ИНТЕЛРОС > №2, 2013 > Место статистики в процессах глобализации

Виктор Салин, Анна Попова, Елена Шпаковская
Место статистики в процессах глобализации


06 ноября 2013

Салин В. Н.

к. э. н., профессор, заведующий кафедрой статистики
Финансового университета при Правительстве РФ.

E-mail: salvini@rambler.ru

ПоповаА. А.

к. э. н., доцент кафедры статистики
Финансового университета при Правительстве РФ.
E-mail: popova9111@gmail.com

ШпаковскаяЕ. П.

к. э. н., доцент кафедры статистики
Финансового университета при Правительстве РФ.

E-mail: epsh51@mail.ru

В статье рассматриваются влияние глобализации мирового экономического пространства на развитие статистики, истоки, становление и развитие макроэкономической статистики, международные стандарты статистического учета. Особое внимание уделяется методологическим проблемам национального счетоводства. Рассматриваются система показателей СНС, идеология макроэкономического анализа на основе консолидированных счетов, некоторые изменения, внесенные в международный стандарт по национальному счетоводству 2008 г.

 

The article addresses influence of globalization of international economy on statistics, development of macroeconomic statistics, international standards of statistical accounting. Special consideration is given to complex methodological aspects of national accounting. It also reviews the System of National Accounts and approach to macroeconomic analysis based on national accounts, as well as series of amendments introduced to national accounting standards in 2008.

 

В условиях глобализации мирового экономического пространства все больше внимания уделяется проблеме создания системы управления общественными процессами на мировом уровне, «способной обеспечить принятие и исполнение управленческих решений <…> посредством формирования и эффективной работы соответствующих структур и механизмов» [Чумаков 2012: 32–34]. Необходимость глобального управления общественным развитием для сохранения современного мира как единой геобиосоциосистемы особенно остро понимается мировым сообществом в период экономических кризисов, природных катаклизмов, войн и других потрясений [см.: Он же 2010: 3–15].

Одним из необходимых условий управления мировым сообществом, регулирования тех или иных направлений его деятельности, самоидентификации стран в мировой экономике является глобализация информационного пространства, подразумевающая использование единой методологии статистического исследования, соблюдение единых принципов сбора информации, методов расчета и анализа статистических показателей, гармонизацию и унификацию состава и способов представления информации.

Идея измерения и описания экономических явлений и процессов возникла давно. Воплощение ее казалось изначально невозможным. Как свести в единую систему множество различных типов хозяйствующих субъектов, обладающих финансовыми и нефинансовыми экономическими активами, множество совершаемых ими экономических действий, множество результатов этих действий в виде создания, передачи, накопления стоимости? Как преобразовать это море разнообразнейших сведений в стройную систему показателей, характеризующих условия и результаты развития сначала национальной, а затем и мировой экономики,  которые позволили бы оценить ее состояние и разработать меры по коррекции развития?

Но общественное знание не стоит на месте, и многие проблемы, неразрешимые вчера и сегодня, могут быть успешно решены завтра. Можно продолжить вслед за А. Б. Вебером: «Кто бы мог в середине XIX в. вообразить себе появление спустя сто лет Организации Объединенных Наций? Кто мог полвека назад представить себе, что из Европейского объединения угля и стали вырастет нынешний европейский союз?» [Вебер 2009: 15]. Кто бы мог подумать, что оценки национального дохода, предпринятые У. Петти и Г. Кингом в ХVII в., «экономическая таблица» Ф. Кенэ в ХVIII в., концепция сферы материального производства А. Смита, схемы простого и расширенного воспроизводства К. Маркса, расширенная концепция производства и подходы к определению годового дохода страны А. Маршалла, работы В. Леонтьева по изучению межотраслевых связей создадут основу, на которой расцветет макроэкономическая теория и будут созданы стройные статистические модели (баланс народного хозяйства и национальные счета), позволяющие описать кругооборот стоимости, потоки товаров и услуг, увязать ресурсы и результаты процесса производства, изменение доходов
и запасов? Кто мог предположить, что появятся источники статистической информации, необходимые органам управления для принятия мер по государственному регулированию экономики, а затем в рамках ООН и других международных организаций (ОЭСР, МВФ, Мирового банка и др.) на основе обобщения накопленного в разных странах опыта будут созданы международные стандарты по макроэкономической статистике: СНС, Руководство по платежному балансу, методологические материалы для глобальных международных сопоставлений ВВП и паритетов покупательной способности валют, исчислению индексов потребительских цен и индексов цен производителей, классификации товаров и видов деятельности и другие [Основы… 2013: 3, 35–37]? 

