ИНТЕЛРОС > №4, 2012 > Нужна ли русской философии «София»?

Малков С.М.
Нужна ли русской философии «София»?


25 февраля 2013

3 ноября 2012 года в Центральном Доме ученых при активной поддержке РФО и ИФ РАН состоялось очередное, второе в этом сезоне заседание секции философии под руководством видных отечественных философов: председателя секции д.ф.н., проф. Владимира Григорьевича Борзенкова и председателя Правления Московского философского общества д.ф.н., проф. Игоря Константиновича Лисеева.

Следует отметить, что нынешнее руководство продолжает и творчески развивает традиции, заложенные основателем и бессменным на протяжении последних двадцати лет руководителем секции философии д.ф.н., проф. Вадимом Васильевичем Казютинским (1932–2012). Светлой памяти Владимира Васильевича было посвящено первое в этом сезоне заседание секции, состоявшееся в октябре 2012 года, где своими воспоминаниями о нем поделились многие видные российские ученые и философы, в том числе акад. В.А. Лекторский и д.ф.н., проф. Е.А. Мамчур.

На секции философии Центральном Доме Ученых 13 ноября с.г. было проведено заседание, посвященное Всемирному Дню философии. Вступительным словом открыл заседание к.ф.н. Сергей Афанасьевич Павлов. Он напомнил о традиции проведения Дня философии в Москве в Институте философии РАН и в Центральном Доме Ученых.

На ноябрьском заседании секции был заслушан доклад известного российского философа д.ф.н., проф. МГУ им. М.В. Ломоносова Фёдора Ивановича Гиренка на тему: «Нужна ли русской философии “Sophia”?».

Докладчик детально изложил историю софиологии как религиозно-философского проекта, который, по его словам, представляет собой странную попытку соединить в одно целое философию и веру. Странную потому, что одновременно философствовать и верить, по мнению выступающего, совершенно невозможно. Это вещи взаимоисключающие. В результате на свет появилась своеобразная “взрывчатая смесь”.

Основателем софиологии – учения о Софии Премудрости Божией – является В.С. Соловьев, который развил его на основе собственной метафизики Всеединства. Однако софиология не была изложена им в систематической форме. Ф.И. Гиренок детально остановился на основных трудах В.С. Соловьева по софиологии, в частности на его ранней незавершенной рукописи «София», «Чтениях о Богочеловечестве» и на поэме «Три свидания», и дал им свою оценку. В целом можно сказать, что софиология В.С. Соловьева вобрала в себя как отдельные элементы священного предания, так и некоторые гностические идеи и учения европейских мистиков (Я. Бёме).

Проект софиологии, по мнению докладчика, В.С. Соловьеву удался, поскольку это учение было подхвачено в ХХ веке целым рядом русских философов, в первую очередь П.А. Флоренским и С.Н. Булгаковым. Более того, софиология сделала осмысленным само существование русской философии, русского сознания и христианской культуры, хотя представителями русской православной церкви она воспринималась как ересь.

Доклад Ф.И. Гиренка вызвал у слушателей значительный интерес. Однако, на наш взгляд, он носил по преимуществу историко-философский характер. В результате как бы повисшим в воздухе оказался вопрос о том, нужна ли современной отечественной философии “София”? По крайней мере, на него докладчик не дал чёткого ответа.

Если провести сравнение с учением современника В.С. Соловьева Ф. Ницше, то именно последний стоит у истоков нынешних острейших дискуссий о сверх- и постчеловеке, конце христианства, смерти Бога и человека, о месте новоязычества в сегодняшнем мире, о трансгуманизме и постгуманизме. Что же касается софиологии, то создается впечатление, что попытка реанимации этого учения могла бы привести к возникновению дискуссий и течений маргинального характера как в философии, так и христианском богословии.


Вернуться назад