Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №4, 2012

Гусев Д.А.
Двухтомный УМК «Логика»

Михайлов К.А. Логика: учебник для бакалавров.
М.: Юрайт, 2012. – 553 с.
Михайлов К.А., Горбатов В.В. Логика. Практикум: учеб. пособие
для бакалавров. М.: Юрайт, 2012. – 509 с.

Рецензируемый УМК по логике (общим объемом более тысячи страниц), без сомнения, должен стать явлением в логико-философской жизни страны. От этих книг веет неподдельной любовью к логике, искренними переживаниями за ее судьбу в наше непростое время. Энергия молодости, творческое вдохновение, свежесть и нестандартность предлагаемых концептуальных решений и материала, эрудиция авторов, их выдающийся научный и методический профессионализм – все это органично слилось в этом УМК. Нельзя не согласиться с К.А. Михайловым в том, что «в учебнике… оригинальным образом осуществлен принципиальный “жанровый” синтез “фундаментально-теоретического” и “популяризаторского” подходов к науке», что делает его первым в своем роде. Иными словами, концепция данного УМК одновременно опирается как на лучшие образцы классического университетского подхода к изложению основ логики (например, модель В.А. Бочарова и В.И. Маркина), так и традицию «занимательной логики», «логики для всех» (Р. Смаллиан, А.А. Ивин, А.Л. Никифоров, К.К. Жоль, автор настоящей рецензии и др.).

Таким образом, в данном УМК «логика – в контексте ее исторических судеб в XXI веке – рассматривается в органическом единстве трех ее сторон: фундаментальной теоретической науки, практического “искусства мыслить” и мировоззренческой по сути дисциплины, формирующей образованную и нравственную личность» (К.А. Михайлов). Стоит отметить, что значительная часть материалов УМК (особенно Практикума) носит эксклюзивный характер. Например, в учебнике наряду с изложением «стандартных» тем присутствует ряд оригинальных материалов философско-методологического характера, чрезвычайно важных с нашей точки зрения – ведь логика, прежде всего, наука философская. Отметим здесь особо параграфы «Логика и психология: проблема соотношения» (содержащий в том числе – по всей вероятности, впервые в отечественной учебной литературе по логике – детальное изложение классической гуссерлевской антипсихологистской модели), «XXI век и логика» (посвященный проблемам «социологии логики», а также вопросу о расширении сферы логического как такового – например, за счет «неформальной» и «нестандартной» логики, весьма популярных ныне на Западе и т.д.), «Логическая парадоксология». Последний раздел – безусловно, сердцевина учебника. Впервые в отечественной литературе здесь представлен систематический (и зачастую авторский) анализ не только «традиционных» парадоксов, но и тех, что принято называть «эпистемическими» или «логико-психологическими» (парадоксы неожиданной казни, сатанинской бутылки, Ньюкома и др.). Безусловным достижением автора следует признать предпринятое им оригинальное рассмотрение феномена двоемыслия (Оруэлл) с точки зрения логики и логической парадоксологии, наглядно демонстрирующее социальное значение логики.

В этой краткой рецензии невозможно указать на все авторские достижения и находки. Но нельзя не упомянуть ряд уникальных разработок из Практикума, важность которых с методической точки зрения, на наш взгляд, трудно переоценить, – это и фундаментальный раздел «Индуктивные игры как моделирование научно-теоретической деятельности» (с изложением основ т.н. ассоцианистской концепции культуры) и «Комплексные задания по всему курсу» (детективные рассказы, «нашпигованные» логическим материалом), и десятки авторских задач на нестандартную логику различных типов и классов, и «Логические задачи в литературной форме» и мн. др. Зачастую авторам удается найти новый поворот в преподнесении даже донельзя избитых тем (например, таких, как «Модельные схемы»).

Необходимо отметить, что данный УМК является новаторским не только с точки зрения своего содержания, но и своего оформления. Предлагаемая К.А. Михайловым концепция дизайна подобных книг – безусловный прорыв на этом фронте. Они содержат массу схем и таблиц, богато иллюстрированы портретами упоминаемых в тексте ученых, картинками «в тему», а также содержат массу врезок с юмористическими текстами как самого автора, так и заимствованными из научного фольклора, призванными иллюстрировать те или иные обсуждаемые логические принципы.

УМК написан живым, доступным, «интерактивным» языком. Он адресован «конкретным живым людям» (чувствуется многолетний педагогический и методический опыт авторов), и это прямо-таки бросается в глаза. На наш взгляд, широкое использование этого УМК в учебном процессе способно реально помочь поднятию авторитета логики как науки и искусства в общественном сознании России.

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба