ИНТЕЛРОС > №4, 2012 > О реализации вузовских самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов

Кротов А.А.
О реализации вузовских самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов


25 февраля 2013

(заседание президиума Учебно-методического совета
по философии и религиоведению)

19 октября 2012 г. на философском факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова под председательством чл.-корр. РАН В.В. Миронова состоялось очередное заседание президиума Учебно-методического совета по философии и религиоведению УМО по классическому университетскому образованию.

На заседании обсуждался вопрос о реализации вузовских самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов. Право реализации самостоятельно устанавливаемых стандартов получили федеральные университеты, национальные исследовательские университеты и два вуза, которым специальным федеральным законом присвоен особый статус (МГУ, СПбГУ). На заседании были рассмотрены особенности построения учебных планов по философии в названных университетах. Так, напр., учебный план бакалавриата философского факультета СПбГУ включает в качестве основных профессиональных дисциплин базовой и вариативной частей следующие: Логика (3 семестра), Онтология и теория познания (3 семестра), Социальная философия (3 семестра), История античной философии (2 семестра), История философии Средних веков (1 семестр), История философии Нового времени (2 семестра), История немецкой классической философии (1 семестр), История философии марксизма (1 семестр), История зарубежной философии 19-20 вв (2 семестра), История русской философии (2 семестра), Этика (1 семестр), Эстетика (1 семестр), Философия религии (2 семестра), Философия и методология науки (2 семестра). Учебный план философского факультета Уральского федерального университета своей основной особенностью имеет профилизацию  подготовки бакалавриата, включает следующие профили: Социально-аксиологический, Социальное управление, Социолингвистика, Теоретико-методологический, Управление коммуникациями (философские аспекты), Философия права, Философская антропология, Эстетика: арт-бизнес. Базовые профессиональные дисциплины плана соответствуют перечню федерального государственного образовательного стандарта. При этом для Социально-аксиологического профиля основными вариативными дисциплинами выступают: Философия истории, Методология обществознания, Теории идентичности, Философские теории толерантности. Для Теоретико-методологического профиля основными вариативными дисциплинами выступают следующие: Методология научного исследования, Семиотика философии, Феноменологическая интерпретация «SEIN UND ZEIT» М. Хайдеггера, Философские основания творчества,  Философские жанры, Основные экзистенциалы человеческого бытия в философии поэзии. Для профиля Социальное управление основными вариативными дисциплинами выступают следующие: Управление человеческими ресурсами, Основы экономического менеджмента, Основы менеджмента, Коммуникационный менеджмент, Управление конфликтами, Этика и психология управления, Теория организации. Для профиля Социолингвистика основными вариативными дисциплинами выступают следующие: Основы социолингвистики, Философия культурного региона (на выбор: французский, японский, испанский язык),  Деловые коммуникации, Психология речевой коммуникации, Психология и педагогика. Для профиля Эстетика: арт-бизнес основными вариативными дисциплинами выступают следующие: Морфология искусства, История эстетики, Анализ художественного произведения, Психология искусства, технологии эстетического и художественного воспитания, Основы арт-бизнеса, Этика арт-бизнеса. Для профиля Философия права основными вариативными дисциплинами выступают следующие: Философские проблемы толкования права, Введение в философию права, Этика права, Интеллектуальная собственность: философско-правовой аспект, Правовая культура и гражданское общество. Для профиля Философская антропология основными вариативными дисциплинами выступают следующие: Антропология и психоанализ, Жизненный мир как антропологическая проблема, Антропология маргинальности, Методологические проблемы психологии, Теория модерности: очерк проблемного поля. На факультете философии Национального исследовательского университета Высшая школа экономики базовыми профессиональными дисциплинами подготовки бакалавров выступают: Логика, Онтология и теория познания, Западная философия до середины ХХ века, Восточная философия, Русская философия XIX-XX веков, Социальная философия, Эстетика, Философия культуры, Философия и методология науки, Философские проблемы конкретных дисциплин.

На факультете философии и культурологии Южного федерального университета принято следующее распределение внутри базового цикла подготовки бакалавров: Логика, Онтология и теория познания(1): введение в систематическую философию, Онтология и теория познания (2): онтология,  Онтология и теория познания (3): гносеология, Онтология и теория познания (4): методология, Онтология и теория познания (5): основные философские категории, История зарубежной философии (Античная философия; Философия Средних веков, эпохи Возрождения и Нового времени; Немецкая классическая философия; Философия XIX века; Философия ХХ века), История русской философии, Философия и методология науки,  Социальная философия (антропосоциогенез; исторические формы цивилизационного развития; современный этап развития общества), Современная зарубежная философия, Философская антропология, Философские проблемы конкретных научных дисциплин, Эстетика, Этика, Философия религии. На философском факультете Казанского федерального университета базовыми профессиональными дисциплинами подготовки бакалавров выступают: Логика, Социальная философия, История зарубежной философии (История античной философии; История философии средних веков и эпохи Возрождения; История зарубежной философии Нового времени), Методика написания курсовой работы, Онтология, История восточной философии, Философия религии, Теория познания, История русской философии, Философия и методология науки, Этика, Современная зарубежная философия, Философские проблемы конкретно-научных дисциплин, История татарской философской мысли, Философская антропология. На философском факультете Новосибирского государственного университета общефакультетские дисциплины магистратуры представлены в следующем виде: Философия античности и средневековья, Логика, Социальная философия, Философия науки, Теория познания, Философия нового времени, Педагогика высшей школы. Для специализации «история философии» основными вариативными курсами являются: «Восточная философия» («Философия Китая», «Философия Индии», «История философской мысли в Японии»), «Аналитическая философия», «Онтология и метафизика». Для специализации «философия науки» – «Методология науки», «Аналитическая философия», «Современные концепции естествознания». Для специализации «социальная философия»: «Философия истории», «Социология», «Философия политики». На философско-социологическом факультете Пермского государственного национального исследовательского университета базовыми профессиональными дисциплинами подготовки бакалавров являются: Логика, Онтология и теория познания, История русской философии, Социальная философия, Философия Древнего мира и Средних веков, Философия и методология науки, Философия нового времени, Философия религии, История человеческого интеллекта, Методика преподавания обществознания и философии, Проблема труда в современном обществе, Современная зарубежная философия, Философия истории, Философия техники, Философская антропология, Философские проблемы естествознания, Эстетика, Этика. На философском факультете МГУ принято следующее распределение внутри базового цикла подготовки бакалавров: Логика (Логика, язык и мышление; Классическая дедуктивная логика; Неклассическая логика и логика научного познания), Онтология и теория познания (Природа и специфика философского знания; Онтология: философское учение о бытии; Теория познания; Философская методология и аксиология), История зарубежной философии (Философия Древнего Востока; Ранняя греческая философия и Платон; Аристотель и философия поздней античности; Философия Средних веков и эпохи Возрождения; Философия Нового времени; Немецкая классическая философия; Философия XIX в.), Социальная философия (Социальная антропология; Философия общества; Философия истории), Философия и методология науки (Философия науки: возникновение и развитие; Основные направления в современной методологии науки), История русской философии (История идей в России XI-XVIII вв.; Русская философия XIX века; Русское религиозное Возрождение XX в., философия советского и постсоветского периода), Этика (Классические и современные модели этического знания; Теоретическая и прикладная этика), Эстетика (Проблемное поле классической эстетики; Постклассическая эстетика XX и XXI веков). Анализ учебных планов показывает, что в современном российском философском образовании наряду с общим ядром содержания профессиональных курсов широко представлена специфика различных региональных научных школ. По итогам рассмотрения учебных планов принято решение об использовании полученных результатов при  подготовке профессионального стандарта Ассоциации философских факультетов и отделений, работу над которым планируется завершить в 2013 г.


Вернуться назад