Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2013

Вернер Буш
Международная ассоциация профессоров философии

„Association Internationale des Professeurs de Philosophie“ (AIPPh)

www.aipph.eu

В 1959 г. в Мюнстере д-р Эдуард Фей из Международного комитета Союза философов основал Рабочее сообщество преподавателей философии в Европе, которое в 1974 под председательством первого Президента, голандца Марселя Ф. Фреско, преподававшего в еврошколе в Брюсселе, зарегистрировало бельгийский союз под названием «Международная ассоциация профессоров философии» (AIPP).

Рабочие языки Ассоциации: французский, немецкий и английский. В уставе Ассоциации, среди прочего, заявлены такие цели: «содействие преподаванию философии в школах и университетах всех стран-участниц, информация о преподавании философии в Европе, а также привлечение к сотрудничеству национальных обществ с учетом общего целеположения». С этой целью Ассоциация каждые три года проводит международные конгрессы с упором на дидактику данной специальности, публикует документацию и бюллетени этих конгрессов (к настоящему времени вышел 61 выпуск), часто цитируемые доклады которых сообщают о многообразии преподавания философии в Европе.

Членами  Ассоциация (AIPP) являются представители 30 стран Европы. Правление в настоящее время состоит из президента (Бельгия), двух вице-президентов (Германия и Болгария), секретаря (Италия) и казначея (Германия), а также членов Правления из Польши, Португалии, России, Румынии и Финляндии. Ассоциация тесно сотрудничает согласно своему уставу с соответствующими национальными обществами.

В 90-е годы прошлого столетия Ассоциация активно развивалась под многолетним руководством Луизы Драйер (Германия). Этому способствовало и то, что в ходе изменения ценностных ориентиров после падения Берлинской стены присутствовал значительный интерес со стороны различных государств, выразившийся в серьезной  дискуссии в плане важности философии и ее преподавания. На этой волне Ассоциация организовала ряд международных конгрессов в различных среднеевропейских государствах.

Тематика конгрессов была ориентирована на актуальные для преподавания философии   темы.  Так, в 1993 году в Киле (Германия) при активном участии  представителей  балтийских государств состоялась конференция на тему «Человек, труд, рынок», а в 2009 в Лойсдене (Нидерланды) прошел конгресс по весьма актуальной проблеме, касающейся личной, культурной и национальной идентичности. Докладчиками на нем среди прочих были  такие выдающиеся исследователи, как Николас Лобковиц, Герман Люббе, Пауль Шеффер и Рикардо Поццо. Следующий конгресс, прошедший с 1 по 3 октября 2011 в Мюнстере, был  посвящен теме толерантности и ее сегодняшним повседневным и религиозным формам проявления в школах Европы. В рамках ХХ конгресса Ассоциации, состоявшимся под Бонном 01–04 ноября 2012 г., с пленарными докладами выступили проф. А. Чумаков (Первый вице-президент Российского философского общества) с темой «Политические решения должны принимать политические деятели. Столкнувшись с глобализацией?» и проф. Михаель Кванте (Президент Немецкого философского общества).

Ввиду повсеместно проникающего технологического прагматизма, распространяющейся в Европе усталости и тенденции к тому, что национальные образовательные системы нуждаются во все большем  внимании, от ЮНЕСКО исходит новое предложение, а именно, инициировать во всех школах мира преподавание философии. В 2007 году появилось большое исследование ЮНЕСКО «Философия – школа свободы». В феврале 2011 ЮНЕСКО организовала  встречу на высоком уровне в Малайзии для разработки преподавания философии в Европе и Северной Америке, на которой сбыли сформулированы рекомендации для расширения  преподавания философии. Основной докладчик подчеркнул в своем докладе, что расширения преподавания философии следует ожидать только в том случае, если существующая пропасть между университетской философией и философией в школах будет преодолена в том плане, чтобы формы изложения философии серьезно воспринимались всеми как приемлемая дидактика преподавания и вознаграждались соответствующими шансами вхождения в когорту исследователей.

Если осуществится право на философию  с позиций ЮНЕСКО, то это не означает, что каждый должен иметь право на чтение лекций по философии в университете. Право на философию может означать только то, что каждый имеет право ознакомиться с аргументированными точками зрения на повседневные, культурные и религиозные привычки, которые относятся к возможному мирному сосуществованию людей. И это означает, что философия должна быть во всех школах.

 



Другие статьи автора: Буш Вернер

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба