ИНТЕЛРОС > №4, 2013 > О социальной востребованности гуманитарных наук в системе высшего образования

Широкова Н.А.
О социальной востребованности гуманитарных наук в системе высшего образования


11 марта 2014

Тема статьи вызвана к жизни сегодня возрастающим влиянием технократических тенденций в трактовке высшего образования и обоснования стоящих перед ним задач в современном мире[1].

Узко прагматический подход к постановке целей высшего образования находит поддержку и у нас в связи с рядом особенностей нашей истории. В частности, это связано с нашим советским прошлым, где господствовала идеология вульгарно понятого марксизма, и она срослась с мировоззрением технических специалистов. Также психологическое отторжение всего комплекса социально-гуманитарного знания в среде наших инженеров объясняется тем, что эти науки в значительной мере были идеологизированы и превращены в приводной ремень нашего тоталитарного прошлого. Именно в этом качестве они «навязывались» сверху и не только системе высшего образования, но даже специалистам.

Такова реальность, и она вызывает тревогу. В связи с этим возникает ряд вопросов для обсуждения.

1.  Каково соотношение образования и культуры?

2.  Техническое  знание и гуманитарное, есть ли связь между ними?

3.  Имеет ли значение изучение гуманитарных наук для получения качественного высшего образования и формирования специалиста?

По первому вопросу. Если понимать современное высшее образование только как специальное обучение профессии, то возникает целый ряд проблем и главная из них – отделение  образования от культуры и превращение его в самостоятельную автономную область. Тогда как  образование и культура имеют единое основание, поскольку у них один субъект – человек. В процессе образования формируется мировоззрение, создается культурный горизонт той или иной эпохи, так как образование и культура исторически модифицируются как и их субъект. Но остается их базисная связь: человек получает образование в контексте определенной картины мира, например ньютоновой или в современной.

Мировоззренческий аспект образования особенно ярко проявляется в современном информационном обществе. Информация всегда была средством существования общества, но этот механизм был как бы скрыт и составлял для человека так называемое неявное знание. Сегодня информация становится всепоглощающей средой. Коммуникативная реальность превратилась в специальную область онтологии. Это пространство бытия современного человека, в нем формируются как жизненные смыслы, так и научное мышление, расширяется интеллектуальный горизонт деятельности в профессии.

Анализ этого вопроса имеет еще и другой  аспект – гносеологический. Мы сегодня по-другому понимаем структуру познавательного процесса – не как взаимоотношение абстрактного субъекта и объекта вне времени и пространства, а как деятельность субъекта исторического с присущим ему мировоззрением и живущим в той или иной исторической эпохе, с присущей ей научной картине мира. Сегодня в развитии науки различают два процесса: логику самого знания и социокультурную природу познавательных норм.

Последний аргумент затрагивает наш второй вопрос – о связи естественнонаучного и гуманитарного знания. Впервые на  эту тему заговорили философы. В. Дильтей (1833-1911) противопоставил целостное знание «пустому интеллектуализму» современной ему науки[2], Э. Гуссерль (1859-1911) охарактеризовал европейскую науку как вид бесчеловечного любопытства, в то время как наука – человеческое знание о природе[3]. Физик и философ науки К. Поппер (1902-1994) критически пересмотрел позитивистское понимание  науки, признав её естественную связь с философией. Интенсивное развитие современной науки и техники также об этом свидетельствует. Приведем всего лишь несколько примеров: тема искусственного интеллекта вызвала к жизни развитие когнитивных наук как синтеза гуманитарного и естественнонаучного знания, проблемы экологии и связанная с ними задача морального измерения техники. На международном конгрессе по логике, методологии и философии науки (июль, 2011 г. Нанси, Франция) отмечалось, что предметом научных исследований сегодня является  не развитие техники самой по себе, а развитие технологии в ее социальном измерении, в частности, шла речь о моральном аспекте развития техники.

Ответ на вопрос третий – имеет ли значение изучение гуманитарных наук для получения качественного высшего образования и формирования специалиста – вытекает из вышеизложенных аргументов: образование специалиста органически связано с культурным горизонтом эпохи. Образованность предполагает как в старые, так и в нынешние времена широкий культурный кругозор профессионала.

Но такое утверждение совсем не означает некую консервацию былого положения дел в области образования. Нельзя игнорировать реалии сегодняшнего дня, когда стоит вопрос о новом университете – профессионально ориентированном и нацеленном на коммерческую эффективность, в орбите которой оказывается знание в становящемся ныне информационном обществе. Это диктует нам, преподавателям гуманитарных наук, отойти от сугубого академизма и максимально усилить практический аспект в преподавании гуманитарного знания, знания не как самоцели, а знания как инструмента для ориентации в жизни и работе современного специалиста, востребованного на рынке.

 

Широкова Н.А., к.ф.н., доц. МГТУ МИРЭА (Москва)



[1] Щедровицкий П.Г. Изменения в мышлении на рубеже ХХI столетия: социокультурные вызовы // Вопросы философии. 2007. № 7, с. 52.

[2] Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Культурология. ХХ век. Антология. М.: Юрист, 1995, с. 213-255.

[3] Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. 1992. №7, с. 137-176.


Вернуться назад