ИНТЕЛРОС > №2, 2013 > Энергобезопасность – приоритетная задача России

Владимир Авилов, Светлана Авилова
Энергобезопасность – приоритетная задача России


06 ноября 2013

Авилов В. И.

д. т. н., академик РАЕН, главный научный сотрудник
Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН

Авилова С. Д.

д. б. н., академик РАЕН, главный научный сотрудник

Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН.
E-mail: avands@yandex.ru

Наличие природных богатств является необходимым, но не единственным условием обеспечения безопасности нашей страны. Разумное владение ресурсами в интересах общества создает основу энергобезопасности государства. Анализ экосистемных взаимодействий в социосфере планеты дал возможность выдвинуть новые принципы более четкой структурной организации общества, основанной на разделении собственности как продукта, произведенного из природных ресурсов. Внедрение принципов отнесено к приоритетным задачам власти по обеспечению безопасности страны.

 

Natural resources are a necessary but nota single condition of our state security. Reasonable exploitation of resources for society interests forms the basis for state energy security. The analysis of ecosystem interactions in the planet sociosphere enables to suggest new principles of a clearer social structure, based on division of property as a product made from nature resources. Introduction of these principles is among the state priority security tasks.

 

Системность проблемы. Вопрос о безопасности России постоянно находится в центре внимания общества. Одним из первых был принят Закон РФ «О безопасности» (1992 г.), в котором рассмотрены разнообразные угрозы национальной безопасности и названы силы и средства ее обеспечения. Создан и постоянно действует Совет безопасности РФ. Названы и развиваются такие направления, как военная, экономическая, экологическая, социальная безопасность и т. п. Все они вносят свой вклад в решение проблемы, являясь компонентами единого механизма управления экономикой страны и обществом. В работу вовлечены многочисленные общественные фонды и организации социальной и экологической направленности. Значительная часть населения в той или иной степени занята вопросами обеспечения безопасности страны.

Предпринятые усилия подняли безопасность России на должный уровень, но ситуация быстро меняется. Анализ сложившихся взаимозависимостей приводит к выводу о доминировании за последнее десятилетие в механизме национальной безопасности экономической компоненты. Одномоментно с несомненным успехом – устранением угрозы распада страны и укреплением государства – обострились противоречия между отдельными составными частями системы безопасности. Об этом свидетельствуют недавние предвыборные баталии, обозначившие диспропорции в политической, социальной и энергетической сферах. Политические разногласия быстрыми решениями сведены властью до минимума. Причины несоответствий в других сферах лежат гораздо глубже. Для анализа причин возникновения противоречий и последствий их действия выбираем наиболее значимые проблемы на современном этапе. Таковые сконцентрированы в вопросах владения природными ресурсами.

Принципиальные вопросы природопользования в России в целом и по отдельным ресурсам регламентированы принятым законодательством (ФЗ «Об охране окружающей среды», Водный, Лесной, Градостроительный кодексы РФ и т. д.). Практическая деятельность по разработке и освоению ресурсов часто вступает в противоречие с законодательными нормами, ставя под сомнение заложенные в федеральных законах и кодексах принципы. В России, где по оценке примерно 60 % территории занимает первозданная природа, бытует пренебрежительное отношение к экологическим ограничениям, которые просто мешают бизнесу. В сфере производства наблюдаются случаи, когда принимают подзаконные акты, методические, предынвестиционные и иные документы, противоречащие существующему федеральному законодательству, направленному на реализацию прагматических интересов страны в долгосрочной перспективе [Коренева 2010]. Конфликт интересов порождает разнообразные негативные явления, но главное, приводит к хаотичному, слабо управляемому процессу развития ресурсодобывающей отрасли и инфраструктурных объектов. Получаем активно действующую сырьевую экономику с элементами стихийного управления, сопровождаемую обострением противоречий в обществе. Возникшая ситуация далека от оптимальной и таит определенную опасность, но по-своему закономерна, так как характерна для многих стран, в которых преобладает экспортно ориентированная сырьевая экономика. Однако выход из нее не очевиден. Наилучшее приближение можно получить, если рассматривать безопасность как многокомпонентную систему и выявить в ней преобладающие процессы. С этой позиции определяем основной подход к проблеме.

