ИНТЕЛРОС > №4, 2012 > О международной научной дискуссии «Проблемы современной китайской философии»

Кишлакова Н.М.
О международной научной дискуссии «Проблемы современной китайской философии»


25 февраля 2013

На улице лето, все готовы отправиться в отпуск, а на кафедре «Философия» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации продолжается научная жизнь. Там 2 июля 2012 года состоялась международная межкафедральная научная дискуссия «Проблемы современной китайской философии. В дискуссии приняли участие более 30 человек профессорско-преподавательского состава и аспирантов кафедр «Философия» Финуниверситета, ВЗФЭИ, кафедры «Социально-гуманитарных наук» ВГНА и один из ведущих китайских философов профессор Чжан Байчюнь.

Открывая дискуссию заведующий кафедры «Философия», профессор А.Н. Чумаков подчеркнул, что очень рад тому факту, что нам удалось организовать эту встречу с человеком, который имеет тесные связи с философами России, много здесь печатается, переводит и является крупнейшим ученым в области русской религиозной философии в современном Китае.

От имени ректората участников научной дискуссии  приветствовал директор Центра международного сотрудничества Финансового университета при Правительстве Российской Федерации П.С. Селезнев. Он подчеркнул актуальность и важность развития международных связей с университетами Китая в самых различных областях знания, в том числе и в области философии и пожелал всем участникам дискуссии плодотворной работы и творческого долголетия.

С основным докладом выступил профессор Чжан Байчюнь. Он поблагодарил организаторов за возможность общения со столь авторитетными коллегами в области философии и начал выступление с небольшого рассказа о себе. Он обучался в аспирантуре в России. Предметом его научных исканий была и остается русская религиозная философия. Сейчас он  заведует кафедрой религиоведения в Пекинском педагогическом университете. Последние двадцать лет своей жизни посвятил переводу на китайский язык трудов русских философов В.В. Соловьева, Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, Л.И. Шестова. После 2000 года им были изданы две монографии «Современная русская религиозная философия» и «Дух дышит». Считает своим любимым русским писателем Ф.М. Достоевского.

Далее профессор Чжан Байчюнь отметил, что сегодня значительную часть своего времени отдает работе в Центре регионоведения, организованном в его университете. В этом центре конкретно занимаются Россиеведением в связи с тем, что в Пекинском педагогическом университете собрано больше всего крупных специалистов по России из совершенно разных областей. Это и историки, и политологи, и филологи, и философы, и специалисты в области образования. Правда философов мало и они не все в должной мере владеют русским языком.

На базе Центра издается журнал «Русская литература и культура». Профессор Чжан Байчюнь выразил сожаление по поводу того, что это единственный журнал по русской культуре, так как государство считает основной задачей Центра именно регионоведение. Однако, несмотря на это ученым Центра удается не изменять свом научным интересам.  Вот и я никогда не изменю своей любви к русской религиозной философии, отметил китайский философ.

Далее докладчик предложил раскрывать содержательную сторону проблемы развития современной китайской философии в ходе дискуссии и через вопросы. И последние не заставили себя ждать. Так, у профессора Т.М. Махаматова возникли сразу три взаимосвязанных вопроса:

–      чем объясняется интерес докладчика именно к русской религиозной философии?;

–      находит ли распространение православие в современном Китае?;

–      пользуются ли спросом написанные профессором книги?

Профессор Чжан Байчюнь в своем ответе подчеркнул, что в современном Китае остается в большей степени востребованной марксистская философия. Правда, после распада СССР, взгляды китайских философов были обращены к западной философии. Но, по его мнению, это несправедливо, так как между Китаем и Западом есть еще Россия. На самом деле китайцы плохо понимают западную философию. Западная философия холодная и прагматичная. Русская философия больше затрагивает китайскую душу. Сама по себе западная философия хороша, но это образно выражаясь «дорогое кладбище». Размышляя о перспективах развития Китая, следует сказать, что здесь китайцам большую помощь может оказать именно русская философия. Подтверждением тому, являются 10 тысяч православных живущих сегодня в Китае. Это немного, но дело не в количестве, а в качестве. Ведь именно русская православная традиция духовно более близка китайской философии.

