ИНТЕЛРОС > №4, 2013 > XXIII Всемирный философский конгресс: мост в будущее

Яскевич Я.С.
XXIII Всемирный философский конгресс: мост в будущее


11 марта 2014

Всемирный философский конгресс – это веха, знаковое событие для мировой философии, которое указывает грядущее направление философской мысли, служит для обозначения пройденного пути и обнаруживает острые глобальные проблемы современного человека и человечества, представляет собой своеобразный мост времен («bridge in time»).

Девиз XXIII Всемирного философского конгресса «Философия как познание и образ жизни» как нельзя лучше соответствует концептуальной модели истории философии в ее живом воплощении и динамике от истоков и глубин древнегреческой мысли до осознания порою трагических парадоксов современного человеческого бытия «на изломе». На греческой земле особенно остро и проникновенно понимаешь, что древнегреческая философия в лице Гесиода, Фалеса, Пифагора, Гераклита, Демокрита, Протагора, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, Зенона и других мыслителей представила образцы многих формирующихся в различные времена философских направлений и проблем, обогатив мировую философию оригинальными опережающими свое время идеями и послужив исходным пунктом философского поиска последующих поколений. Здесь «древность» удивительным образом сливается, соединяется с современностью в едином запредельном порыве, когда исчезает грань времени, и ты абсолютно естественным образом погружаешься в древнегреческое пространство и  ощущаешь теплоту тех же нагретых солнцем плит и ступенек, по которым ходили великие мыслители…

4-10 августа 2013 года в Афинах (Греция) проходил XXIII Всемирный философский конгресс «Философия как познание и образ жизни». Как мы знаем, всемирные философские конгрессы проводятся Международной Федерацией философских обществ (МФФО) с 1900 г. один раз в пять лет, а в их работе принимают участие, как правило, философы из абсолютного большинства стран мира. Конгресс в Афинах был организован под эгидой Греческого организационного комитета, образованного греческим философским обществом. Отрадно отметить, что Российское философское общество со всеми своими региональным подразделениями, в том числе и Минским отделением, является полноправным членом Международной Федерации философских обществ с 1998 года и неизменно участвует во всех значимых его мероприятиях. В соответствии с традицией всемирных конгрессов главная тема конгресса обсуждалась на четырех пленарных заседаниях, семи симпозиумах, 75 секциях, а также специальных секциях и круглых столах.

В первый день работы конгресса на пленарном заседании, посвященном философскому методу профессор EvandroAgazzi (Italy/Mexico) продемонстрировал свойственный ему философский антропологизм и широту аргументации – от социокультурологических аспектов логико-методологической рефлексии до философско-религиозной, технологической и научно-космологической проблематики. При этом классические проблемы философии науки он постоянно погружал в историко-культурный контекст, обосновывал тезис о границах рациональной реконструкции исторической динамики знания и неустранимости из процедуры реконструкции социокультурных детерминант. Агасси подчеркнул, что в современной философии заметные тенденции определяются теми или иными методами рассуждения, наличием лингвистического поворота, использованием историко-научных реконструкций, открытостью в интерпретации социального мира, взаимовлиянием философии, социальных и науковедческих дисциплин, превращая философию науки в междисциплинарное культурологическое исследование с открытыми предметными и методологическими границами между философией, социальной историей науки, социальной психологией и когнитивной социологией науки.

Профессор JohnMcDowell(SouthAfrica/USA) из Южной Африки также акцентировал внимание на содержании философского метода, критической функции философии, необходимости напоминать публике о том, что важно и что известно ей, но требуя при этом личностной интерпретации. Не следует осваивать жизнь мертвым словом, знаки лишь указывают дорогу, а интерпретация требует выхода в человеческую практику. Значимые философские вопросы только тогда хороши, когда они «культивируют» подозрение и удивление в умах слушателей.