Цели и методы исследования. Цель данной работы состоит в выборе и обосновании главенствующих факторов, обеспечивающих безопасность страны, для повышения эффективности управления на современном этапе. В такой формулировке цели важно определить понятие «безопасность». Каждое направление человеческой деятельности выработало свое представление о безопасности страны: в военной области – это защита от врага, в экономической – стабильное развитие, в экологической – охрана природы, в медицине – профилактика заболеваний и т. п. Даже такое краткое перечисление раскрывает разнообразные стороны этого понятия. По сути, безопасность – это наиболее сложная и емкая характеристика сообщества людей, представляющая единую систему. Поэтому критерии безопасности должны подчиняться объективно существующим системным законам. Соответственно, отождествляя Россию с экосистемой, называем основные свойства страны, наличие которых необходимо для обеспечения ее безопасности – устойчивость состояния и способность эффективно потреблять и перерабатывать факторы внешнего воздействия. Безопасность страны в первую очередь обеспечивается организацией и управлением, создающими и поддерживающими эти свойства и качества государства. Существенную роль играет духовная составляющая жизни общества, традиции и культура, формирующие гуманистические идеи и ценности населения страны. Суммарное представление о разных аспектах безопасности убеждает в многочисленных связях этого понятия практически со всеми другими свойствами и функциями государства. Анализ таких сложных взаимоотношений наиболее продуктивен с экосистемных позиций, определяя выбор методологии исследований для достижения поставленной цели. Правильный выбор метода – залог успеха. При этом учитываем специфику самого объекта исследования.

Россия как самостоятельная экосистема входит в состав общей планетарной экосистемы – социосферы или антропоэкосистемы. По основным качествам определяем социосферу как экосистему, которая вбирает в себя части геосферы и биосферы, занимаемые человеком со своей инфраструктурой. Акцентируем внимание на том, что существование социосферы базируется на использовании природных ресурсов геосферы (вода, руда, нефть и т. д.) и биосферы (продукция растительного и животного мира). Биотическая составляющая этой планетарной экосистемы в основном представлена человеческим обществом, или социумом, то есть обязательно включает человека. Человек доминирует в социосфере, от него зависят и с ним связаны все проявления жизни в этой экосистеме. Основной элемент биоты в социуме – человек, который потребляет разнообразные виды энергии (пищу, тепло, механическую и электрическую энергии и др.). Необходимо учитывать все элементы и составные части социосферы вместе, во взаимодействии и взаимосвязи. Это задача для междисциплинарного научного направления, синтеза геологии и экологии, которому авторы предложили дать название жизнеземлезнание, и для одной из двух его ветвей – геоэкология. В геоэкологии используем единую методологию – экосистемный подход, наиболее полно разработанный авторами в рамках одной из ее подсистем – аквагеоэкологии [Авилов, Авилова 2008; 2009; 2010; 2011].

Экосистемный подход предполагает любое явление или процесс рассматривать в единстве с факторами среды – в экосистеме. Свойства и качества (черты) предмета наблюдения определяем по результатам и реакциям взаимодействия и взаимовлияния разных элементов экосистемы между собой и внешним миром. Изучаемые свойства и характеристики объекта (в нашем случае – безопасность) существуют не сами по себе, а есть результат экосистемного взаимодействия. Они проявляются, «высвечиваются» в экосистеме. Методология исследований проблемы безопасности базируется на экосистемном анализе, включающем синтез знаний об элементном составе экосистемы, выявление причинно-следственных связей между этими элементами и определение состояния экосистемы, ее характеристик и свойств при влиянии действующих факторов. Названные общие положения экосистемного анализа определяют концептуальный подход к исследованию безопасности общности людей (страны) через призму экосистемных взаимодействий.

Экосистемный анализ взаимодействий и взаимосвязей в системе безопасности страны. Для социума предлагаем следующую иерархию экосистем: человек → семья → коллектив → общность → государство → человечество (социум). Градация может быть более дробной, но принцип сохраняется. В социуме одномоментно присутствует множество экосистем. Они сильно отличаются по численному составу, занимаемому пространству, взглядам на жизнь и другим признакам, но в главном они похожи и имеют одинаковые свойства. Выделим наиболее общие черты. Как показала практика жизни, все экосистемы достаточно устойчивы и обладают высокими адаптационными способностями. Любая из них для своей жизнедеятельности потребляет природные энергоресурсы. Ни одна не может существовать автономно, они связаны друг с другом, образуя социум.
В современном мире (антропоэкосистеме) в качестве экосистемных связей начинают доминировать информация и энергия.

Принципы взаимодействий у всех экосистем идентичны, представим их в виде единой блок-схемы. Каждая экосистема имеет три взаимосвязанных блока жизнеобеспечивающих процессов и факторов: вводящий, внутренний и отводящий. Внутренний блок занимает центральное место. Он отражает свойства и адаптационные возможности экосистемы. Вводящий блок содержит воздействующие на экосистему внешние факторы – вещество, информацию и энергию. Его функции в основном обеспечивают энергоресурсы, произведенные социумом в рамках имеющихся природных запасов сырья. Отводящий блок несет в себе продукцию жизнедеятельности экосистемы, состоящую в свою очередь из вещества, информации и энергии. Для социума в этом блоке важна его главная репродукционная роль.