Направление продолжению начатого разговора задал вопрос профессора Силичева Д.А. Все мы знаем, что конфуцианство является идейной и идеологической основой в современном Китае. Оно по своей сути очень рационально. Как это соотнести с Вашим интересом к православию? И где больше, на Ваш взгляд, религиозности в конфуцианстве или православии?

Я считаю, ответил профессор Чжан Байчюнь, что конфуцианство построено действительно разумно. В нем, как и во всей китайской философии, господствует практический разум и оно прагматично. В православии нет рациональности и поэтому, на мой взгляд, оно имеет большие возможности для формирования в человеке духовных и нравственных ценностей.

В этой связи ассистент А.В. Волобуев попросил Чжан Байчюня уточнить, какое влияние имеет академическая философия на принятие политических решений в Китае и имеет ли вообще? И как он оценивает роль русской церкви в России сегодня?

Сегодня, подчеркнул профессор Чжан Байчюнь, Академия общественных наук в Китае представляет собой формальное объединение, которое ни в коей мере не может влиять на государственные структуры при принятии тех или иных политических решений. Я думаю, что они знают меньше о марксизме, чем политики. Правда, необходимо четко различать философию Маркса и марксистскую идеологию. Что же касается русской православной церкви, то всем известна ее существенная роль в истории России и замены ей на сегодня нет. Конечно, церковь должна себя менять. Что греха таить сегодня истинно вооцерквленных людей мало, Но потенциал к переменам есть и это уже хорошо.

И профессора Скибицкого М.М., и профессора Деникина А.В. интересовал вопрос о том, какие  другие религиозные учения наряду с конфуцианством сегодня находят особое распространение в Китае?

Религиозных течений много, ответил Чжан Байчюнь. Что же касается конфуцианства, должен сознаться, что сегодня оно в Китае является мертвым и не владеет Китаем. Многие молодые китайцы обучаются в вузах Европы и Америки. Возвращаясь, они  плохо вливаются в китайскую реальность. Сегодня самое большое распространение получает протестантизм. Хотя, вне сомнения основу культуры составляет конфуцианство, потому что именно оно описывает, как стать китайцем. Жаль, но и культура Китая сегодня мертва.

Чисто практический вопрос был задан профессором Трофимовой Р.П. Китай – стабильная и долгоживущая цивилизация, которая продолжает держать курс на построение коммунизма. Может правомерно нам пойти Вашим путем? Хочу отметить, ответил Чжан Байчюнь, что коммунизм в Китае уже построен. Когда есть мясо и картошка и все хорошо одеты – это и есть коммунизм по-китайски. Сегодня китайцы строят нечто, что не имеет идеала. Однако людям плохо жить без идеала, потому что материальная сторона жизни не может быть самодостаточной. В Китае много острых проблем и наш путь не идеален. На мой взгляд, и в развитии России сегодня главными являются не экономические, а духовные проблемы.

Рассуждая о русской душе, заметил профессор В.В. Викторов, достаточно ли, на Ваш взгляд, изучать лишь русскую религиозную философию, упуская  из поля зрения философские идеи западников? Конечно же, я с Вами полностью согласен, ответил Чжан Байчюнь.

Далее дискуссия плавно перетекла в русло проблем преподавания философии в Китае. Вопросы были заданы коллегами Просековым С.А., Махаматовым Т.Т., Пановым Е.Г., Старченко Н.Н., Зуевым К.А. и др.

Итоги научной дискуссии были подведены профессором А.Н Чумаковым. Он отметил, что сегодня еще раз для всех стала очевидной необходимость контактов российских философов со своими зарубежными коллегами, которые вне сомнения обогащают обе стороны. Надеемся, что приезд в октябре в Москву ректора Пекинского педагогического университета позволит значительно расширить рамки и реальные возможности российско-китайского научного сотрудничества.


Вернуться назад