Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2013

Кротов А.А.
О рейтинговании вузов и проблемах религиоведческого образования

(заседание президиума Учебно-методического совета
по философии и религиоведению)

8 февраля 2013 г. на философском факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова под председательством чл.-корр. РАН В.В. Миронова состоялось очередное заседание президиума Учебно-методического совета по философии и религиоведению УМО по классическому университетскому образованию.

На заседании был заслушан доклад В.В. Миронова о рейтинговании вузов РФ. В докладе содержалась оценка методологии составления наиболее известных мировых рейтингов, подчеркнуты отличия в используемых критериях, проблемные моменты, связанные с неполнотой анализируемых данных, относительностью рейтингов, ориентацией их на определенную модель образования. Докладчик кратко прокомментировал показатели России в международных рейтингах, остановился на характеристике основных реферативных баз данных, наукометрических индикаторах и проблеме цитирования. В.В. Миронов заострил внимание на том обстоятельстве, что основные реферативные базы данных ориентированы на естественные науки, не учитывают специфики гуманитарных исследований. Характеризуя итоги первого этапа мониторинга вузов РФ, проведенного Минобрнауки РФ, докладчик отметил, что участвовал в мониторинге 541 государственный вуз, в результате в перечне вузов с «признаками неэффективности» оказалось 136 вузов (25 %). По итогам заседаний рабочих групп и Межведомственной комиссии 70 вузов признаны нуждающимися в оптимизации деятельности, а 30 вузов признаны нуждающимися в реорганизации.

Проректор Российского университета дружбы народов Н.С. Кирабаев в ходе обсуждения доклада призвал поднять роль философского образования в рейтингах, отметил опыт РУДН в этом вопросе: заключение договора с РИНЦ, перевод в перспективе «Вестника РУДН» в формат электронного журнала, привлечение к публикациям иностранных авторов.

Декан философского факультета Новосибирского государственного университета В.С. Диев в качестве реального примера возможности включения российских журналов в международные базы данных привел новосибирское периодическое издание, посвященное философскому антиковедению и классической традиции, включенное в SCOPUS. По мнению В.С. Диева, единственным эффективным способом решения проблемы цитирования в общероссийском масштабе было бы интегрирование РИНЦ в международные базы данных.

В докладе профессора И.Н. Яблокова, посвященном актуальным проблемам религиоведческого образования, в первую очередь была отмечена непропорциональность распределения между государственными и негосударственными образовательными учреждениями контрольных цифр приема. Всего для уровня бакалавриата по направлению Религиоведение было установлено в 2012 г. 99 мест приема; в том числе для 21-го образовательного учреждения установлено 57 мест, а для 2-х (Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет» и Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет») – 32 места. Всего для уровня магистратуры было установлено 35 мест приема; в том числе для 13-ти образовательных учреждений установлено 25 мест, а для 1-го (Негосударственное учреждение высшего профессионального образования «Православный Свято-Тихоновского гуманитарного университета») – 10 мест. Для большинства государственных педагогических университетов места приема для бакалавриата фактически вообще не были установлены (за исключением Красноярского госпедуниверситета – 1 место и Новосибирского госпедуниверситета – 3 места), а для магистратуры госпедуниверситеты не получил ни одного места. Это ограничивает возможности подготовки высококвалифицированных кадров учителей, которые могли бы преподавать «Основы религиозных культур и светской этики», а также другие религиоведческие дисциплины в общеобразовательных школах. В докладе подчеркивалось, что выпускники религиоведческих подразделений (отделений, кафедр, центров) востребованы в высших, средних специальных образовательных учебных заведениях, в общеобразовательных школах, в которых предусмотрено преподавание религиоведческих дисциплин – таких, как «История мировых религий», «Религии мира», «Религии России», «Религия и культура», «Религия и наука», «Религия и искусство» и др.

В ходе обсуждения доклада декан философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета С.И. Дудник отметил, что в настоящее время наблюдается тенденция к созданию теологических кафедр в структуре университетов, причем используется образовательный стандарт по теологии, носящий светский характер. При этом очевидно, что создание теологических факультетов на многоконфессиональной основе очень затруднительно. 

Декан философского факультета Уральского федерального  университета А.В. Перцев отметил главную проблему многих структур, претендующих на выпуск специалистов (бакалавров) по теологии: недостаток квалифицированных кадров, прошедших обучение именно по направлению подготовки «Теология». Невыполнение же требований к кадровому обеспечению означает невыполнение федерального государственного стандарта и ставит под угрозу последующую аккредитацию.

Декан  факультета философии и психологии Воронежского государственного университета Ю.А. Бубнов подчеркнул, что в Воронеже давно идет дискуссия об открытии теологического факультета, при этом основной проблемой для сторонников подобной идеи является отсутствие должного количества педагогических кадров, получивших образование в соответствии со стандартом «Теология». По наблюдениям Ю.А. Бубнова, некоторые преподаватели философии сами смешивают философию с теологией, пытаясь рассуждать с неких философско-теологических позиций. Ю.А. Бубнов призвал к точному разграничению двух названных сфер, при этом философам следует четко выражать свою позицию в различных изданиях, в том числе и в «Вестнике АФФО».

Декан факультета философии и культурологии Южного федерального университета Г.В. Драч высказал идею о том, что философия в системе образования главным образом должна выступать в союзе с естествознанием, при этом возможно определенное сотрудничество и с теологией, но при условии четкого их размежевания. В данном контексте Г.В. Драч сослался на опыт западных университетов.

Заведующий кафедрой религиоведения Амурского государственного университета А.П. Забияко, характеризуя современное состояние мирового религиоведения, отметил, что  западная мысль развивается в сторону конкретно-исторических исследований. Основным же трендом российского религиоведения выступает уклон в «философичность», преобладание «теоретичности» над «историчностью». В этой ситуации современному российскому религиоведению необходимо наращивать конкретные исследования, относящиеся к истории, социологии, психологии религии. Реализация этой задачи способствует размежеванию научного религиоведения с теологией.

Первый вице-президент Российского Философского Общества А.Н. Чумаков, отметив плодотворный характер состоявшегося обмена мнениями, предложил ввести в «Вестнике РФО» особую рубрику, посвященную проблемам религиоведения.

На заседании президиума было принято решение довести до сведения Минобрнауки озабоченность профессионального преподавательского сообщества сокращением бюджетных мест на основные образовательные программы гуманитарного профиля.

 

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба