ИНТЕЛРОС > №4, 2013 > Дни философии в Петербурге: новые направления. Философия дизайна

Фуртай Ф.В.
Дни философии в Петербурге: новые направления. Философия дизайна


11 марта 2014

До сегодняшнего дня целый ряд фундаментальных вопросов теории дизайна остаётся не прояснённым, рождающим споры и различные интерпретации. Так, среди специалистов присутствует точка зрения, утверждающая тезис о том, что деятельность, названная дизайном, существовала со времён Древнего Египта, и её развитие проходило под воздействием технологий и художественных стилей. Иной взгляд на эту проблему исходит из производственной природы дизайна, связанной с машинным массовым производством, относя, таким образом, время возникновения дизайна ко времени вхождения машины в культуру и первыми промышленными революциями, т.е. к рубежу XVIII века.

Вторым существенным разногласием является вопрос о том, что собственно, относить к сфере дизайна: области, связанные с промышленными производством и строительством, или же дизайн – это всеобъемлющее явление, организующее предметную среду культуры – от эстетики салона самолёта до эргономичности детских колясок и формы флаконов парфюма? Третьим теоретическим моментом общего свойства является вопрос об отношениях дизайна и искусства, и, в частности, грани взаимодействия декоративно-прикладного искусства и дизайна. Общую картину теоретической неопределённости довершает невнятица терминологии и понятийного аппарата.

Осознавая всё это,  в 2012 году коллектив кафедры культурологи и искусств ЛГУ имени Пушкина во главе с автором проекта Франциской Фуртай, поддерживаемые деканом факультета М.Е. Харитоновой и руководителем Северо-Западного центра культурологических и религиоведческих исследований И.Н. Мочаловой, начали работу по  осуществлению научно-исследовательского проекта «Философия дизайна».

Первая конференция из этого проекта была посвящена различным аспектам креативных практик, применяемых в образования дизайнеров.  Данная конференция, возможно, была одна из первых, которая возобновляла прерванную интеллектуальную традицию философского осмысления дизайна, идущую от идеологов ВХУТЕМАСА и  BAUHAUS.  Целью данного мероприятия мыслились, во-первых, активизация креативного начала в образовательном процессе для творческих специальностей;  во-вторых, найти философские подходы к осмыслению такого сложного культурного синтеза, каким является дизайн как главный организатор современной предметной среды культуры.

На конференции обсуждались теоретические аспекты дизайна как практической философии в процессе организации предметной среды культуры, рассматривались отдельные моменты истории арт-практик в образовании в России (на примере педагогической практики во ВХУТЕМАСе), прослежена эволюция использования визуализации как обучающего приёма – от танцевальных «инсталляций» О. Шлеммера  до клипарта. 

Работа конференции включала и культурную программу, в рамках которой была представлена инсталляция «Деконструкция Философского парохода», посвящённая 90-летию отплытия философского парохода из Санкт-Петербурга, состоялся перформанс «Строительство пирамиды дизайна», в котором участвовали все участники,  выступавшие с докладами.

Вторая научно-практическая конференция этого проекта состоялась 22 ноября 2013 года. На этот раз организаторы обратились к одной из основных проблем современной культуры – визуализации. Обе конференции проходили в рамках Дней философии в Санкт-Петербурге.

Организаторы исходили из того, что не возможно не видеть в современной культуре повсеместного нарастания процесса визуализации. Он обусловлен, прежде всего, присутствием машины и порождаемой ею гиперреальности, которая по своей сути репрезентативна, а, следовательно, воспринимается как оче / видное.  Дизайн, будучи онтологически «привязан», прежде всего, к пространственной (визуальной) среде, предстаёт как аутентичный творческий метод для организации мыслительной деятельности в рамках современной неклассической философии. В русле этих рассуждений конференция была названа «Визуальные практики в дизайне: философия «очевидного».

На конференции поднимались проблемы взаимоотношений искусства и дизайна, теории дизайна как философии предметной среды, роль и место фотографии в графическом дизайне, явление джентрификации как социокультурное явление и  эстетический приём, специфики художественного образа в арт-дизайне.

Также как и на предыдущей конференции была представлена  творческая часть конференции.

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры философии, культурологии и искусства ЛГУ имени А.С.Пушкина М.В. Асалханова на конференции представила работы, являющиеся частью авторской серии  «Философия дизайна», выполненной в коллажной технике. Председатель секции теории и педагогики дизайна Санкт-петербургского отделения Союза дизайнеров РФ, доцент кафедры культурологии и искусства Ленинградского госуниверситета им. А.С. Пушкина И.В. Клюшкин в творческой части конференции представил произведения из юбилейной выставки «Шапито-13», не вошедшие в основную экспозицию выставки, проходившей в Сочи, Мурманске и Санкт Петербурге.

Е.А. Савельева, аспирант Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина (Санкт-Петербург), участник Всероссийского конкурса короткометражных фильмов «Молодое кино» (2011 год), победитель регионального конкурса (Северо-Запад России и страны Балтии) социальной рекламы в кино (2010 год), участник Шестого Международного кинофестиваля им. Андрея Тарковского «Зеркало» (2012 год). Она продемонстрировала триптих (фото инсталляции с элементами кино) «Видимое время или эстетика энтропии», посвящённый А. Тарковскому,  представляющий собой визуализацию деконструктивных объектов в современном мегаполисе, осмысленных как эстетический процесс и художественный образ.

В рамках творческой части конференции были представлены также живописные произведения Б.Ю. Анушина, доцента  кафедры культурологии и искусства ЛГУ имени А.С. Пушкина, художника-декоратора, поставившего более 70 спектаклей в различных театрах России.

На заключительной дискуссии всеми докладчиками отмечалось крайняя необходимость подобных конференций, которые могут объединять не только философов, но и искусствоведов, культурологов, педагогов, художников и дизайнеров – практиков. Докладчики А.М. Муратов (СПбГУ), О.А. Вуль (Балтийский  институт экологии, политики и права) отметили данный проект как один из немногих площадок для обсуждения философско-теоретических проблем современного дизайна и изобразительного искусства. В ходе общей дискуссии были намечены темы следующей конференции в рамках научно-исследовательского проекта «Философия дизайна». Предположительно она будет посвящена теоретическим проблемам дизайна как философского основания телесных (формальных)  характеристик культуры, связанных, в том числе, не только с проблемами технологий и коммуникаций, но и с проблемами философско-антропологическими.

 

Фуртай Ф.В., д.искусств., доц., член РФО (Санкт-Петербург)


Вернуться назад