ИНТЕЛРОС > №4, 2012 > Влияние христианства на китайское общество

Чжэн Вейхун
Влияние христианства на китайское общество


25 февраля 2013

Приток большого количества западных миссионеров в Китай, оказал заметное влияние на распространение христианства, и в то же время активизировал демократические настроения, стимулировал дополнительный интерес к буржуазным экономическим теориям. Миссионеры в Китае составили особую группу, которая оказала влияние на образование, политическую, экономическую, культурную жизнь и, таким образом, привнесла изменения в традиционную культуру Китая, объективно содействуя переменам в сознании определенной части современного китайского общества.

Христианское влияние в Китае наиболее заметно отразилось в таких сферах общественной жизни как: социальная, политическая, экономическая, образование.

Христианство и перемены в современной общественной
мысли Китая

Миссионеры наладили выпуск большего количества газет в Китае. А прелюдией к их изданию стали «Ежемесячные светские новости», освещавшие проблемы современного мира. В периодике современного Китая газеты с религиозной ориентацией занимают достаточно большое место. Среди них наиболее известными являются: «Новости Китая», «Цун Бао Китая», «Новая газета для китайцев и иностранцев», «Церковная газета китайско-западных отношений», «Бюллетень мирной нации», и др. Эти газеты помимо религиозной догматики освещают и светские новости. Старейшей и наиболее влиятельной религиозной газетой является «Цун Бао Китая», которая была основана в 1832 году американским миссионером Бриджменом. Она освещает политические и текущие дела Китая, его историю, литературу, а также рассказывает об обычаях для иностранцев, и в целом знакомит их с  Китаем. В последнее время большее влияние приобрел «Мировой бюллетень», основанный Линь Лэчжием, который пропагандирует научные и технические достижения современных западных систем в области  политики, экономики, образования, рассказывает об управлении на основе свободы слова, соблюдения законов и демократии, равенства между мужчинами и женщинами. В одном из первых научных журналов «Компиляция науки» опубликована большая подборка статей об астрономии, географии, телеграфе, железнодорожном транспорте, изготовлении металлоконструкций, сталелитейном деле, паровых машинах и других изобретениях.

Миссионеры сыграли также важную роль в организации издательской деятельности в Китае, в переводах и публикациях многих западных книг. В частности, было издано много книг религиозной направленности, а также политического, технического, социального и научного содержания. Так, например книга «История провинции Ли Генхей в США» опубликованная в 1838 году, описывает ситуацию в США того времени; книга «Азбука науки», изданная в 1866 году Дин Вейлянем, подробно излагает естественнонаучные знания о механике, воде, воздухе, огне, электричестве, химии; книга «Объяснение геологии», опубликованная в 1871 году американским миссионером Ма Гаовэнем и его китайским единомышленником Хуа Хэнфаном, содержала основы теоретической геологии. В гуманитарной сфере следует выделить монографию «Основные принципы международного права», написанную американцем Дунем и книгу «Право мирной нации», которая стала первой публикацией по международному праву в Китае.

Книги, изданные миссионерами, познакомили Китай с идеями и культурой современной западной цивилизации, дали китайцам понимание западного образа жизни, расширили их кругозор, помогли познакомиться с миром, отличным от китайского. Это также реально способствовало появлению журналистики в Китае. Так, например, известный китайский политик Ван Тао создал в 1874 году газету «Ежедневное обозрение» и по совету миссионеров опубликовал серию статей, направленных на исследование политических перемен в Китае, и способствовал формированию общественного мнения в области политических реформ.

Введение христианских догматов и привнесение западной мысли оказало заметное влияние на традиционную культуру феодального Китая и сыграло положительную роль в преодолении китайским народом феодального невежества.

Христианство и перемены современной политической мысли Китая

Миссионеры оказали значительное влияние на издание газет в Китае, что позитивно сказалось на развитии демократии, установлении равенства между мужчинами и женщинами,свободе слова, коммуникации людей и ослаблении   традиционной авторитарной мысли, сдерживавшей реформы политической системы.