В первый же день проведения конгресса после пленарного заседания и работы секций состоялось официальное открытие XXIII Всемирного философского конгресса, которое проходило в открытом древнем театре (Odeum of Herodes Atticus). С приветственными речами выступили Председатель Греческого организационного комитета профессор KonstantinosI.Boudouris, председатель Международной Федерации философских обществ профессор WilliamL. McBride, мэр Афин профессор GeorgiosKaminis, премьер-министр AntoniosSamaras, глава региона Аттики XXIII Mr. IoannisSgouros. После этого состоялся грандиозный концерт Афинского симфонического оркестра с участием Афинского сводного муниципального хора и ансамбля танцев. Открытый древний театр с высеченными из камня сидениями, чистейшее голубое афинское небо, тепло, исходящее от величественных колонн и мрамора, великолепная музыка и стремительные греческие танцы создавали неповторимую ауру, незабываемое состояние души, сопричастность к вечности и гармонии.

Несомненный интерес вызвали и последующие пленарные заседания, посвященные дискуссиям о взаимоотношении философии и науки, философии и общественной жизни. В полном созвучии с темой конгресса прозвучал доклад академика РАН, директора Института философии РАН, д.ф.н., профессора А.А. Гусейного «Философия как этический проект». Автором было четко обозначено личностное видение роли философии как общественной ценности самой по себе, а не в ее приложении к другим сферам общественной жизни, к политике, экономике, образованию и т.д. Одним из основных каналов выхода философии в повседневную и общественную жизнь, подчеркнул докладчик, традиционно считается этика. Философскую этику называют также практической философией в отличие от философии теоретической. В этическом измерении философии академик различает два аспекта: этика как часть философии, этическая нацеленность философии в целом. В первом случае речь идет об этике как особой философской дисциплине, существующей наряду с другими – теорией познания, онтологией, эстетикой и т.д. Во втором случае – сама философия в целом рассматривается как этический проект. Важный вывод, который делает мыслитель, заключается в том, что философия включает в себя и завершается этикой как осмыслением морали, потому что она изначально вдохновлена и пронизана моральным пафосом. В настоящее время, считает докладчик, философия находится перед необходимостью качественно новых подходов в решении своей исконной задачи – найти рационально осмысленный путь к достойному, совершенному человеческому существованию. Философия как стремление к совершенству получает продолжение в том, что само стремление к совершенству становится предметом философского анализа и трансформируется в этику. В этике философия приходит к осознанию самой себя как образа жизни, как практически разумного существования.

Необходимости этического подхода и морального регулирования в области философии, политики, бизнеса, образования, науки и др. феноменов культуры на конгрессе уделялось пристальное внимание. Об этом в своем докладе «Философия и наука после Восточно-Японской катастрофы» на пленарном заседании говорил профессор KeiichiNoe из Японии. Докладчик в динамике науки выделил три этапа, связанные с переходом «от отдельной науки» к «наукам», от «наук» к «транс-науке» и, наконец, к философии транс-науки, поскольку только в рамках науки уже невозможно найти ответы на многие вопросы, необходим выход за рамки науки с целью этического регулирования научных исследований. Хиросиму и Фукусиму докладчик квалифицирует как «гибель цивилизации» (Disaster of Civilization), современное общество как «общество риска». К таким же бедствиям он относит и Чернобыльскую трагедию, которая преподала уроки того, что наихудшие сценарии реальны и возможны, что уничтожение ядерного оружия становится политической возможностью, и что диалог государственного и технологического регулирования в ядерной сфере обеспечивает наилучший результат. «Межпоколенческая этика», подчеркнул докладчик, должна исходить из презумпции: «Что бы мы ни решали, мы должны всесторонне предусмотреть влияние нашего решения на будущие семь поколений». «Если я голосую за какую-то резолюцию, мой голос должен быть не только единственным моим голосом, но и голосом будущих семи поколений, включая неродившихся детей». Философия и этика «транс-науки» как третьего этапа в развитии науки, делает вывод автор, должны быть регулируемой (управляемой) наукой, основываться на межпоколенческой этике, быть ориентированной на идеалы социальной ответственности и долга.

