ИНТЕЛРОС > №4, 2013 > Образовательный институт, власть и общество в эпоху роста культуры знаний

Багдасарьян Н.Г., Карпов А.О.
Образовательный институт, власть и общество в эпоху роста культуры знаний


11 марта 2014

СПб.: Алетейя, 2013. – 260 с.

Работа, которую мы представляем читателю, носит сложный, многоплановый характер: автор пытается схватить «ключ» на пересечении пространств власти и общества, духовной жизни и экономики, образования и науки, искусственного интеллекта и познавательной деятельности мозга. А.О. Карпов справедливо пишет о том, что наступил новый тип культуры. Сама по себе эта мысль весьма тривиальна, но вопрос в другом. Важно понять, каков характер культурной новизны. Как определить – наблюдаемые нами изменения осуществляются в рамках текущего типа или они суть признаки нового? Ответ на этот вопрос многое предопределяет в конструировании моделей наличного бытия. Автор формулирует критерий, типологически отграничивающий новый этап: «культурный стержень новой формации составляет когнитивная компетентность человека в создании духовно-материальной структуры общества, которая пришла на смену его техническойкомпетентности как оператора в среде созданных им культурных артефактов» (С. 27).

Отсюда следует, что традиционное образование, акцентирующее позицию пожизненного потребления знаний, не адекватно даже сегодняшнему дню, не говоря уже о завтрашнем. А значит, основной инструмент модернизации европейского образования – не организационный, а культурный и педагогический подход, по большей части отсутствующий в системе российских образовательных реформ.

По сути, вся работа представляет собой разворачивание этого тезиса – и в экскурсе в историю образовательных систем – от эпохи Просвещения до постмодерна, и в аргументах – за и против – компетентностного подхода, и в психокультурных параллелях эпохи религиозной Реформации с когнитивной Реформацией будущего, и в реалиях современной отечественной системы образования. Интересно следить за тем, как в работе выявляются зоны преемственности, идущие от классического университета Канта, Гумбольдта, Ясперса; в их ряду – отношение к исследованию и образованию как к поиску истины, непременная дидактическая связь исследования и образования, научный этос и духовные основы просвещенной жизни. Это культурно-эпистемическое наследие подвергается глубоким и жестким трансформациям в динамичном и прагматичном обществе. Ушли ли эти прекрасные гуманистические идеи безвозвратно? Или мы способны не уподобляться слонам в посудной лавке?

Многие из нас, понимая бессмысленность и разрушительность образовательных реформ, осуществляемых в современной России, ограничиваются их острой критикой. Автор данной работы следует дальше. Вся эта сложная конструкция, состоящая из экскурсов в историю образования и науки, в экономические, этические, этносоциальные аспекты цивилизационной динамики – необходима лишь для того, чтобы выстроить парадигмальную модель научного образования, основные контуры которой апробированы практикой программы «Шага в будущее».

Размышляя о динамике европейской культуры, «путешествуя» по эпохам вместе с великими мыслителями, автор этой необычной книги не теряет своего лица – ни в стрежневых идеях, ни в стиле их изложения. Представляется, что он ощущает себя наследником великих культурных эпох – со всеми их «высокими» и трагическими чертами. И – ответственным за будущее цивилизации, которая не может осуществиться без науки и образования.

 

Багдасарьян Н.Г., д.ф.н., проф. (Москва)


Вернуться назад