Одной из первых была ежемесячная газета «Са Эр Гуань Чжэн», созданная английским миссионером в 1815 году в Гонконге, которая публиковала много статей политического содержания таких, например, как «английская политическая система», «краткий очерк английской истории», «биография  молодого Вашингтона» и др. В частности, в статье «английская политическая система», которая знакомила с работой британского парламента, отмечалось, что «в Англии установлено верховенство закона и открытое рассмотрение дел в судебных заседаниях».[1] «Мирный бюллетень», издаваемый Линь Лэчжием, являлся важным средством «сбора нового западного научного знания», нацеливал на политические реформы и поощрял новую власть. Газета «Восточная и западная ежемесячная статистика», которую в 1833 году основал один из прусских миссионеров совместно с Гун Ши Лан Ши, много внимания уделяла политической системе в Соединенных Штатах Америки. В частности,  показывалось, что положение президента зависит от воли людей, в то время как у людей есть право контролировать правительство.

Хотя эти статьи с подачи миссионеров носили печать похвалы в адрес западных демократических систем, тем не менее, люди помимо долгосрочного монархического авторитаризма увидели и другой мир. «Для китайского народа, застывшего в своем феодальном мышлении, сдерживавшем общественное развитие, все это стало своеобразным окном, вырубленном в темной комнате. Перед их глазами открылся новый мир, сильно отличающийся от их собственного, они увидели преимущества современной демократической системы перед над авторитарной политической системой Китая, что, в конце концов, снимало барьеры старого мышления, инициировало перемены и требование к изменению политической системы в Китае»[2].

Миссионеры издавали книги, раскрывавшие западные демократические принципы и изменявшие мышление китайского народа, меняли отношение людей к иностранцам, что было как свежий воздух для древнего Китая. Пропаганда политики демократических перемен, несомненно, стала импульсом для китайской интеллигенции, которая селективно воспринимала западные идеи, задумывалась о реформах и искала пути к изменению облика современного Китая и его политической системы. Люди усваивали новые знании, новые идеи из основанных миссионерами газет и, как сказал Лян Цичао: «После семи лет научного и политического просвещения многие стали говорить о западных достижениях, стали читать западные книги, откуда получали новые знания и представления»[3].

Христианство и перемены современной экономической мысли Китая

Политика традиционного Китая была ориентирована на то, что «сельское хозяйство важнее торговли». Деятельность христианских миссионеров способствовала тому, что эта система закрытой экономической политики преодолевалась, и все больше китайцев начинали понимать причины процветания западных странах и упадка Китая. Чтобы преодолеть экономическое отставание Китая, следовало приобщить людей к современной экономической мысли, научить их тому, как добиться «самостоятельности», «богатства». На решение этой задачи были направлены: во-первых, переводческая и просветительская работа миссионеров, во-вторых, экономические курсы в школах. Так, на китайский язык миссионерами были переведены такие работы западной экономической мысли, как «Экономика», «Страны обогащения», «О земельной аренде» и др. В частности в трехтомном издании «Экономика» впервые рассказывалось о западной политэкономии, о природе и использовании денег, о производстве, торговом обмене и  распределении товаров. В книге также кратко были представлены экономическая система Адама Смита, теория распределения Давида Риккардо и учение о народонаселении Т. Мальтуса.

Эти переводы сыграют положительную роль в изменении китайской традиционной политики «сельское хозяйство важнее торговли», а переведенные миссионерами книги о политике и экономике современных странах, стали самым большим достоянием для китайской интеллигенции. Важную роль при этом сыграли церковные школы, основанные миссионерами, где были открыты экономические курсы, а экономика введена в обязательную школьную программу. Все это способствовало усвоению основ западной экономики и отбору будущих наиболее талантливых экономистов. Таким образом западная экономическая идеология, распространяемая миссионерами в Китае, формировала у прогрессивной интеллигенции взгляд на «богатый народ и могучую страну», обосновывала идею экономической реформы, изменение традиционной двухтысячелетней экономической системы и формировала новое мышление, необходимое для развития экономики и торговли в современном обществе.

Христианство и перемены в системе образования Китая

Для традиционного китайского образования характерно, главным образом, конфуцианское образование. В различных частных школах, колледжах, основными источниками знания были классические экспедиции, которые следовало штудировать, чтобы справиться с экзаменами. При таком старомодном образовании и жесткой форме обучения, подавляется творческое начало, что не соответствует современным требованиям и серьезно тормозит развитие общества.

После опиумной войны, миссионеры стали создавать церковные школы в Китае, постепенно формируя систему полноценного образования от начальной школы до университета, что сыграло стимулирующую роль в становлении и развитии современного китайского образования. Церковные школы в своей работе опирались на западную педагогическую мысль. Наиболее наглядно это проявилось, например, в Доме культуры Дени Чжоу в провинции Шаньдун, в созданном Линь Лэчжием колледже в Шанхае, в университете Чжень Дань в Шанхае, в университете Дунь Уи в Сучжоу, в университете имени святого Иоанна в Шанхае, в университете Линь Нань в Гуанчжоу и др.

В содержание образования церковных школ входили современные научные и культурные знания об искусстве и музыке, половых отношениях и спорте. Обращалось внимание на самосотоятельное образование студентов, на эксперименты, выработку у студентов способности независимого мышления. Церковные школы были ориентированы на учащихся из различных слоевобщества, и расширяли сферу образовательных дисциплин. Миссионеры пропагандировали идею равенства между мужчинами и женщинами, создавали церковные школы для девочек, например, женский университет Хуа Нань в Фучжоу, женский университет Дин Линь, университет Иан Динь, где китайские женщины впервые стали получать серьезное образование, улучшать свое  положение в обществе. В таких университетах были подготовлены многие  женские специалисты такие, как  педагог У Инвэнь, социолог Дин Уичэи, эксперт Ван Иоюнь и др.

Передовой опыт церковных школ послужил примером для создания новой школы Китая. Так, с 1860 г. Цинском правительством стали создаваться новые школы и военные академии такие, например, как Дом культуры Дин Синь, Дом культуры Шанхай, Дом культуры Гуанчжоу и др., в которых многие курсы были позаимствованы из учебных программ церковных школ. Миссионеры сыграли большую роль для понимания недостатков традиционного китайского образования. Они активно участвовали в формировании новой образовательной системы и внесли немало предложений по реформированию образования в конце династии Цин.

В 1897 году американский миссионер Ди Каовэй обратился к Комитету образования Китая с «Предложением о создании главных институтов», где предлагал создавать университеты. Ли Тимати написал конкретную программу и предложил руководителю провинции Шаньси создать Шаньсиский университет, в которой он брал на себя заботу о западных стандартах образования в течение десяти лет.Таким образом, церковные школы «в процессе модернизации образования в Китае играли в некоторой степени роль образца и указателя»[4], что имело позитивное значение для становления современного образования в Китае. Эти школы ускорили переход от старой к новой системе образования, утвердили новые педагогические подходы, способствовали изменению китайского мировоззрения, популяризировали и распространяли научные знания, повышая, таким образом, уровень национальной культуры. Как отмечает американский миссионер Мин Эньбо, хотя «иностранцы, занимаясь деятельностью в области религиозного и научного проповедования, активно воздействуют и на область литературы, науки, философии, искусства, просвещения, морали, религии, чтобы получить выгоду во всех сферах жизни, развитие их деятельности приносит пользы, чем негативных последствий»[5]. Иными словами, миссионерская деятельность объективно способствует позитивным переменам в области политики, культуры и образования Китая. Кроме того, западное искусство (живопись, скульптура, музыки), архитектура, современные способы ведения сельского хозяйства, достижения в области медицины, права и других сфер общественной жизни – все это было положено в основу симбиоза христианской и китайской культур. Иначе говоря, в известной мере христианство способствовало зарождению современного мышления, конструктивному общению с Западом и содействовало развитию современной истории Китая.

Литература

  1. И Минь. Британская политическая система[N]. Са Эр Гуань Чжэн. 1853-10-1.
  2. Гэй Гуньчжэн. История китайской газеты[M]. Шанхайское  издательство Гу Динь.2003, с.136.
  3. Лян Цичао. Читать западную каллиграфию[M]. Шанхайское  издательство Гу Динь. Во время династии Цин.
  4. Чжан Кайюань. Китайские и западные культуры и университет Дун [M]. издательство образования в Хубэй.1991.
  5. Гун Чжэншен. Миссионеры и современного Китая[M]. Шанхайское  издательство Жэ Минь.1981, с.113.


[1] И Минь. Британская политическая система [N]. Са Эр Гуань Чжэн. 1853-10-1.

[2] Гэй Гуньчжэн. История китайской газеты [M]. Шанхайское издательство Гу Динь. 2003. С.136.

[3] Лян Цичао. Читать западную каллиграфию [M]. Шанхайское издательство Гу Динь. Во время династии Цин.

[4] Чжан Кайюань.  Китайские и западные культуры и униварситет Дун [M]. Издательство образования в Хубэй. 1991.

[5] Гун Чжэншен. Миссионеры и современного Китая [M]. Шанхайское  издательство Жэ Минь.1981. С.113.

 


Вернуться назад