Сегодня разработаны системы статистических показателей для количественной и качественной характеристики массовых явлений и процессов на микро- и макроуровнях. Центральное место в статистике стран с рыночной экономикой занимает система национальных счетов, поскольку она не только включает наиболее важные макроэкономические показатели, но и связывает другие разделы и блоки социально-экономической статистики, определяет содержание и методологию исчисления их показателей. Охватывая все сферы общественной жизни, процесс глобализации мировой экономики неизбежно приводит к гармонизации и унификации информационной среды. Именно СНС, ее согласованные на международном уровне понятия, концепции, определения, классификации стали универсальным языком, «на котором общаются экономисты и статистики различных школ и направлений, социологи, государственные деятели, политики, дипломаты, бизнесмены и представители средств массовой информации» [Там же: 5–6]. Использование стандартной терминологии, единой методологии исследования экономики дает возможность получать сопоставимую информацию об экономических процессах и их результатах по различным странам.

СНС возникла в ряде развитых западных стран как ответ на вызов времени, когда мировой экономический кризис в 30-х гг. ХХ столетия доказал неспособность рыночной системы самостоятельно выходить из кризисных ситуаций и возвращаться в состояние равновесия. Именно тогда была осознана необходимость активного государственного вмешательства для обеспечения стабильного процесса общественного воспроизводства. Одним из ученых, в работах которого возможности и способы государственного регулирования экономики получили теоретическое обоснование, был Дж. М. Кейнс. Он показал наличие связи между макроэкономическими показателями, возможность государственного регулирования экономики путем воздействия на одни переменные с целью изменения других. Поскольку формирование государственной экономической политики возможно только на основе анализа системы взаимосвязанных макроэкономических индикаторов, возросла потребность в статистической информации о процессах и явлениях на уровне национального хозяйства в целом, и прежде всего о национальном продукте и доходе. Появились работы, в которых обосновывалась возможность применения принципов бухгалтерского учета для отражения экономических операций по экономике в целом. Голландским экономистом
Э. Ван Клиффом были предложены термины «национальные счета», «национальное счетоводство». 

После Второй мировой войны внимание к макроэкономической статистике и, в частности, к национальным счетам усилилось. Огромные государственные инвестиции шли на восстановление разрушенной экономики. В решении проблем, порожденных войной, требовалось активное участие государства. В разработку методологии национального счетоводства включились и международные экономические организации. С учетом накопленного в разных странах опыта составления национальных счетов в 1953 г. под руководством Р. Стоуна был подготовлен и одобрен ООН первый международный методологический стандарт по национальному счетоводству СНС-53. Он содержал несколько счетов, связанных
с расчетом продукта и дохода по национальному хозяйству в целом. Вторая версия международного стандарта СНС была принята статистической комиссией ООН в 1968 г. В стандарте СНС-68 появились новые блоки макроэкономической информации (например, некоторые показатели национального богатства), счета для секторов экономики. В разработке третьей версии международного стандарта СНС-93 принимали участие пять международных организаций (ООН, МВФ, Мировой банк, ОЭСР, Евростат). В ней были уточнены определения показателей, классификации, структура счетов, в которой взаимоувязаны счета для экономики в целом, ее секторов и отраслей, разработана методология измерения национального богатства и способы его отражения в СНС, предусмотрен учет теневой экономики. В 2009 г. Секретариатом ООН опубликована четвертая версия международного стандарта в области национального счетоводства (СНС 2008 г.). Каждая новая версия сопоставима с предыдущими и является их развитием. При их разработке учитываются достижения в области теории и методологии макроэкономических расчетов, опыт внедрения рекомендаций по СНС в статистическую практику различных стран. Стандарт по национальному счетоводству становится более совершенным с точки зрения формулировок, определений, классификаций. Уточняются состав и методы исчисления показателей, вводятся новые показатели, расширяются круг объектов и субъектов экономических операций, отражаемые аспекты функционирования экономики. Проводится гармонизация и унификация содержания, методологии исчисления показателей с другими разделами макроэкономической статистики.