Об этической и аксиологической составляющей современной науки шла речь и на симпозиуме, организованном академиком РАН В.А. Лекторским и академиком РАН В.С. Степиным «Рациональность как культурная ценность». В своем докладе Владислав Александрович отметил, что новое понимание рациональности возникает в Новое Время, где научное и обыденное познание резко противопоставляются. Новое понимание рациональности и научности определяет и новое понимание человека, его предназначения и возможностей, особое понимание государства, права и политической сферы. При всех различиях традиционной (средневековой) и техногенной цивилизации они принадлежат к одной европейской культуре, где рациональность рассматривается как высшая ценность (принятие форм и правил логики и др.). Но есть, отметил далее докладчик, и другие высшие культурные ценности. Это, прежде всего, христианские ценности, без которых европейская культура была бы невозможна. В наши дни возникла специфическая ситуация, когда европейская цивилизация и культура вступает в стадию новой трансформации, под сомнение ставится уже не та или иная конкретная форма рациональности, а рациональность вообще. Это касается и христианских ценностей, а также их секуляризованных форм и гуманистических идеалов. Вместе с тем, становится ясно, что сегодня именно моральная личность с установкой на идеалы высших духовных ценностей берет на себя ответственность за неизбежную частичность реализации ценностей. Реидентификация ценностей рациональности и христианских ценностей является в современной ситуации условием выживания европейской культуры.

В докладе академика РАН В.С. Степина рациональность как важнейшая культурная ценность предстала в ее динамике, что позволило докладчику выделить три специфических типа рациональности: классический, неклассический и постнеклассический. Первый из них (классический) характеризуется особым пониманием идеалов объяснения и понимания. Предполагается, что объективность объяснения и описания достигается только тогда, когда в цепочке деятельности «субъект – средства (операции) – изучаемый объект» объяснение сосредоточивается только на объекте и будет исключено все, что относится к субъекту, средствам и операциям деятельности. Второй (неклассический) эксплицирует связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Объяснение и описание включает принцип относительности объекта к средствам наблюдения (квантово-релятивистская физика). Третий этап (постнеклассика) расширяет поле рефлексии над деятельностью, учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностями средств и операций деятельности, но и с ее ценностно-целевыми структурами. В явном виде учитывается связь между внутринаучными и вненаучными социальными целями и ценностями. Соответственно этим измерениям структур метода деятельности, представленных идеалами и нормами науки, продемонстрировал докладчик, расширяется поле типов системных объектов, которые можно освоить в соответствующих структурах деятельности – от простых (малых) систем к сложным системам с саморегуляцией и обратными связями и к исторически развивающимся системам с включенным в них человеком, осваиваемых в рамках постнеклассической рациональности. Каждый тип рациональности предполагает свою систему философских оснований, которая меняется при смене типа рациональности. Важно иметь в виду, что при изучении сложных, человекоразмерных объектов исследователи сегодня все чаще сталкиваются с необходимостью включения гуманистических ценностей и приоритетов внутрь развивающегося знания, проведения экологической и этической экспертизы.

Анализ подобных объектов предполагает знание «запретов» на такие стратегии исследования, которые потенциально содержат в себе катастрофические последствия. В связи с этим возникает необходимость установления связей между внутренними ценностями науки и ценностями общесоциального характера. Если раньше аксиологические ориентиры были имманентны лишь гуманитарному знанию, то в современной науке они приобретают универсальный характер. Такое рассмотрение рациональности как ценности с позиции общности ценностных параметров в естественнонаучном и гуманистическом знании вызвало бурную дискуссию среди участников симпозиума, основным результатом которого явился вывод о том, что альтернативы рациональности как философско-мировоззренческой установки, согласно которой истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума, в современном мире нет. Обращение к феномену рациональности, принятие рациональных и нравственно ориентированных решений особенно необходимо в условиях современного рискогенного общества.

Призыв конгресса рассматривать философию как познание, ориентированное на нравственные и аксиологические ценности и, исходя из этого, «строить» образ реальной жизни – жизни в политике, науке, праве, образовании, культуре явился мощным стимулом и для работы других секций, круглого стола, симпозиумов. Это касается и секции «Биоэтика», руководителем которой выступил член-корреспондент РАН, д.ф.н., профессор Б.Г. Юдин (ИФ РАН). Здесь особенно остро была поставлена проблема необходимости этического регулирования в современной медицине, генетике, биомедицинских исследованиях. Обсуждались темы, касающиеся становления и развития биоэтики, ее концептуального аппарата, принципов, истоков аксиологической сущности биоэтики. В своем докладе Борис Григорьевич Юдин обратился к весьма актуальной проблеме современной биоэтики, касающейся индивидуально-личностной экзистенции человека в контексте инновационных достижений современной генетики и биомедицинских исследований. Должны ли существовать моральные запреты на вмешательство в природное начало человека, или свобода медика, генетика, биолога безгранична? Традиционные ценности: милосердие, благотворительность, ненанесение вреда пациенту, нравственная ответственность, подчеркнул докладчик, нисколько не отменяется сегодня. Просто в нынешней социальной и культурной ситуации они получают новое знание и новое звучание. Гораздо больше внимания уделяется моральной ценности индивида как уникальной и неповторимой личности. Идея неограниченной свободы исследователя, которая, безусловно, была прогрессивной на протяжении многих столетий, уже не может приниматься безоговорочно, без учета социальной ответственности. Есть ответственная свобода и есть свободная безответственность, чреватая при современных и будущих возможностях науки весьма тяжелыми последствиями для человека и человечества. Поэтому биоэтика не просто изучает моральные проблемы, порождаемые научно-техническим прогрессом, но и участвует в формировании новых политических институтов, характерных для плюралистического общества, особую роль среди которых играют этические комитеты.

В рамках работы этой же секции «Биоэтика» прозвучал и мой доклад «Гуманистические приоритеты нанотехнологий и наноэтики». В докладе было отмечено, что в ХХI столетии резко возрастает интерес к нанотехнологиям, направленным на решение самых разнообразных проблем в промышленной, военной, медицинской и других сферах, определяющих футурологические проекты развития современного человечества. Вместе с тем, происходящая «нанотехнологическая революция» возвещает собой не только радикальное изменение наших представлений о мире, открытие находящихся между квантовой механикой и макромиром новых явлений, но и требует социально-гуманитарной и этической экспертизы последствий и рисков от внедрения и использования нанотехнологий, вмешательства в тончайшие природные наноструктуры, подобные нейронным процессам головного мозга. Нанонаука, нанотехнологии, внося новое измерение и понимание современного мира, обусловливают своего рода социальный заказ на разработку особой междисциплинарной области исследования – наноэтики, направленной на осмысление дискуссионных проблем, порождаемых новейшими достижениями нанонауки и нанотехнологиями, поиском и обоснованием морально-этических принципов и регулятивов наноисследований, оценкой социальных последствий практического внедрения и использования нанотехнологий. Далее докладчик уделила внимание развитию нанотехнологий, наноэтики в Республике Беларусь, раскрыла механизмы создания Национального комитета по биоэтике в Беларуси, заместителем председателя которого она является.

Обилие философских тем, дискуссий, встреч, знакомств еще долго будет стимулом нашей профессиональной и личностной жизни. Хотелось бы высказать особую благодарность Российскому философскому обществу, его первому вице-президенту Александру Николаевичу Чумакову и главному ученому секретарю Андрею Дмитриевичу Королеву за безупречную организацию культурно-познавательной акции для участников XXIII Всемирного философского конгресса, давшую возможность посетить интереснейшие исторические места континентальной Греции на теплоходе.

XXIII Всемирный философский конгресс «Философия как познание и образ жизни» завершил свою работу, дав возможность высказать свои размышления более чем трем тысячам философов мира, изданы программа и тезисы докладов (XXIII World Congress of Philosophy «Philosophy as Inguiry and Way of Life» / Athens 04-10 August 2013 University of Athens, School of Philosophy University Campus – Zografos). Несомненно, такого рода форумы дают импульс дальнейшему развитию философской мысли, поиску стратегических приоритетов и нравственных ориентиров развития человечества в третьем тысячелетии. Начинаем готовиться к следующему Всемирному философскому конгрессу, который по решению Международной Федерации философских обществ будет проходить в Китае.

 

Яскевич Я.С., д.ф.н., проф., директор Института социально-гуманитарного образования Белорусского государственного экономического университета, председ. Белорусского отделения РФО (Минск, Белорусь). E-mail: isgo@bseu.by


Вернуться назад