ИНТЕЛРОС > №4, 2012 > Загадка Сфинкс(а)

Заболоцкая И.К.
Загадка Сфинкс(а)


25 февраля 2013

«Без возврата к основам культуры не

   возможно творить для будущего».

С.М. Эйзенштейн

 

В музее Метрополитен в Нью-Йорке, в греческом зале музея находится множество статуй и барельефов из Древней Греции

Запомнился один барельеф. На нем изображены юноша с гранатом и девочка. Предположительно, брат и сестра. Почему они погибли в столь юном возрасте? Можно только гадать. Видимо сила любви родителей и близких, их горе воплотилось в их прекрасном изображении. Верх барельефа венчает Сфинкс с крыльями. Почему? Какое отношение имеет Сфинкс к умершим?           

В настоящее время чаще всего считают, что Сфинкс олицетворяет силу и могущество фараонов. И действительно, голова фараона, а тело льва. Что еще об этом можно думать?  Предоставим слово известному отечественному египтологу М.Э. Матье: «…знаменитый Большой Сфинкс, гигантский памятник, с наибольшей силой воплотивший идею божественной сущности фараона. Каменный колосс с туловищем льва и портретной головой царя поражал своей сверхъестественной мощью и заставлял верить в непоколебимое могущество правителя Египта»1.

Также ряд исследователей пишут о Сфинксе, как надежде на лучшее будущее. Так, Ахмед Фахри отмечает: «…голова Сфинкса повернута на восток, на восход солнца, слабо, загадочно и высокомерно улыбаясь… Египтяне считают Сфинкса источником вечной мудрости и надежды на будущее».

Что же это – за первобытная мудрость? Чтобы немного приблизиться к ней вспомним о древнегреческом мифе. Все-таки древние греки ближе во времени к древним египтянам и времени строительства Сфинкса. Его нам перескажет Френсис Бэкон, который написал трактат «О мудрости древних». Стоит отметить, что мудростью древних интересовался философ, который является отцом современной науки. Итак, проследим за мыслью английского философа.

«Сфинкс была чудовищем с лицом и голосом девы, покрыта перьями, как птица, с когтями грифа. Она сидела на вершине горы близ Фив и следила за дорогой, подстерегая путников. Она набрасывалась на них из своей засады и, схватив, загадывала им темные и сложные загадки, которые, как полагали, сама узнавала от муз.

Если несчастные пленники не могли разрешить и растолковать эти загадки и говорили что-то невнятное, она со страшной свирепостью растерзывала их. И так эта напасть свирепствовала уже давно, то фиванцы назначили награду тому, кто сможет разгадать загадки Сфинкс, а наградой этой была сама царская власть над Фивами.

Привлеченный такой наградой Эдип, человек энергичный и умный, но с больными, проколотыми некогда ногами, принял это условие и решил попытать счастья. И вот когда он мужественно и твердо предстал перед Сфинкс, она спросила у него, что это за животное, которое рождается четвероногим, затем делается двуногим, потом треногим, и, наконец, снова четвероногим. Тот, подумав, ответил, что все это относится к человеку, который сразу после рождения и в младенчестве оказывается четвероногим и только учится ползать, но вскоре поднимается и ходит на двух ногах; в старости же он опирается на палку, чтобы крепче держаться, и представляется,  как бы треногим, а в самом конце жизни уже дряхлым старцем, когда мускулы его совсем ослабели, лежит, прикованный к постели, и снова становится, как бы четвероногим. Дав правильный ответ, он одержал победу над Сфинкс и  погубил ее. Тело ее, погруженное на осла, возили в триумфе. Эдип по условиям договора стал царем фиванцев”2.

Вот она, первобытная мудрость. В мифе в форме зародыша находятся вместе наука, искусство, религия, не произошло еще разделение на обособленные ветви культуры. О первобытной мудрости пишет М. Гершензон: «Тогда-то в неисследуемой глубине духа зародились вечные течения, текущие от пращуров и до нас и дальше в будущее».[1] Для того, чтобы современная философия приблизилась к древности, к ее интуитивному познанию, она должна все в себя включать, а не быть служанкой, как религии (в средневековье), так и науки  (в настоящее время). Философия, а тем более мудрость, выше отраслей культуры, она является их квинтэссенцией. Важной чертой этой философии является цельность и близость к жизни.

Цельное знание должно сложиться в единую картину мира, состоящую из частей, как из мозаики. Частью этой мозаики и будет загадка – разгадка  Сфинкс.

Гипотеза

Начнем с несомненного утверждения. У любого существа самая  главная часть тела – голова, так как последняя управляет туловищем.

Если сравнить строение Сфинкс и Богов Древнего Египта, то получим следующее.У Сфинкс голова человека, а тело льва. Древние Боги Египта имели голову животного, а тело человека!

Голова животного у Древнеегипетских Богов свидетельствует о том, что эта Божественно-животная голова диктует животное поведение человеку. Ведь это Боги. Они управляют людьми. И нужно сказать, что символика Древнеегипетская совершенно права. Поведение человека и в древности, и в настоящее время очень похоже на поведение животного, жестокого животного. В ХХ веке – две мировые войны. Не будем здесь касаться революций. В ХIХ веке не случайно появление теории Дарвина о происхождении человека от животного. До сих пор актуален, к сожалению, чеканный тезис на латинском языке: «Homo homini lupus est» – «Человек человеку волк».

Отличие современности только в том, что дикие отношения прикрываются формулами вежливости, науки и красивыми фразами. Но суть остается одна – жестокость вместе с лицемерием. Так, Карл Густав Юнг писал в середине ХХ века: «Что представляют собой крупные массовые движения нашего времени? Попытки завладеть деньгами или собственностью других и сохранить свои собственные. Разум человека Запада в основном отягощен изобретением всевозможных «измов», которые служат ему для сокрытия истинных мотивов поведения и получения большей прибыли».[2] Нужно отметить, что у Древних Богов Египта тело человека – слабое тело. То есть:  если человеком владеют животные нравы, то он остается слабым.