Выявленные зависимости, представленные в блок-схеме, «высвечивают» стержневые взаимоотношения в социуме. При экосистемном анализе имеем в виду взаимодействия, следующие в русле общесистемных экологических законов. Например, передвигаясь вверх по ступеням иерархии, учитываем доминирование законов сложения экосистем. Так, по аксиоме эмерджентности новая экосистема (целое, например, коллектив) больше суммы ее частей (подсистем – человек, семья), так как она обладает особыми свойствами, отсутствующими у ее частей-подсистем. Внутренние взаимодействия экосистемы высшего ранга становятся внешним воздействием на ее подсистемы, обусловливая их состояние. Часть ни при каких обстоятельствах не может быть больше целого и т. д.

Человеческое общество как единая экосистема насыщено сложными взаимоотношениями в иерархии систем. Однако у каждой экосистемы есть вводящий блок с обязательным набором элементов природного происхождения. Поэтому из всех взаимозависимостей выделяем главную – для существования любой из экосистем социума необходима определенная доля природных ресурсов. Для социума в целом правомерно напомнить: все, что в нем есть материального или умозрительного, создано и поддерживается из природного сырья. Логично следует вывод о главенстве энергоресурсной безопасности страны среди многих других обсуждаемых и связанных с ней видов, таких как экологическая, экономическая, военная безопасность и т. п. Вместе с тем недавняя история (последние два века) дает примеры короткого доминирования и других видов угроз безопасности страны. Преодоление кризисных ситуаций войн, социальных потрясений и восстановление безопасного существования государства достигнуто за счет активизации опять же природного ресурса и его производного – людского резерва. Можно утверждать, что была создана национальная наука побеждать, основанная на патриотизме и труде народа. Завет А. В. Суворова: «Тяжело в учении – легко в бою» – неоднократно творчески использовали российские, советские руководители и военачальники. Эта методология сильна своими подходами и поныне, но мир быстро меняется и требует адекватных новаций.

Эксперты оценивают стремительные изменения в структуре человечества по обобщенным параметрам. Происходит рост населения Земли ускоренными темпами. За сто лет прошлого века народонаселение увеличилось в 3 раза, энергопотребление возросло еще быстрее – в 10 раз. Человек в среднем стал расходовать в 3,3 раза больше энергии. Прирост пошел на улучшение качества жизни, ее комфортности и оснащение техникой, например скорость передвижения возросла в 100 раз. Наряду с созиданием развились разрушительные силы – мощность оружия выросла в 1000 раз. Возникает правомерный вопрос о рациональности использования произведенной энергии и потраченных на нее природных ресурсов в XX в. Ответ будет неутешительным. Потрачены колоссальные средства на охрану ресурсов от соседей, на попытки и усилия по захвату территорий, перераспределению собственности и т. п. Пагубные тенденции сохранились и в наступившем веке. Более того, за его первое десятилетие произошли принципиальные изменения в информационном пространстве. Если изобретение радио и телевидения позволило всем людям оперативно получать информацию, то Интернет дал каждому доступ к производству и распространению информации. Всего через сто лет сбылось казавшееся утопическим предвидение В. И. Ульянова (Ленина) о том, что каждая «кухарка» будет управлять государством. Новое качество информации может нести созидательную и разрушительную силу, то есть все более значимыми становятся информационная безопасность и ее созидатель – человек. Анализ современного состояния человеческого общества убеждает в том, что возникают новые вызовы безопасности экосистем социума и методы противодействия этим угрозам еще не выработаны, а старые приводят к обострению противоречий. Логично заключаем, что новые подходы к безопасности страны следует искать прежде всего при анализе экосистемных взаимодействий человека и природных энергоресурсов. В данном направлении проводим дальнейший экосистемный анализ.

Отметим наиболее общие и значимые диспропорции. Для анализа состояния сырьевой базы разделяем энергоресурсы на природную составляющую (полезные ископаемые, биопродукцию, энергию солнца, ветра и т. п.) и продукт переработки, пригодный к использованию (топливо, электричество и др.). Обе (природная и произведенная) составляющие находятся в сложном взаимодействии и определяют состояние энергосферы социума и его частей. Количество потребляемой энергии (энергопотребление) относим к одной из важных суммарных характеристик как производства энергии, так и использования природных ресурсов. Основные противоречия сложились между потреблением энергии и используемыми для ее производства природными ресурсами. Объективной реальностью стало ускорение темпов жизни человеческого общества (социума). Оно сопровождается ростом мирового энергопотребления и одновременным снижением запасов энергоресурсов. При сохранении данной тенденции многие полагают, что основного энергоресурса – нефти – хватит лишь на ближайшие 50 лет. Ожидается закат углеводородной экономики, и суммарная доля угля, нефти и газа не превысит 15 % к 2100 г. Такая перестройка не может произойти бесконфликтно и гладко.

Глубинные причины конфликтов мы связываем с природными богатствами. Побуждающие мотивы лежат в плоскости накопившихся несоответствий. Сложилось неравномерное распределение жизнеобеспечивающих ресурсов на Земле. Выявились противоположности между местонахождением значительной части мировых энергоресурсов в проблемных регионах и местом их преобладающего потребления в развитых странах. Европейские страны примерно на 20 % смогут удовлетворить свои потребности собственными энергоресурсами. Арабский Восток, Средняя Азия испытывают нехватку питьевой воды. Основного ресурса – земли – не хватает Китаю и Индии. Возник конфликт энергетических интересов разных государств, который только усугубляется устойчивым делением на сырьевые и развитые страны. Индикатором противоречий служит сложившаяся неравномерность потребления энергии. Развитые страны отличает одновременно и максимальное энергопотребление, и наибольшая эффективность использования первичных энергоресурсов. В развивающихся странах оба показателя значительно ниже. Так, в мире на 1 доллар ВВП расходуется 0,45 кВт/ч электроэнергии,
а в странах СНГ – на порядок больше. Япония вырабатывает 9 долларов в составе ВВП при сжигании 1 кг условного топлива, а Россия добавляет 1 доллар на 1 кг топлива [Язев 2010]. Тем не менее импортная зависимость промышленно развитых стран от поставок нефти достигла 63 %. По прогнозу к 2030 г. зависимость от импорта нефти возрастет до 85 % и до 81 % – для природного газа. Однако человечество уже сейчас столкнулось с перспективой глобальной угрозы энергетического голода. Не исключено, что некоторые деятели могут не согласиться с прогнозами и постараются переломить ситуацию. По логике в первую очередь пострадает безопасность всех без исключения сырьевых стран. Буквально на наших глазах после финансового кризиса 2008–2009 гг. разрушительные события случились в странах Ближнего Востока, богатых нефтяными, туристическими и рекреационными ресурсами.

Другой важный аспект – человек, постоянно присутствующая центральная фигура всех экосистем социума. Его роль определяющая – он сам создал в рамках биосферы свою экосистему (антропоэкосистему), сам производит и потребляет энергоресурсы, является одновременно и созидателем, и разрушителем (уместно напомнить об опережающих темпах создания вооружений в XX в.). Очевидно, от человека исходит главная опасность уничтожения современной цивилизации. К такому выводу приводит анализ характерных черт людей, которые описаны в бессчетных художественных и научных произведениях и, похоже, они остаются неизменными все длительное время существования современной цивилизации. Этот факт может быть объяснен уникальными адаптационными способностями человека. Они обеспечиваются наличием одновременно всех качеств в каждом индивидууме. В этом все люди похожи, так как обладают одинаковыми врожденными чертами характера, заложенными на генетическом уровне. Но у каждого человека эти черты проявляются с разной силой, и люди  различаются доминированием какого-нибудь одного или группы качеств [Авилов, Авилова 1993]. В каждом человеке одномоментно присутствуют добро и зло, любовь и ненависть и т. д., которые активизируются в зависимости от обстановки. В силу полноты качеств человек в разных обстоятельствах может быть либо «хищником», либо «жертвой». Данное принципиальное отличие от животного мира при отсутствии биологических врагов возлагает на человека исполнение основных природных законов в рамках человечества как биологического вида. Выделим действие в социуме таких стихийных законов, как естественный отбор, стремление самореализоваться и выделиться, борьба за лидерство в «стае», которые приводят к естественной структурной организации человеческого общества, иерархии его экосистем. Человек, повинуясь животным инстинктам, является непосредственным исполнителем биологических законов и тем самым становится угрозой для безопасности экосистем социума. Наименьшая защищенность у экосистем низшего ранга (индивидуум, семья, группа), но гибель личности еще не означает гибель популяции. В крестьянской России ежегодно умирали миллионы детей, а численность населения постоянно увеличивалась вплоть до 1914 г. Не избежали участи и более крупные общности людей (геноцид народов, военные потери). Угрозы социуму со стороны Природы только возрастают. Теперь в руки мифологического Давида может быть вложено уже другое (ядерное, энергетическое и т. п.) оружие, которое сокрушит не только Голиафа.

Человечество, руководствуясь гуманистическими идеалами, создало свою систему законов. Они периодически совершенствовались, утверждая перевес созидательных сил природы над разрушительными, и обеспечили прогресс человечества. Но человек, дав перевес одной противоположности, сам порождает новые противоречия. За счет конкурентных преимуществ одни группы (экосистемы) социума имеют чрезвычайно высокий доступ к энергоресурсам (собственности) или их денежному эквиваленту и не в состоянии их эффективно преобразовать, то есть откладывают про запас. В экосистеме индивидуума это приводит к нарушению обмена веществ, ожирению, болезням. Аналогичные проявления наблюдаются в экосистемах и более высокого ранга. настало время очередной корректировки законов для устранения аномальных диспропорций. Сигналы все чаще поступают через Интернет, обсуждаются в печати с разных точек зрения (Чумаков 2011; Язев 2010; Avilov, Avilova 2011 и др.). Экосистемный анализ выявил стержень проблемы безопасности в энергоресурсной составляющей и конкретно – во взаимоотношении человека и собственности. Объединив эти главенствующие факторы, определяем принципиальные вопросы по обеспечению безопасности социума и его частей с экосистемных позиций.

Принципы обеспечения безопасности России на современном этапе и в долгосрочной перспективе. Основываясь на результатах проведенного экосистемного анализа и используя выведенные главенствующие закономерности, строим систему исходных базовых положений для разработки принципов обеспечения безопасности страны. Постулируем основные тезисы. Человек сам создал новое необычное природное образование – антропоэкосистему, и ее судьба практически полностью зависит от его действий. Чем выше человечество возвышается над природой, тем более аномальным становится состояние социосферы, тем выше должна быть упорядоченность социума для его безопасного существования. Современные устои и принципы организации социума не обеспечивают энергосырьевой безопасности, ставя под угрозу существование современной цивилизации и даже человека как биологического вида.

Экосистемный анализ приводит к генерации новых взглядов и идей в деле обеспечения целостности и безопасности страны. Поскольку Россия, как и все другие государства, является подсистемой социума, безопасность страны традиционно определяют две группы факторов – внешние и внутренние. Экосистемный подход уточняет состав обеих групп и выявляет главенствующие взаимодействия. Согласно блок-схеме внешние для страны – это те факторы, которые возникают в результате внутренних взаимодействий экосистемы высшего ранга – всей социосферы. То есть внешнее воздействие включает элементы собственного вводящего и отводящего блоков. Здесь важно подчеркнуть роль отводящего блока: выходящая во внешний мир продукция страны (вещество, энергия, информация) включается во внутренние экосистемные процессы социума (человечества), затем в переработанном виде обязательно вернется назад как внешнее воздействие на Россию, или, говоря упрощенно, «что посеешь, то и пожнешь». Внутренние для страны факторы объединяют все продукты жизнедеятельности всех граждан страны и их разнообразных объединений в составе государства. Они сосредоточены во внутреннем блоке экосистемы страны, определяя интенсивность и направленность процессов взаимодействия на государственном уровне. В свою очередь, напомним, продукт деятельности государства становится внешним фактором для любых общностей людей внутри страны. Логично заключить, что действенная безопасность страны возможна только в условиях безопасности человечества в целом, а безопасность любой внутренней экосистемы достигается в безопасном государстве. И далее – любая общность людей должна быть заинтересована в безопасности экосистем всех иерархий социосферы (антропоэкосистемы).

Суммируя изложенные аргументы, предлагаем следующую общую формулировку: энергосырьевая безопасность социума ставит целью обеспечение биологических потребностей каждого человека необходимой энергией и поддержание созидательных устремлений людей. Такой концептуальный подход приводит к созданию гармоничного, справедливого общества. Достижение цели возможно при соблюдении людьми определенных принципов сосуществования. Строим систему исходных базовых положений (принципов) обеспечения безопасности страны. Отстаиваем следующие идеи. Только равновесное состояние социума является гарантом национальной безопасности стран (его подсистем). Законы социума главенствуют над законами государств. Природные ресурсы принадлежат человечеству, они являются общей собственностью, индивидуум имеет право на доступ к ним для удовлетворения своих минимально необходимых жизненных потребностей. Действия социума направлены на сохранение человека как биологического вида, оптимизацию соотношения численности населения и природных ресурсов. Вместо стихийной всеобъемлющей конкуренции настало время оптимизации противоречий в социуме на базе природных экосистемных законов.

Имея в виду наличие внешних и внутренних угроз, утверждаем, что на данном этапе, в условиях жесткой конкуренции, внутренняя энергобезопасность страны имеет определяющее значение. По закону подобия названные выше принципы организации безопасности социума правомерны и для России. Устойчивость экосистемы страны – это главный фактор ее безопасности. Согласно системным законам устойчивость достигается при необходимом разнообразии, полноте составляющих элементов экосистемы (общества) и оптимальном соотношении связей и функций между ними. Выделяем главные. Власть, общество должны обеспечить индивидуума теми энергоресурсами или их денежным эквивалентом
в том количестве, которое его экосистема в состоянии эффективно и полностью переработать, произведя созидательную продукцию. Из этого следует, что государство обязано оградить гражданина от разрушительного внешнего воздействия и защитить от внутреннего разложения его экосистемы, предупредив чрезмерное потребление энергоресурсов. Такие же обязательства – перед любой общностью людей. В природных аналогах наблюдаем эвтрофирование экосистемы при аномальном внешнем воздействии с последующим отравлением собственными метаболитами и загниванием сообщества организмов [Авилов, Авилова 2010; 2011]. В свою очередь каждый гражданин имеет возможность и обязан осознанно внести посильный вклад в обеспечение безопасности страны. В интересах безопасности нам, очевидно, по аналогии с дееспособной армией, которая в силах отразить внешнюю агрессию, нужно дееспособное общество, а не собрание рантье, чтобы защититься от внутренней интоксикации и энергоинформационного заражения. Трудовой народ самодостаточен и способен воспринять при необходимости суворовскую науку побеждать любые внешние и внутренние угрозы. Обеспечение безопасности – это неустанный труд многих людей. Выдающиеся деятели вышли, как правило, из трудовых слоев и состоялись как личности, упорно работая на благо страны.

Предложения по внедрению выдвинутых идей. Реализация принципов может идти разными путями и темпами. С нашей точки зрения к ним нельзя относиться как к догмам, подобно печально известному лозунгу «кто не работает, тот не ест». Принципы должны касаться активной части населения (62 % – по принципу золотого сечения), поэтому они должны быть приняты квалифицированным большинством (67 %) общества. Для этого прежде всего следует навести порядок во всей совокупности актов российского права. Власть просто обязана создать простые и понятные своим гражданам «правила жизни». Для жизнедеятельности всех граждан необходимы природные ресурсы, и отношение к ним должно стать сутью создаваемых правил.

Любые синхронные шаги и усилия власти и общества, предпринимаемые не вразрез принципиальным закономерностям, способствуют укреплению России. с начала века такие шаги сделаны во многих сферах жизни, и они привели к заметным достижениям. Внешние факторы регулируются системой международных отношений России, которые уполномочено вести государство (федеральная власть). Благодаря централизации и персональной ответственности власть ведет последовательную и внятную политику по обеспечению глобальной и региональной энергобезопасности. Россия отстаивает позицию приоритета глобальной энергобезопасности, основанной на взаимной ответственности стран-производи-телей, потребителей и транзитеров энергоресурсов. Мы не подписали Договор к Энергетической хартии, закрепляющий преимущества потребителей природных ресурсов – промышленно развитых стран. Вопросы доступа к ресурсам часто и необоснованно политизируются. Современные правовые системы приводят
к созданию блоков и союзов (региональных, таможенных, сырьевых и др.), направленных на регулирование отношений и обеспечивающих, как правило, преимущества в конкуренции за доступ к энергоресурсам и контролю над энергетической инфраструктурой. Многие страны обновили свои правовые базы в области национальной энергобезопасности, обладающие приоритетом над нормами международного права. Такая политика недальновидна, она вносит элементы хаоса (разрушения) во внутренние взаимодействия социосферы, так как противоречит природным законам сложения экосистем и их устойчивого развития.

Россия выступает за совершенствование международных правовых институтов в целях оптимизации конкурентного характера взаимодействия государств. Концептуальный подход в качестве главного действия называет обеспечение недискриминационного доступа к международным энергетическим рынкам на правовой базе взаимной ответственности стран. Предлагается разработать «Мировой энергетический кодекс», который упорядочивает совокупность актов международного права [Язев 2010]. Вектор подобных инициатив выведет на создание глобального органа управления социумом, что гармонирует с природными законами устойчивого развития экосистемы и будет благом для антропоэкосистемы, обеспечивая внешнюю энергосырьевую безопасность любого государства мира.

Внутренними процессами согласно конституции управляет власть, руковод-ствуясь законами РФ. В первые годы нового столетия власть России значительно укрепилась, сделав верный экосистемный шаг в сторону верховенства федеральных законов. Между тем современное состояние внутреннего блока экосистемы страны далеко от желаемого. На этой почве заметно окрепла оппозиция. Но, обоснованно преуспев в критике, она не смогла предложить новых идей. Правильный вектор выхода из ситуации надо искать, исходя из экосистемных закономерностей. По закону подобия часть является миниатюрной копией целого (социума), и потому части одного уровня иерархий (государства) похожи друг на друга. Учитывая масштабность, ресурсную обеспеченность, многонациональность и другие качества страны, Россия наиболее полно копирует в себе основные свойства и проблемы всего человечества. Поэтому уже названные выше закономерности, принципы организации безопасности социума правомерны и для нашей страны. По логике, власти вначале необходимо хотя бы следовать своим, уже наработанным принципам международных отношений и применить их к внутренним проблемам. Но в перспективе этого уже мало.

Дополнительные условия достижения энергосырьевой безопасности страны следуют из специфики процессов внутреннего блока экосистемы. Адаптационные возможности внутреннего блока иерархически удаленных структур заметно различаются. Речь идет об ограниченной возможности отдельных экосистем страны потреблять и эффективно перерабатывать действующие в рамках государства потоки вещества, энергии, информации и их эквивалента – денег, то есть внешнего для них фактора. Перенасыщение экосистемы элементами вводящего блока приводит к разнообразным эффектам, угрожающим ее безопасности, вплоть до гибели. Например, передозировка ядов и наркотиков вызывает смерть индивидуума, роскошь развращает, революции и войны, загрязнение отходами чревато гибелью отдельной общности людей и т. д. В современном состоянии экосистема России перенасыщена многими внешними факторами и не успевает их полностью перерабатывать. Подобное происходит во внутренних экосистемах. Теперь власть имеет шанс сделать следующий шаг по реформе внутренних взаимоотношений, приводя их в соответствие с природными закономерностями. Добиваться смены парадигм следует начинать сейчас, и это гораздо проще сделать в пределах своего государства.

Прежде всего законы страны должны быть действенными, то есть находиться в гармонии с природными, и тогда они будут исполняться. Сейчас правовая база перегружена, полна несоответствий и противоположностей. Экосистема индивидуума не в состоянии воспринять эту внешнюю для нее «законную» информацию, и человек живет по «понятиям», следуя своим представлениям о смысле жизни [Авилов, Авилова 2011]. Ситуация не новая в истории человечества, но сейчас количество издаваемых законов переходит в свое новое отрицательное качество. Ведь только одна Госдума РФ, судя по ее годовым отчетам, принимает в среднем более одного закона в день, а есть еще министерства, корпорации и другие общности людей со своими актами, уставами и пр.

Власть просто обязана создать простые и понятные своим гражданам «правила жизни», приемлемые для квалифицированного большинства населения страны. Попытки создать подобные правила предпринимались и ранее: религиозные заповеди, медицинские клятвы, кодексы чести и т. п. В большинстве они носили общинный характер с оттенком идеализации жизни или утопии и не прижились в обществе. Научные достижения, экосистемный подход позволяет выделить базовые человеческие ценности и поставить их во главу угла национальных правил устройства российского государства. Для упорядочения жизнедеятельности всех граждан предлагаем создать правила, которые для начала обсуждений назовем «Устои энергобезопасности страны». Следуя выведенным выше принципам, формируем принципиальные положения Устоев.

Главная задача – упорядочить процесс самоорганизации общества. Сейчас он во многом носит стихийный характер. Действия и поступки индивидуума мотивированы естественным желанием самовыразиться, занять более высокое положение в обществе. Это порождает конфликт интересов и борьбу противоположностей. Стихийность процесса приводит либо к процветанию, либо к деградации общества и проявляется в кризисах, войнах и т. п. Современная власть денег позволяет разрушительными для общества методами (грабежи, обман, коррупция) «выйти в люди» практически любому, не прикладывая длительных усилий, знаний и труда. Слишком велик соблазн захватить любым способом миллионы долларов и затем бездельничать, наслаждаясь своим денежным превосходством. Современная стихийность формирует общество потребления. Такая организация общества – это своеобразная пирамида, которая когда-нибудь обязательно рухнет с непредсказуемыми по силе разрушительными последствиями. Задача Устоев – так упорядочить человеческое общество, чтобы направить процесс его самоорганизации в созидательное русло. Структурная организация общества базируется на отношении экосистем страны к собственности, которая воспринимается как конечный продукт переработки природных ресурсов. Вносим конкретность в градацию собственности. Общую (общественную) собственность страны делим на три ранга (государственная, частная и личная) и определяем их функции.

● Государственная собственность – это часть общественной собственности страны, находящаяся под управлением власти. Она предназначена для удовлетворения минимальных биологических потребностей населения, обеспечения целостности государства, защиты и рационального использования ресурсов. Она включает всю необходимую часть общественной собственности для эффективного управления страной.

● Частная собственность – это часть общественной собственности страны, которую государство передает для использования отдельным гражданам, группе лиц, организациям, субъектам федерации. Частная собственность предназначена для повышения уровня цивилизованности общества за счет широкой возможности самовыражения личности, развития производительных сил общества, получения прибыли государством от использования выданной частной собственности.

● Личная собственность – это часть общественной собственности, передаваемая государством каждому гражданину страны для удовлетворения собственных потребностей этого человека. Она не облагается налогом.

Принципиально важным считаем разделение частной и личной собственности на количественном уровне, что ранее на практике никогда не делалось. Ее значение в том, что появляется возможность конкретизировать понятия потребитель либо производитель продукции [Авилов, Авилова 1993]. Очевидно, что каждый человек одномоментно является и тем и другим. Преобладание того или иного качества определяем по эффективности использования и переработки собственности. У производителя созданный продукт в энергетическом или денежном выражении в сумме больше потребленных ресурсов за жизненный цикл (не менее суток). Угроза безопасности государства заключена в неуправляемых противоречиях между производителем и потребителем. Упорядоченность общества ставит целью организовать справедливый доступ всех граждан и их объединений к общей собственности страны – природным ресурсам и произведенному продукту.

Справедливой считаем разную степень доступности богатств внутренним экосистемам страны, в первую очередь человеку. В Устои вводим главный принцип – баланс возможностей (прав, обязанностей и ответственности). Каждый гражданин имеет исходные одинаковые для всех условия (возможности): право на жизнь, свободу выбора жизненного пути, обязанность выполнять правила Устоев, ответственность за их нарушение. Производителю и потребителю делегируем разные возможности.

Власть передает потребителям минимальный уровень прав и из общей собственности выделяет им ресурсы и продукцию для удовлетворения биологических потребностей, гарантируя исполнение права на жизнь. Представители этой группы, особенно молодежь, обладают широкими возможностями перехода в число производителей, свободой выбора рода деятельности и образа жизни. У производителей увеличение прав по доступу к энергоресурсам и общему продукту сопровождается ростом обязанностей и ответственности, одновременно расширяется свобода деятельности, но сужается свобода выбора. Новые и большие права человек обязан заслужить, доказать, что сумеет ими разумно пользоваться. При нарушении правил и законов Устоев наказанием служит снижение статуса собственника с лишением соответствующих прав вплоть до перевода в потребители, а не тюремное заключение. Индивидууму дается шанс не погибнуть, а испытать себя на новом поприще.

Принципы энергобезопасности страны задают схему генеральных взаимодействий в обществе, создавая приоритет производителю. Сбалансированная энергоресурсная политика обеспечит устойчивое состояние и стабильное развитие России как залог ее внутренней и внешней безопасности.

Литература

Авилов В. И., Авилова С. Д. Противоречия в человеческом обществе. М. : ЦПКТБтекстильпром РСФСР, 1993.

Авилов В. И., Авилова С. Д. Теоретические основы аквагеоэкологии. М. : ВИКТАН-полиграф, 2008.

Авилов В. И., Авилова С. Д. Информационная система аквагеоэкологии. М. : Прима-Пресс, 2009.

Авилов В. И., Авилова С. Д. Изучение экосистем в аквагеоэкологии. М. : Прима-Пресс, 2010.

Авилов В. И., Авилова С. Д. Круговорот жизни. М. : Форгрейфер, 2011.

Коренева И. Б. Экобезопасность и экономическое развитие России // Использование и охрана природных ресурсов в России: бюллетень. 2010. № 6(114). С. 97–101.

Чумаков А. Н. Культура и вызовы глобализации: новые подходы // Век глобализации. 2011. № 2(8). С. 174–180.

Язев В. А. Россия и международное энергетическое сотрудничество в XXI в. М., 2010.

Avilov V. I., Avilova S. D. Life display at cosmos // Paper Proceedings of the Sixth International Conference “Environmental Micropaleontology, Microbiology and Meiobenthology”. Russia. Moscow. September 19–22. Moscow : PIN RAS, 2011. P. 42–44.

 


Вернуться назад