ИНТЕЛРОС > №4, 2013 > Первый Казахстанский философский конгресс

Капышев А.Б.
Первый Казахстанский философский конгресс


11 марта 2014

27-28 сентября 2013 года на базе Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан (ИФПР КН МОН РК) состоялся первый в истории Казахстана конгресс философов республики «Философия в современном мире: стратегии развития». В форуме приняли участие делегаты из всех регионов страны.

Работа Конгресса велась на двух языках – казахском и русском – по нескольким направлениям, включая стратегические приоритеты современной казахстанской философии, актуальные проблемы логики и методологии социально-гуманитарного познания, вопросы аксиологии и т.д. Особое место на Конгрессе заняли темы, связанные с культурными кодами казахской философии в ее прошлом и настоящем, а также с ментальными моделями развития Казахстана. Серьезное внимание участники Конгресса уделили ключевым ориентирам казахстанской философии образования, ее ценностным ориентирам и социальным перспективам.

С приветственным словом выступили гости Конгресса – академики Российской академии наук А.А. Гусейнов и В.А. Лекторский. Сегодня философия в Казахстане, отметили они, имеет крупные научные и образовательные центры, где ведутся исследования по широчайшему спектру философских проблем. Издаются фундаментальные труды по истории философии, по логике и теории познания, философии науки и другим отраслям философского знания. Очень важно в социально-культурном отношении и то, что целая плеяда казахских мыслителей-классиков и их идеи, прежде недоступные даже специалистам, сегодня стали достоянием национальных (и не только национальных) культур, сделались предметом глубоких осмыслений. На разных уровнях и в разных формах между нашими странами были и сохраняются самые теплые взаимоотношения. Так же обстоит и в области философии. Академики выразили уверенность, что сотрудничество казахстанских и российских философов и впредь будет развиваться и крепнуть. Для этого есть все предпосылки: конкретные планы, открытость возможностей, а главное – та научная и человеческая дружба, которая проверена многими десятилетиями.

В приветственном слове декана философского факультета МГУ, доктора философских наук, профессора В.В. Миронова прозвучало много теплых слов в адрес казахстанской философии и высказано пожелание развивать сотрудничество с Российским философским обществом по линии обмена печатной продукцией, стажировками, разработки совместных проектов.

На пленарном заседании, в докладе директора ИФПР КН МОН РК, члена-корреспондента Национальной академии наук Казахстана З.К. Шаукеновой «Философия, открытая миру» был отмечен целый ряд важных моментов, касающихся прошлого, настоящего и будущего философии Казахстана.

Творческий потенциал казахстанской философской школы, который формировался на протяжении нескольких десятилетий, начиная с хорошо известной школы диалектической логики Ж.М. Абдильдина, позволил в краткие сроки переосмыслить модель казахстанской философии в контексте мировой мысли. Так, традиционная казахская философия отныне рассматривается как духовная квинтэссенция номадической культуры со свойственным ей особым типом онтологии и, соответственно, – антропологии. Изучение истории казахской философии предполагает продвижение к новому этапу. Необходим переход от изучения философского наследия отдельных мыслителей к проблемному исследованию, которое должно сконцентрироваться на формировании единого проблемного поля казахской философской мысли.

Жизненная необходимость философии, отметила З.К. Шаукенова,  заключается, помимо прочего, в том, что от нее во многом зависит, как понимается сущность человека, а тем самым и то, какими станут те, кто сегодня принадлежит к молодым поколениям. Только в соответствии с высшими нравственными абсолютами – любовью, дружелюбием, творческой заботой о развитии другого человека – выстраиваются надлежащие цели и истинные ценности образования. От решения проблемы человека зависят и подходы к решению вопросов социального развития и эволюции всей человеческой цивилизации. Поэтому огромные задачи стоят перед такими областями философского познания, как философия истории и философия культуры, философия религии и философия политики.

Философы Казахстана стремятся по мере возможности влиять на интеллектуальный климат в республике, на поддержание в Казахстане атмосферы доброго согласия этносов, культур, мировоззрений. В этой связи следует особенно выделить те направления исследований, которые отвечают самым передовым тенденциям развития страны, вызовам нового времени. Это проблемы идентичности и толерантности, мониторинг культурной и духовной атмосферы в обществе, задача  развития человеческого капитала и другие важнейшие вопросы социально-философского характера. Необходимо активно обращаться к новым темам, новым понятиям в области социальной философии, виртуалистики, эстетики, этики, а в плане содержательном – смелее выдвигать новые идеи, подходы и параметры оценок.  

Слово «конгресс» означает «собрание», то есть, по существу, «движение навстречу друг другу» (или «совместное движение»). А этим предполагается развитие, прогресс. Поэтому задача казахстанского философского Конгресса видится мне, подытожила З.К. Шаукенова, в первую очередь именно в объединении сил философов нашей страны.

Всестороннее обсуждение на Конгрессе получили вопросы, связанные с социально-историческими контекстами Казахстана. Проблемы демократического выбора, аутентичного понимания идеи свободы, идеологии независимости освещались в докладах академика НАН РК Ж.М. Абдильдина (Астана), докторов философских наук, профессоров К.А. Абишева (Алматы), С.Б. Булекбаева (Алматы) и других. 

Задача сегодня состоит в том, чтобы объединить силы философов, политологов, религиоведов, культурологов. В  эпоху глобальных синтезов без такого объединения обойтись очень трудно, фактически невозможно. Это касается многих аспектов социогуманитарного познания, в частности и в особенности – потенциала философии в понимании и переосмыслении сложной и богатой истории нашей страны. Философы могут и должны предложить надлежащие логико-методологические подходы к историческому процессу и его отображению в науке истории, а также мировоззренческие и ценностные основания исторического познания. Поэтому участники Конгресса были единодушны в том, что философия может стать глобальной метатеорией человека. А это, в свою очередь, позволит выйти к практическому опыту инновационных онто-технологий и высоких технологий духа.

Эти идеи, в той или иной мере и форме, составили содержание выступлений докторов философских наук, профессоров Н. Гусевой (Усть-Каменогорск), А. Хамидова (Алматы), кандидатов философских наук, доцентов Г. Абрахматовой (Алматы), А. Видершпана (Костанай) и др.

Для реализации указанных идей философии предстоит выйти к единому миропониманию и эффективно работать в его контексте, было подчеркнуто в пленарном докладе д.ф.н., профессора С. Колчигина (Алматы). При этом единое миропонимание – не сумма налично данных мировоззрений, а конкретная, целостно представленная Истина бытия человека в мире. Свести все качества и свойства человека к проявлениям Природы или Разума, к всеобщности Абсолюта, не значит обнаружить особую человеческую уникальность. Потому что она связана не с мышлением и не с природно-инстинктивными началами, а с духовностью, т.е. живой, внутренне-чувственной устремленностью человека ко благу другого. Пришло время осознать, что человек – это не столько homo sapiens, сколько в первую очередь духовная индивидуальность (душа, духовное «я»). Это и есть тот непостижимый для многих феномен «идентичности», в котором человек представлен как таковой. Душа и есть человек, а духовность – живая действительность нравственного закона внутри нас. И выражается она высшими, сакральными чувствами и, соответственно, деятельной и бескорыстной заботой об окружающем.

Проблема перехода к освоению единого миропонимания как задача философии на пути в будущее, говоря без преувеличения, поставлена на крупном философском форуме впервые.

Высокий человеческий смысл философии в инновационных преобразованиях современного общества был подчеркнут в докладе д.ф.н., профессора М. Изотова (Алматы). Роль философии как методологии науки XXI века была проанализирована в выступлении д.ф.н., профессора К. Бегалиновой (Алматы). Краткими тезисами к метатеории сознания и языка поделился Р. Гаршин (Алматы), подчеркнув необходимость и возможность такой метатеории, в частности, на основе синтеза концепций М. Мамардашвили – А. Пятигорского и Д. Чалмерса. Доклад к.ф.н., доцента, заведующего сектором казахской философии ИФПР КН МОН РК К. Альжана был посвящен проблеме актуализации начал национального мировидения. Со своей стороны, к.ф.н., доцент Т. Сулейменов (Шымкент) поделился соображениями о будущем казахской философии.

Немало ценного было высказано в той части конгресса, которая обсуждала ключевые ориентиры казахстанского образования,место казахстанской философии образования в системе философского знания. Гости из Москвы, д.ф.н., профессора В.В. Миронов и Н.С. Кирабаев выступили с глубоко содержательными докладами о состоянии современной системы образования в России и мире, указали на ряд принципиальных технологических инноваций в сфере высшего образования. К.ф.н., доцент И. Зарипова (Астана) показала важность и, к сожалению, малую используемость такого феномена, как  «реальное философствование», в контексте преподавания философии в современных условиях. Уникальным опытом преподавания философии в школе поделилась к.ф.н., доцент О. Гуттенлохер (Уральск). Десять лет назад в городе Уральске была открыта общеобразовательная школа с философским уклоном. В этой частной школе философия не только преподается с первого класса, но и является основой для преподавания всех остальных предметов. Именно благодаря философии в школе успешно осуществляется системный подход к процессу образования. Казахстанская частная школа с философским уклоном сейчас является членом международной организации «Философия для детей и молодежи сообщества стран Азии и Тихого океана» (Philosophy with Children and Youth Network for Asia and the Pacific).

В целом на Конгрессе философов Казахстана было выявлено принципиально общее понимание его участниками большинства проблем, встающих перед философией сегодня. Это, прежде всего, объективная потребность в общих усилиях по выработке базового единства в осмыслении бытия человека в мире. Фундаментом такого единства призвана стать современная реальная востребованность духовной ценностной составляющей любой области философских исследований и любого жизненно-практического социального действия, направленного на подлинное развитие общества.

Было подчеркнуто, что философия в современном Казахстане должна иметь собственное лицо и самостоятельно отвечать на вызовы будущего. Особую, первостепенную значимость приобретает поэтому философия образования и вырастающая из нее образовательная система. В этой сфере не следует слепо копировать зарубежные образцы, тем более что в них за последние годы выявилось множество недостатков, и эти образовательные системы подвергаются справедливой критике. Участники Конгресса обратились к соответствующим инстанциям с указанием на жизненную необходимость сохранения в полном объеме вузовского цикла философских дицисциплин в качестве одного из важнейших в образовательном процессе. Человек в сегодняшнем сложном и масштабном мире не имеет права быть лишь узким специалистом: он должен быть широко образованной, культурной личностью.

По мнению участников Конгресса, сегодня следует всячески поощрять идею и практику союза философии и науки. Он явился бы серьезным шагом по пути современного интегративного процесса, гармонизации различных сторон в структуре личности и в современной общественной жизни.

В завершение работы Конгресса было принято решение о создании новой общественной структуры – постоянно действующего Конгресса философов Казахстана (КФК), предложен проект его Устава. Эта организация позволит плодотворно решать задачу интеграции казахстанского философского сообщества, усиления эффективности его работы и сотрудничества с философскими ассоциациями ближнего и дальнего зарубежья. Благодаря этому станет возможным более прочное и органичное объединение интеллектуального потенциала казахстанской философии, ее существенное оживление, придание ей новых форм и более действенного, общественного звучания.

 

Капышев А.Б., к.ф.н., доц., председ. Алматинской первичной организации РФО (Алма-Ата, Казахстан)


Вернуться назад