мышления, оперирующего дихотомическими понятийными парами, характерными для западного дискурса, и в конечном счете порождающими ложные антиномии: дух/материя, тело/разум, сакральное/профанное, человек/природа, творец/творение, субъект/объект, психическое/ментальное и т. п. Осуществлению этой программы он, собственно, и посвя-тил свои многолетние усилия.

Контур этого «конфуцианского мегапроекта» вырисовался  в 1983 г., когда
Ту Вэймин принимал участие в организации в Сингапуре Института восточноазиатских философий, а подойти вплотную к его осуществлению он смог только сейчас, прочно обосновавшись на родине Учения. В редакции 2010 г. мегапроект включает в себя три пункта: 1) культурный Китай; 2) диалогическую цивилизацию; 3) становление мировой этики. Во исполнение первого и третьего пункта этого грандиозного «конфуцианского проекта» под руководством Ту Вэймина учреждены два института, о которых я упомянул выше, реализация второго пункта предполагает организацию непрерывной цепи форумов, симпозиумов, конференций, круглых столов, широкой издательской деятельности с привлечением самых влиятельных представителей мировой общественности, научной, политической и финансовой элиты – от так называемой academia до царствующих особ, – в ходе проведения которых на протяжении вот уже 30 лет реализуются идеи и культурного Китая, и диалога цивилизаций, пронизанных духом конфуцианской этики как одной из основ нового мирового этоса. Важно понимать, что конфуцианство – это философия, которая стремится стать жизнью.

 

Литература

Сун Чжимин. Чжунго сяньдай чжэсюэ тунлунь (Общий обзор современной китайской философии). Пекин : Чжунго жэньминь дасю чубаньшэ, 2008.

Сун Чжимин. Сяньдай синь жусюэ дэ цзоу сян  (Направление движения современного нового конфуцианства). Пекин : Бэйцзин шифань дасюэ чубаньшэ цзитуань, 2009.

Tu Weiming.The Global significance of Concrete Humanity: Essays on the Confucian Discourse in Cultural China. New Dehli : Munshiram Manoharial, 2010.



[1] Родился в г. Куньмин провинции Юньнань материкового Китая в 1940 г. Получил степень бакалавра (1961) в университете Тунхай (Tunghai) на Тайване, где испытал влияние выдающихся представителей нового конфуцианства второго поколения Сюй Фугуаня (徐复观) и Моу Цзунсаня (牟宗三). Дальнейшее образование получал в США: степень магистра – в 1963 г., в 1968 г. – степень доктора, защитив в Гарвардском университете диссертацию по философии средневекового китайского неоконфуцианца Ван Янмина. Среди американцев считает своими учителями знаменитого гарвардского синолога Б. Шварца и классиков структурно-функционального анализа – социологов Т. Парсонса и Э. Шилса.


Вернуться назад