Современная система национальных счетов представляет собой систему взаимосвязанных показателей, счетов и балансов, в основе которой лежит согласованная на международном уровне методология макроэкономического анализа (система концепций, определений, классификаций, методов исследования) [Основы… 2013: 7]. Это дает возможность получать сопоставимую макроэкономическую информацию. 

Основная задача СНС состоит в том, чтобы дать в упрощенной форме всеобъемлющую характеристику развития национальной экономики за год (производства и потребления, процессов образования и распределения доходов, состояния и изменения активов и пассивов, источников финансирования инвестиций и др.). Функционирование экономики описывается через взаимодействие экономических субъектов. В СНС используются два типа экономических единиц (институциональные единицы и заведения) и два вида их классификаций (по секторам и отраслям экономики). Институциональные единицы-резиденты, однородные с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования затрат, объединяются в пять секторов национальной экономики: нефинансовые корпорации; финансовые корпорации; государственное управление; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; сами домашние хозяйства. Все институциональные единицы, не являющиеся резидентами страны, но имеющие
с резидентами экономические отношения, включаются в сектор «остальной мир». Институциональная единица может состоять из одного или нескольких заведений (подразделений, расположенных в одном месте и занятых преимущественно одним видом деятельности). Совокупность заведений со сходными видами производственной деятельности объединяется в отрасли.

В основе СНС лежат понятия и категории экономической теории. От четкого определения их содержания зависят методология исчисления макроэкономических показателей и, соответственно, результаты международных сопоставлений. Действительно, от того, какие виды деятельности должны быть включены в границы экономического производства, что понимать под промежуточным и конечным потреблением, как провести различие между доходами, полученными от участия в процессе производства, и доходами, являющимися результатом перераспределительных процессов, зависит оценка объема произведенного продукта и дохода. Приведем несколько примеров. Следует ли относить к сфере экономического производства услуги финансовых организаций (центрального банка, коммерческих и других банков, страховых компаний и др.), органов государственного управления, учреждений здравоохранения, образования, науки? Если да, как измерить результаты их деятельности в составе произведенного продукта? Должны ли учитываться товары и услуги, произведенные не для реализации другим хозяйственным единицам, а для собственного потребления или накопления
(и если должны, то по какой цене)? Следует ли включать в границы экономи-ческого производства теневую экономику или производство, осуществляемое в рамках запрещенной законом деятельности (например, производство и реализацию наркотиков)? В каком объеме следует учитывать производство жилищных услуг (в полном или только по арендуемому жилью)? Если деятельность по приготовлению пищи в кафе или ресторане ничем не отличается от аналогичной деятельности в домашних условиях, то должна ли последняя учитываться при определении объема производства? Как рассматривать расходы на научные исследования и разработки – как промежуточное потребление или как накопление? Можно продолжить огромный список вопросов теоретического и методологического характера, рассматриваемых в стандарте по национальному счетоводству, от решения которых зависит получение сопоставимых по разным странам данных.

Институциональные единицы совершают множество различных экономических действий, результаты которых характеризуются показателями потоков
и запасов. При этом если показатели потоков отражают экономические процессы за тот или иной период времени (объем производства товаров и услуг, выплату налогов, заработной платы и т. п.), то показатели запасов – состояние (наличие) активов или обязательств институциональных единиц на определенный момент времени. Потоки, возникающие по взаимному соглашению между институциональными единицами, называются в системе экономическими операциями. Изменение стоимости активов и обязательств институциональных единиц может происходить не только под влиянием экономических операций, но и в результате каких-либо политических или экономических событий (например, войн, забастовок), природных катастроф (землетрясений, наводнений и т. д.), а также изменения уровня цен. Подобные изменения стоимости активов называются «другими экономическими потоками».

Для анализа функционирования экономики в СНС разработан набор взаимосвязанных счетов и балансовых таблиц, в которых представлены обобщающие экономические показатели. Каждый счет предназначен для отражения определенной группы операций, а балансовые таблицы – для отражения запасов (активов и обязательств институциональных единиц на определенный момент времени). Счета и балансовые таблицы состоят из двух частей. На одной стороне счета, называемой «Ресурсы», записываются суммы, полученные экономическими единицами в результате тех или иных операций, а на стороне «Использование» – суммы, выплаченные экономическими единицами. Баланс, математическое равенство между суммами двух сторон счета, достигается с помощью балансирующих статей, которые записываются на стороне «Ресурсы». При этом балансирующая статья одного счета становится первой записью в разделе «Использование» следующего по идеологии СНС счета. Более того, балансирующие статьи не только связывают счета в единую логическую систему, но и имеют самостоятельное значение как важнейшие макроэкономические показатели, дающие характеристику результатов экономической деятельности. В балансовых таблицах также предусмотрены две части: одна часть служит для отражения активов, а другая – обязательств институциональных единиц и чистой стоимости капитала (это балансирующая статья таблицы). Балансы активов и пассивов составляются на начало и конец периода. Их показатели связаны между собой показателями изменения активов и обязательств между этими моментами времени, которые отражаются в счетах экономических операций и других экономических потоков.

В СНС можно выделить следующие группы счетов и балансовых таблиц: консолидированные (сводные) счета и таблицы для экономики в целом; счета для пяти секторов внутренней экономики; счета для отраслей экономики; счета для отдельных видов экономических операций; счета для сектора «остальной мир». В методологическом стандарте представлены также таблицы «Затраты – выпуск», даются рекомендации по исчислению показателей в постоянных ценах, показателей, характеризующих население и затраты труда, рассматриваются вопросы, связанные с учетом ненаблюдаемой экономики, с согласованием показателей СНС и платежного баланса, с анализом социальных процессов и др.

В составе консолидированных счетов для экономики в целом с точки зрения характера отражаемых операций выделяют счета текущих операций и счета накопления. В счетах текущих операций описывается движение стоимости товаров и услуг от производства до конечного использования. Термин «текущие» означает регулярно повторяющиеся операции, непосредственно не затрагивающие стоимость активов и обязательств институциональных единиц. Первый счет в этой группе – счет производства. Методологические принципы его построения являются определяющими для других счетов, а его балансирующая статья – основа всей системы макроэкономических показателей. Для характеристики затрат и результатов производственной деятельности в ресурсной части счета показывается выпуск товаров и услуг в основных ценах, чистые налоги на продукты[1], а в разделе «использование» отражается промежуточное потребление (стоимость товаров и услуг, потребленных в текущем периоде в процессе производства: стоимость сырья, материалов, топлива, услуг транспорта и пр.). Балансирующей статьей счета, дающей представление о добавленной стоимости, созданной в процессе производства текущего периода, является валовой внутренний продукт в рыночных ценах. Это важнейший макроэкономический показатель результатов функционирования экономики, отражающий рыночную стоимость товаров и услуг, произведенных за рассматриваемый период резидентами страны для конечного использования.

Валовая добавленная стоимость является источником доходов участников процесса производства. Учитывая огромное значение, придаваемое изучению процесса распределения и перераспределения доходов в экономическом анализе, этот процесс в СНС разбивается на отдельные шаги, описываемые в разных счетах. Анализ распределительных операций начинается с составления счета образования доходов, в ресурсную часть которого переносится балансирующая статья предыдущего счета (счета производства) – ВВП в рыночных ценах. В разделе «использование» записываются суммы, которые должны быть выплачены производителями-резидентами другим участникам процесса производства – наемным работникам и государству. Источниками информации об оплате труда наемных работников и чистых налогах на производство и импорт служат отчеты работодателей о фонде заработной платы и выплатах социального характера, данные специально организованных выборочных обследований домашних хозяйств, отчеты об исполнении государственного бюджета и др. Балансирующая статья счета образования доходов – валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы. На основе этого счета определяется структура ВВП – доля образованных на стадии производства первичных доходов производителей, наемных работников и государства.

Описание распределительных процессов продолжается в счете распределения первичных доходов, в котором показывается, как первичные доходы, образованные на стадии производства, распределяются среди различных категорий их получателей. Кроме того, в этом счете отражаются операции, связанные с распределением валовой прибыли, валовых смешанных доходов и образованием другой группы первичных доходов, называемых доходами от собственности. К последним относятся доходы в виде процентов, ренты, дивидендов и пр., получаемые институциональными единицами за косвенное участие в процессе производства, то есть за предоставление другим институциональным единицам во временное пользование финансовых активов, земли и других нефинансовых непроизведенных материальных активов. В ресурсной части счета отражаются полученные резидентами страны первичные доходы (валовая прибыль экономики и смешанные доходы, оплата труда, чистые налоги на производство и импорт, доходы от собственности, полученные от «остального мира»), а в разделе «использование» – доходы от собственности, переданные остальному миру. На основе этих данных определяют валовой национальный доход, который представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами страны в результате прямого или косвенного участия в производственной деятельности как в рамках национальной экономики, так и за ее пределами (балансирующая статья счета).

Значительная часть перераспределительных операций происходит в форме текущих трансфертов (в денежной и натуральной форме), а именно: в виде налогов на доходы и имущество, социальных пособий, страховых премий и возмещений, штрафов, пени, добровольных взносов, гуманитарной помощи и др. Эти операции происходят регулярно, влияя на доходы и не затрагивая активы институциональных единиц. Они отражаются в счете вторичного распределения доходов как полученные и переданные текущие трансферты. Балансирующая статья счета – валовой национальный располагаемый доход (ВНРД), характеризующий сумму текущих доходов институциональных единиц, которая может быть использована для конечного потребления и сбережения.

Под конечным потреблением (КП) понимается приобретение товаров и услуг (покупку, производство, получение в качестве оплаты труда в натуральной форме) для удовлетворения индивидуальных потребностей населения и коллективных потребностей общества в целом (потребностей в государственном управлении, обороне, науке, защите окружающей среды и т. п.). Основным показателем, характеризующим конечное потребление в СНС, является показатель расходов на конечное потребление. Однако доходы одних инсти­туциональных единиц могут использоваться для финансирования расхо­дов на конечное потребление других институциональных единиц. Например, бесплатные услуги в обла­сти здравоохранения и образования исполь­зуют­ся домашними хозяйствами для удовлетворения своих индивидуальных потребностей, а соответствующие расходы несет государство. В связи с этим в СНС проводится различие между двумя понятиями – расходами на конечное потребление и фактическим конечным потреб­лением, что позволяет проводить анализ в двух направлениях: кто финансирует расходы на потребление и кто получает товары и услуги для конечного потребления.

Расходы на конечное потребление осуществляются институциональными единицами трех секторов экономики: домашними хозяйствами, государственными учреждениями и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. Фактическое конечное потребление исчисляется для двух секторов: домашних хозяйств и государственных учреждений. Фактическое конечное потребление домашних хозяйств включает стоимость товаров и услуг, приобретенных ими для индивидуального потребления за счет личных текущих доходов или произведенных для собственного потребления (например, полученных из личного подсобного хозяйства), а также полученных в виде социальных трансфертов в натуральной форме от государственных учреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Фактическое конечное потребление государственных учреждений включает стоимость услуг, удовлетворяющих коллективные потребности общества в целом. По экономике в целом сумма расходов на конечное потребление равна фактическому конечному потреблению.

В счете использования располагаемого дохода в ресурсной части записывается ВНРД, а в разделе «использование» – расходы на конечное потребление указанных выше трех секторов экономики. Балансирующая статья счета – валовое национальное сбережение, представляющее собой часть валового национального располагаемого дохода, которая не израсходована на конечное потребление.

Следующая группа счетов – счета накопления – предназначена для описания операций и других экономических потоков, приводящих к изменению объема, состава и стоимости активов, обязательств и чистой стоимости собственного капитала. В нее входят счет операций с капиталом, финансовый счет, счет других изменений в активах, счет переоценки. В счете операций с капиталом показывается объем нефинансовых активов, приобретенных институциональными единицами за счет валового сбережения и капитальных трансфертов. Последние представляют собой безвозмездную передачу прав собственности на активы[2] или средств для приобретения одной институциональной единицей другой. В эту группу операций включают, например, налоги, связанные с наследством или дарением, инвестиционные субсидии и др. Приобретение нефинансовых активов характеризуется такими показателями, как валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств, чистое[3] приобретение  ценностей, земли и других нефинансовых активов. Если по экономике в целом объем инвестиционных ресурсов (суммы национального сбережения и чистых капитальных трансфертов[4]) больше суммы расходов на чистое приобретение нефинансовых активов, то балансирующая статья счета (чистое кредитование) показывает объем ресурсов, предоставляемых страной «остальному миру». В противном случае балансирующая статья (чистое заимствование) равна объему ресурсов, предоставляемых стране «остальным миром».

Показатель чистого кредитования и чистого заимствования по секторам и экономике в целом характеризует конечный финансовый результат экономических операций институциональных единиц. Финансовый счет служит для отражения процесса перераспределения финансовых ресурсов между секторами–кредиторами и секторами-заемщиками. У первой группы секторов превышение собственных источников финансирования над расходами, связанными с приобретением нефинансовых активов, приводит к образованию свободных ресурсов, которые могут использоваться для приобретения новых финансовых активов или уменьшения своих финансовых обязательств. Вторая группа секторов, имеющая дефицит собственных источников финансирования, получает необходимые финансовые ресурсы путем принятия финансовых обязательств или уменьшения финансовых активов. При этом разность между изменениями в финансовых активах и финансовых обязательствах равна чистому кредитованию или чистому заимствованию.

Активы и обязательства могут изменяться не только в результате экономических операций. Для отражения этих изменений в СНС предусмотрены следующие счета: счет других изменений в объеме активов (в нем должны отражаться изменения в объеме активов в результате, например, открытия новых месторождений полезных ископаемых, природных катастроф, политических событий), счетпереоценки (служит для учета таких изменений в стоимости активов и обязательств, которые вызваны изменением уровня цен).

Большое значение для анализа макроэкономических процессов имеет счет товаров и услуг. Он показывает источники формирования ресурсов товаров и услуг и направления их использования. Источниками ресурсов являются валовой выпуск и импорт товаров и услуг, а направлениями использования товаров и услуг – промежуточное потребление, конечное потребление, валовое накопление и экспорт. Счет товаров и услуг имеет общие статьи со счетами производства, использования доходов, операций с капиталом, внешних операций с товарами и услугами (одним из счетов операций с «остальным миром»). На его основе ВВП может быть исчислен двумя методами – производственным и методом конечного использования.

Как отмечалось выше, в настоящее время опубликована четвертая версия нового международного стандарта по национальному счетоводству (СНС 2008 г.). Сохраняя неизменными теоретические и многие методологические положения, в новой версии СНС нашли отражение те аспекты развития экономики, которые или вообще не рассматривались ранее, или отражались не в полной мере, но приобретают все большее значение для макроэкономического анализа [Иванов, Хоменко 2009: 19]. Кроме того, в ней даны необходимые разъяснения по целому ряду положений СНС. Цель пересмотра международного стандарта состоит в том, чтобы учесть изменения, произошедшие в современном мировом экономическом пространстве, потребности потребителей статистической информации, достижения в области статистической методологии. В СНС 2008 г. уточнены определения статистических единиц и их классификация по секторам экономики. Например, холдинговые компании в СНС 1993 г. относились к тому сектору экономики, в котором сосредоточена основная деятельность ее дочерних компаний. Теперь, в соответствии с положениями четвертой версии международной стандартной отраслевой классификации (МСОК), разработанной ООН в 2009 г., холдинговая компания, являющаяся держателем активов дочерних корпораций, рассматривается как единица, производящая финансовую услугу, и относится к сектору финансовых корпораций [Салин, Шпаковская 2001: § 4.54]. Ряд изменений, предусмотренных в СНС 2008 г., повлияет на величину и структуру ВВП. Так, согласно СНС 2008 г. затраты на научные исследования и разработки теперь должны относиться к валовому накоплению (в предыдущей версии – к промежуточному потреблению), а в классификации активов их выделили в отдельную позицию в составе основных фондов [Там же: § 6.207, А3.51]. В СНС 2008 г. расширены определение и виды финансовых услуг, классификация сектора финансовых корпораций приведена в соответствие с другими системами денежной и финансовой политики, уточнен метод исчисления услуг финансового посредничества, выпуска центрального банка, услуг страхования [Там же: § А3.19, 24–33]. Учитывая большую роль НКО в формировании «гражданского общества», в СНС 2008 г. предусмотрена возможность составления дополнительных таблиц, в которых охватывается деятельность всех некоммерческих организаций, относимых к разным секторам экономики. Для этого рекомендуется в составе секторов корпораций и государственных учреждений выделять НКО в отдельные подсекторы [Там же:
§ А3.17]. Процессы глобализации мировой экономики потребовали уточнения критерия определения резидентской принадлежности институциональных единиц, выделения корпораций, находящихся под иностранным контролем, в отдельный подсектор. Кроме того, с учетом значительного роста трансграничных финансовых потоков и, в частности, прямых инвестиций в стандарте появилась новая глава, в которой в числе прочих рассматриваются вопросы измерения степени глобализации, ее изменения за текущий период и влияния на экономику страны. Эти расчеты основаны на данных о прямых иностранных инвестициях и ВВП [Там же: гл. 21]. Мы упомянули только некоторые дополнения и изменения в новом международном стандарте по национальному счетоводству.

В России на протяжении почти 70 лет для проведения макроэкономического анализа использовался баланс народного хозяйства (БНХ), который в большей степени соответствовал потребностям государственного управления, основанного на принципах централизованного планирования и распределения ресурсов. Система макроэкономических показателей БНХ охватывала только сферу материального производства, отражала процессы производства, распределения, потребления и накопления материальных благ, услуг и связанное с ними движение доходов. Это согласовывалось с задачами, которые стояли перед статистикой: контролировать выполнение планов, анализировать наличие ресурсов, их изменение за счет производства материального продукта, его потребления и накопления. Переход к рынку, коренные изменения в общественной и экономической жизни государства поставили перед статистикой иные задачи, выдвинули на передний план финансовый аспект анализа процессов воспроизводства, подразумевающий изучение прежде всего потоков доходов и расходов, а не движения материальных благ. С изменением требований к макроэкономическому моделированию, усилением процессов интеграции России в мировую экономику возникла потребность в системе национальных счетов, используемой для описания и анализа макроэкономических процессов в странах с рыночной экономикой. В настоящее время система национальных счетов России, основанная на методологии международного стандарта 1993 г., включает в себя основные консолидированные счета, счета для институциональных секторов экономики, отраслевые счета (по видам экономической деятельности). Публикуются данные о ВВП в текущих и сопоставимых ценах, показатели структуры ВВП по направлениям использования, квартальные показатели ВВП и его элементов, показатели динамики объема выпуска, валовой добавленной стоимости, цен, ВВП. Одной из перспективных задач Росстата является внедрение положений СНС 2008 г. [Национальные… 2012]. В этой связи возникает множество проблем практического характера, связанных с совершенствованием статистической, бухгалтерской, финансовой отчетности, других форм статистического наблюдения, решение которых зависит не только от статистических служб, но и от других ведомств, влияющих на формирование информационной базы.

Система национальных счетов имеет большое значение в экономической жизни общества. Описывая происходящие экономические процессы и явления, СНС является не только инструментом познания национальной экономики, оценки результатов ее развития, но и позволяет прогнозировать значения макроэкономических переменных, возможное влияние тех или иных решений органов государственного управления на их сбалансированность [Основы… 2013: 88–91]. СНС обеспечивает информацией не только органы государственного управления для формирования экономической политики, но и других потребителей информационных услуг: предпринимателей для разработки стратегии своего поведения с учетом инвестиционного климата, экономической конъюнктуры, финансового состояния; аналитиков-практиков и научной общественности для изучения теоретических аспектов макроэкономики, прогнозирования воспроизводственных процессов, анализа уровня жизни, проведения международных сопоставлений и выработки рекомендаций органам управления; общественным организациям, партиям и движениям, заинтересованным в оценках социально-экономического положения страны; международным организациям при определении направлений и форм международного сотрудничества, координации экономической и политической деятельности и решения других проблем. 

Литература

Вебер А. Б. Современный мир и проблемы глобального управления // Век глобализации. 2009. № 1(3). С. 3–15.

Иванов Ю. Н. Вопросы применения СНС 2008 в странах СНГ // Вопросы статистики. 2013. № 3. С. 12–19.

Иванов Ю. Н., Хоменко Т. А. Обзор основных положений пересмотренной системы национальных счетов 1993 года (СНС 2008 года) и перспективы их поэтапного применения в статистике стран СНГ // Вопросы статистики. 2009. № 3. С. 19–31.

Национальные счета России в 2004–2011 годах: стат. сб. М. : Росстат, 2012.

Основы национального счетоводства (международный стандарт СНС 2008 г.): Учебник / под ред. Ю. Н. Иванова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2013.

Пономаренко А. Н. Оперативная бизнес-статистика и национальные счета: проблема согласования. 2008. № 8. С. 7–12.

Пономаренко А. Н. О возможных направлениях модернизации национальной статистической системы. 2010. № 4. С. 14–18.

Салин В. Н., Кудряшова С. И. Система национальных счетов: уч. пособ. М. : Финансы и статистика, 2006.

Салин В. Н., Шпаковская Е. П. Социально-экономическая статистика: учебник. М. : Юристъ, 2001.

Система национальных счетов 2008. Нью-Йорк : ООН, 2009.

Чумаков А. Н. Глобальный мир: проблема управления // Век глобализации. 2010. № 2(6). С. 3–15.

Чумаков А. Н. Проблема управления как повод для дискуссии // Век глобализации. 2012. № 2(10). С. 32–42.

 

[1] Чистые налоги в СНС – это разность между налогами и субсидиями.

[2] Кроме наличных денег и материальных оборотных средств.

[3] Под чистым приобретением в системе понимается разность между приобретением и выбытием активов.

[4] Чистые капитальные трансферты – разность между капитальными трансфертами, полученными от «остального мира», и капитальными трансфертами, переданными «остальному миру».


Вернуться назад