Сфинкс же построена иначе, чем Боги Египта. У нее голова человека, а тело льва. Если Боги Египта принадлежат прошлому и настоящему с его зверством, то Сфинкс пророчит будущее – лучшее будущее. И оно заключается в том, что когда человек станет человечным – это символизирует голова человека, то тогда он станет сильным как лев (тело льва).Интересно, что глаза Сфинкс глядят далеко вперед в вечность, на вечный восход солнца. То есть если человек будет руководствоваться в жизни головой человека, то он естественно станет  человечным, это откроет ему тайны Вселенной. А корыстному зверю на двух ногах, которым сегодня чаще всего является человек, такие тайны не откроются.

Говоря языком научной философии, гносеология тесно связана с этикой и эстетикой. Или, как просто и ясно говорили древние – существует единство истины, добра и красоты. Статуя Сфинкс величественна и красива, значит, с ней находится истина и доброта.

Но это еще не все. Если основываться на древнегреческом мифе  о загадке Сфинкс, то возникает такой вопрос. Почему у Сфинкс голова девы с загадочной улыбкой, а не мужа? Не намек ли это на то, чтобы в будущем женщины играли большую роль в управлении? Ведь в нашем современном мире управители – мужчины. И посмотрите на этот мир, который клонится к самоуничтожению либо в результате экологического коллапса, либо в результате войны. И достижения науки и техники могут являться детонатором этого трагического процесса.  Неужели так важно управлять самому, а после меня хоть потоп?! Тем более, что мы судим о матриархате с позиций патриархата: «или – или», или мужчина доминирует, или женщина, кто сильнее или слабее? Матриархат предполагает равновесие двух основных начал мироздания – мужского и женского, а не вражду между ними.  

Итак, мысль Сфинкс: необходимо очеловечить человека, дав ему голову высшего существа и соответствующее поведение, и тогда ему многое откроется.

Что же откроется?

«Важнейшей чертой культуры Древнего Египта является протест против смерти, которую египтяне считали “ненормальностью”. Страстное желание бессмертия определяло все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта», – пишет Л. Любимов.[3] Представляет интерес расположение Сфинкс. Сфинкс смотрит на восход солнца. Запад для Древнего Египта олицетворял смерть, связанную с заходом солнца. Видимо, улыбающийся и высокомерный взгляд на восход солнца символизирует не только жизнь и ее начало, но и познание бессмертия и для живущих и даже для умерших.

В таком случае становится понятной, почему Сфинкс воздвигают  около пирамид – заупокойных храмов фараонов, где тела последних мумифицировали. Пирамиды были и есть каменными кораблями, которые преодолевали непреодолимое – время. В Египте до сих пор существует поговорка: «Все боится времени, но само время боится пирамид».

Также становится понятно расположение небольших крылатых  Сфинкс на древнегреческих кладбищах на вершине барельефов с портретным изображением умерших. Видимо, Сфинкс является символом бессмертия для всех живущих и живших.

Вспомним теорию общего дела Н.Н. Федорова – преодоление смерти человечеством. В таком случае становится понятно, почему обычно древние греки гуляли на кладбищах среди могил и Сфинкс. Они верили и надеялись на  достижение бессмертия. Ведь отличительной чертой культуры Древней Греции является оптимизм. И ни для кого не секрет связь между культурами Древней Греции и Древнего Египта.

Итак, Сфинкс – это пророчество человечности, которая сможет открыть главные тайны Вселенной, включая главную тайну – бессмертия, вечной жизни.

Даже слова русского языка говорят о том же, что и Сфинкс.

               Человек –  чело – века, то есть лоб века – (100 лет жизни).

              Человечность – чело – вечности, то есть лоб вечности.

Древние египтяне считали, что Ка – олицетворение индивидуальности человека – может вселяться в тело мумифицированное, а если его нет, то в статуи или другие изображения жившего человека. Здесь оно ждет воскрешения, если варварство и корысть не уничтожат мумии или статуи.

══════

По большому счету каждый человек стоит перед своей Сфинкс,  ища ответы на трудные и даже неразрешимые  пока вопросы. Можно ли избежать страданий, старости, болезней и смерти? Можно ли спасти родителей? Родных? Себя? и т.д. Природа – своего рода Сфинкс, сначала мягко (в детстве и юности), а потом все более жестко (в зрелости и старости) молчаливо и настоятельно задает их. И если нет ответа, то конец этой истории известен. Каждый человек является экспериментом Природы по выявлению ответов на эти вопросы.

Сфинкс является подсказкой, которая пришла к нам из глубины веков. Пусть она нам поможет преодолеть пока непреодолимое. Поэтому стоит относиться к своей жизни не как подчиненной фатальности болезней, возраста и смерти. Нет. Быть может именно Ваша жизнь, ее эксперимент, приоткроет великую тайну Природы – как жить в зоне радости, оставив страдания и смерть навсегда. Быть может, в таком случае мы приблизимся к себе – Человеку настоящему – подлинному.



1 Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. – С-Петербург, 2001. С.95.

2 Цит. по: Гуревич П.С.Культурология. – М., 1999. С. 150.

[1] Гершензон М. Гольфстрем. – М., 2001.С. 93.

[2]  Юнг К.Г. Йога и запад. – Львов, Киев, 1994.С. 186.

[3] Любимов Л. Искусство Древнего Мира. – М., 1971.С.54-55.


Вернуться назад