Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2013

Илья Стрекалов
«Философский пароход» вернулся. 1922-2012

24 января 2013 года в Доме русского зарубежья им. А.И. Солженицына прошла презентация документального фильма «Философский пароход» телеканала «Мир». В презентации приняли участие съёмочная группа телеканала, а также два «героя» – учёные, участвовавшие в съёмках фильма, – первый вице-президент Российского философского общества, доктор философских наук А.Н. Чумаков и профессор МГУ, специалист по истории российской интеллигенции А.В. Квакин. Мероприятие было организовано при поддержке сотрудников Дома русского зарубежья им А.И. Солженицына. Также на презентации присутствовал директор Дома русского зарубежья им. А.И. Солженицына, кандидат исторических наук В.А. Москвин.

Что такое «философский пароход», какое это историческое явление, как оценить его? Настолько давно и настолько недавно – для всей истории России – случилась эта знаменитая высылка философов, учёных и мыслителей с мировым именем, что споры о её значении не утихают до сих пор. Руководитель Советского государства В.И. Ленин (Ульянов) приказал выслать блестящих учёных – Ильина, Бердяева, Лосского, Сорокина, Франка – в Германию в 1922 году.

Продюсер документального фильма Иван Киреев отметил, что историческое явление «Философский пароход» было известно ему скорее как некий «бренд», он имел только общее представление о случившемся, но на съёмках фильма продюсер понял: в том, что совершила Советская власть в первые годы своего существования с высокообразованной интеллигенцией, нуждается в осмыслении. Отсюда – поставленная продюсером задача перед съёмочной группой сделать фильм как можно насыщенней, приближённей к современности, чтобы человек и зритель сегодняшнего дня постарался сам найти ответы на вопросы, которые оставил «Философский пароход» в истории России.

Более того, после презентации фильма слово было предоставлено автору сценария фильма – журналистке Марине Киреевой и главному оператору Евгению Симбирякову. Марина Киреева отметила, что её эта тема достаточно сильно тронула, и что такое достаточно редко бывает с журналистами, постоянно берущими разные темы, разработавшими их в общем виде и сразу же закрывшими их. «Философский пароход» оказался не такой темой, к которой можно не возвращаться, отметила журналистка. Когда один из зрителей задал ей вопрос о том, планирует ли она снять документальный фильм по отдельным личностям «Философского парохода» – Бердяеву или Ильину, к примеру, – она ответила, что «отдельная личность, безусловно, всегда привлекает внимание журналиста, поэтому в перспективе такие съёмки возможны». В фильме печальным голосом за кадром Марина читает полные грусти и тоски по Родине воспоминания выдающихся личностей, которые стали просто неугодны власти, что передаёт напрямую атмосферу той эпохи.

Оператор Евгений Симбиряков, побывавший в большинстве мест, где снимался фильм (а фильм снимался на Украине, в России – в Петербурге и Москве, за рубежом), отметил, что одно дело – читать об этом или что-то слышать краем уха. Совсем же другое – самому побывать в этих местах и проникнуться духом времени – духом становления Советского государства и изгнания былого величия Российской империи, духом красных комиссаров в кожаных куртках и авторитетных профессоров в шляпах, с бородкой и пенсне. Оператор, побывав в местах, где проходили высылки интеллигенции, более осознанно стал понимать всё произошедшее.

Заместитель главного редактора телеканала «Мир» Ольга Фомина отметила, что телеканал рассчитан на достаточно большую аудиторию, поскольку вещает на страны СНГ, т.е. страны бывшего Советского Союза. Также было отмечено, что дирекция и редакция канала заинтересованы в том, чтобы расширять спектр серий познавательных передач, рассказывающих о явлениях в областях различных наук, в том числе  и в истории, философии. Фильм «Философский пароход» вышел в серии передач с общим названием «По поводу», не исключено, что может быть открыт отдельный цикл передач, посвящённый этому в своём  роде уникальному историческому событию.

Документальный фильм «Философский пароход» рассказывает о том, как оценивается это явление с позиций историков и философов, о том, насколько сложно нам судить об этом, даже спустя множество лет – в 2012 году событие «Философского парохода» отмечало 90-летие. Оказывается, выезд  имел место не только в Петрограде в 1922 году, но и годами ранее: из Одессы уходил корабль «Прометей» в Израиль, но это было добровольное пожелание представителей интеллигенции. Но, возвращаясь к Петрограду: почему выслали, а не расстреляли, почему именно в  Германию, а не в какую-то другую страну?

Один из немецких коллег-учёных, являвшийся героем документального фильма, достаточно просто ответил на эти вопросы: не расстреляли, потому что боялись неуважения со стороны международного сообщества – Советская власть фактически находилась в изоляции и не поддерживала ни с кем контактов, кроме Германии; отсюда ответ на второй вопрос – в Германию выслали потому, что с ней поддерживались контакты, а, кроме того, Германия была такой же достаточно бедной и изолированной страной, как Советская Россия, поэтому взаимопонимание двух стран было, в общем-то, обеспечено.

Весьма интересно показана судьба известного философа Льва Карсавина. Он уехал, как и многие, в 1922 году, преподавал, однако Советская власть в 1944 г. настигла его в Вильнюсе там его выгнали из университета, но он пошёл работать куратором музея. В результате его арестовали и отправили в советские лагеря – там, под городом Воркута (Коми АССР – на тот момент), он и нашёл свою смерть. Уникальным моментом в фильме была встреча с 88-летним Альфонсасом Сваринскасом в Литве, который жил вместе со Львом Карсавиным и, по собственному признанию, «слушал лекцию» профессора, а после его смерти забрал все его многочисленные рукописи, уехал в Литву и там передал в издательство.

В  фильме также выступили и «герои» презентации – А.Н. Чумаков и А.В. Квакин. Оба – профессора, доктора наук, один – философ, а другой – историк. После презентации фильма, когда началась дискуссия, профессорам было предоставлено слово. А.Н. Чумаков как вице-президент РФО с сожалением отметил, что, несмотря на 90-летие «Философского парохода», фактически никаких мероприятий не прошло, чуть ли не единственным значимым событием в развитии темы высылки интеллигенции за пределы Советской России стал выход этого документального фильма.

А.В. Квакин, профессор МГУ, доктор исторических наук счёл необходимым привлечь внимание гостей презентации к двум аспектам «Философского парохода»: историческому и историко-философскому. Исторический аспект, по его мнению, бесспорно, заключается в необходимости глубокого и всестороннего изучения судьбы российской интеллигенции после Октябрьской революции 1917 года. Мало того, что не до конца изучены материалы эмигрировавших в Европу деятелей и их судьбы, но мы не знаем, что случилось с той частью интеллигенции, которая отправилась в революционные годы (была отправлена туда) на Восток, в Сибирь, а тем более – в существовавшую в те годы Дальневосточную республику (ДВР). Историко-философский аспект выступления профессора был направлен на то, что необходимо осмыслять «Философский пароход» как явление, затронувшее общественные отношения того времени – «отношения власти и интеллигенции, власти и народа, народа и интеллигенции», и это особенно подчеркнул профессор. Как отнёсся народ к этому событию 1922 года? Только ли положительно и только ли отрицательно, только ли равнодушно или только ли сожалея? Необходимо исследовать материалы, источники, относящиеся к «Философскому пароходу», начиная с официальных и заканчивая частными письмами, – вот один из скрытых лейтмотивов выступления профессора МГУ А.В. Квакина.

В ходе дискуссии гости презентации подняли достаточно важный вопрос: а есть ли настоящие профессионалы философской науки в наше время? Кто-то говорил, что проходят научные конференции, на них идут обсуждения на определённую проблематику, и потому можно считать российскую философию существующей на серьёзном уровне; кто-то говорил, что, если российская философия реально (не на бумагах) существует, то в ней должны быть «мировые имена» (как, например, Мамардашвили – один из последних уже ушедших от нас ярких философов, признанных в мире), но где же они? В целом же обсуждение свелось к тому, что, всё-таки, современной российской философии не хватает настоящих мыслителей – корни этого явления кроются как раз в «Философском пароходе», когда из России уехали выдающиеся мыслители. Советская власть справедливо видела в «вольнодумных» учёных угрозу своему государственному и общественному строю, но «убрать» целый класс выдающихся личностей – значит, лишить её возможности развиваться духовно, хотя и это достаточно спорный в науке вопрос.

По итогам презентации можно сказать следующее. «Философский пароход» – уникальное историческое явление, 90-летие которого было отмечено в прошлом году выходом одноимённого документального фильма. Как отнестись к жёсткой инициативе В.И. Ленина (Ульянова), и что бы было, если бы философы не уплыли? Сложно ответить на вопросы, тем более что наша история не так уж и жалует сослагательное наклонение.

 



Другие статьи автора: Стрекалов Илья

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба