ИНТЕЛРОС > №4, 2012 > Клюканов И.Э. Коммуникативный универсум

Султанова М.А.
Клюканов И.Э. Коммуникативный универсум


25 февраля 2013

М.: РОСПЭН, 2010. – 256 c.

В 1999 г. была создана серия «Humanitas», ориентированная на науки о человеке, обществе и культуре, издавались книги по культурологии, философской антропологии, социологии, истории культуры. Автор и редактор серии – Левит С.Я. Были опубликованы труды ведущих отечественных ученых – Н. Автономову, С. Великовского, П. Гайденко, П. Гуревича, В. Губина, Б. Губмана, А. Каравашкина, И. Кондакова, Л. Лебедева, Л. Микешиной, Б. Пружинина, Г. Померанца, В. Розина, С. Семенова, Г. Тавризян и других. В ее подготовке принимают участие ведущие специалисты Центра гуманитарных научно-информационных исследований, Института научной информации по общественным наукам РАН, Института философии РАН. 

В 2010 году в этой серии (изд-во РОСПЭН) вышла книга профессора Клюканова И.Э. «Коммуникативный универсум» (256 стр., 700 экз.). Автор – известный аналитик в области теории коммуникации, его научные труды получили широкую известность в США и России.

Работа Клюканова И. посвящена исследованию процесса коммуникации, ее теоретической разработке и созданию основ новой области знания – коммуникативистики, стремительно развивающейся в последние десятилетия параллельно со столь же стремительным развитием информационной технологии, кибернетики.

Научное осмысление проблемы коммуникации с самого начала сталкивается с трудностями уже при определении основных понятий, пишет автор, потому что и сама наука, и ее терминологические обозначения еще не устоялись. Теория коммуникации называется то коммуникативистикой, то коммуникологией, что отражает разные подходы к проблеме и ее разнообразные корни – политические, философские, психологические, языковые и т.д.

Свою цель автор книги видит в том, чтобы «осмыслить целостную природу коммуникации как явления и коммуникативистики как науки, будь то в виде дисциплины или области знания» (стр. 55). Иначе говоря, коммуникативистика – это «попытка теоретического осмысления коммуникации академической наукой» (стр. 37).

Автор стремится посмотреть на коммуникацию «как на вселенную», т.е. на универсум, и название его книги в этом смысле имеет под собой концептуальное обоснование. 

В книге приводится  широкий обзор  теорий коммуникации, традиций и парадигм, в которых изложены попытки осмысления природы коммуникации. На основе этих теорий автор создает свою модель коммуникации, как пространственно-временной континуум, состоящий из четырех стадий или трансформаций. Стремясь понять процесс коммуникации между «собой» и Другим, автор феноменологически расчленяет весь процесс коммуникации на эти отдельные стадии. Такое моделирование позволяет автору рассматривать коммуникацию «как процесс постоянных трансформаций (вращений) (обще)значимого опыта, т.е. как самоорганизующееся целое – универсум» (стр. 63). Представление о коммуникации как о пространственно-временном континууме автор считает наиболее адекватным ее природе.

Теоретический анализ такого сложного феномена как коммуникация связан с проблемами языка и  языкознания, с лингвистикой и с математической лингвистикой, с процессами в человеческом мозге и обществе, как информационных системах, с отношением человека к Другому и к самому себе, с межкультурными отношениями и т.д. Поэтому автор обращается к самым разным областям знаний – к семиотике и герменевтике, к феноменологии и философии, диалектике, языкознанию, математической логике, к Шенноновской теории коммуникации и информатики, к Колмогоровской теории сложности, он использует и понятия, введенные в сферу исследований М.М. Бахтиным, различавшим языковые и метаязыковые построения, официальный и неофициальный (карнавальный) виды общения.

Коммуникативистика претендует на статус универсальной науки, науки «обо всем», потому что она «является основой, сущностью бытия», утверждает автор. Именно она, пишет И. Клюканов, показывает, «как осуществляется связь, или в определенном смысле, как сообщаются материальная реальность и формально-содержательная идеальность, «физика» и «метафизика», и именно она направлена   на «поиск такой точки соприкосновения, на которую можно опереться, чтобы объяснить (со)существование всего, имеющего место и время быть». Эта мысль автора подкрепляется и сходными размышлениями М. Мамардашвили: «Не в этой ли точке мы должны вообще искать включение и жизни, и сознания в физическую картину мира? Т.е. такую картину, которая прекратила бы скандал допущения двух разнородных вещей, совершенно не гомогенных, а именно – существование физики, с одной стороны, а с другой – жизни и сознания, которые мы никак не можем соединить в одном исследовании» (Мамардашвили, 2000, с. 232) (стр. 221-222).

Книга профессора Клюканова И. «Коммуникативный универсум» чрезвычайно интересна своей теоретической и концептуальной насыщенностью. Она, безусловно, найдет своего читателя как среди профессионалов, так и в широкой читательской аудитории.


Вернуться назад