ИНТЕЛРОС > №1, 2013 > Взаимопомощь как вектор нравственного обновления

Артемов В.М., Лончакова В.
Взаимопомощь как вектор нравственного обновления


09 апреля 2013

В условиях своеобразного «пира» политики, когда её субъекты чрезвычайно активны в критике друг друга, но весьма скромны в своих реальных действиях на благо целого, как глоток свежего воздуха  требуется что-то теоретически выверенное, нравственно оправданное и перспективное. В плане удовлетворения именно такой потребности 10 лет назад создан и успешно работает в Университете имени О.Е. Кутафина философско-правовой клуб «Нравственное измерение права» под руководством д.ф.н., проф. В.М. Артемова.

8 декабря 2012 г. состоялось IV международные Кропоткинские чтения в Дмитрове, посвящённые 170-летию со дня рождения великого философа, теоретика анархизма (в его классическом варианте), географа, исследователя истории и практики взаимопомощи, видного общественного деятеля Петра Алексеевича Кропоткина. Применительно к нашему клубу подготовка к ним началась задолго до того, как было получено официальное  приглашение от Оргкомитета Чтений (ген. директор музея – заповедника «Дмитровский кремль» А.Ф. Садова, зам. по научной работе В.Н. Дружинина, сотрудники музея Я.Л. Прусский, А.В., Резникова и Н.В. Табунова). Примечательно, как и пять лет назад, когда клуб откликнулся на просьбу общественности Дмитрова помочь им в создании философского клуба (см.: В.М. Артемов. Новая интегративная площадка МФО // «Вестник РФО» 2008, №1), их удивило не только количество, но и, так сказать, качество присутствия студенческой молодёжи в их стенах. Более внимательных и пытливых посетителей музейных выставок трудно представить.  

Интрига заключалась в том, что на одной площадке (лучший зал музея вместил около 50 участников) собрались, с одной стороны, те, кто изучает теоретическое наследие, жизнь и творчество известного мыслителя в контексте современности. И те, кто, с другой  стороны, пытается играть роль представителей анархистского движения сегодня. Хочется сразу подчеркнуть, что благодаря тому, что из Москвы прибыло более 20-ти членов клуба (Университет выделил для этого автобус), с явным преимуществом выступили именно первые. В целом к такому выводу пришли и сами организаторы. Они, а также весьма активные родственники П.А. Кропоткина, искренне поблагодарили всех нас за деятельное участие в освоении наследия прошлого и утверждении действительно приоритетных для современной России ценностей. 

Остановимся лишь на некоторых моментах Чтений, непосредственно связанных с тем, что было сказано непосредственно с нашей стороны и что нас больше всего заинтересовало в выступлениях  других участников. При этом важно подчеркнуть, что, имея в виду стратегию клуба – максимизация нравственности в праве, – мы сознательно дистанцировались от радикальных, весьма далёких от подлинной науки, подходов и мнений. Условно говоря, мы приехали в Дмитров не для  демонстрации намерений, а для того, чтобы глубже проникнуть в суть этики и права в их взаимосвязи.

Вот, к примеру, выдержка из записей, которые вели студентки Института прокуратуры Е. Павличенко и А. Чирикова: «Немало полезной информации и размышлений, направляющих мысль и заставляющих задуматься о серьезности проблемы взаимопомощи, мы услышали в докладе руководителя клуба – д.ф.н., проф. Вячеслава Михайловича Артемова – «Этика взаимопомощи П.А. Кропоткина и современность».

В докладе было подчеркнуто, что в настоящее время неуклонно продолжает снижаться духовно-нравственный потенциал  человека, да и общества в целом. Угрожающей представляется тенденция понижения уровня образования и культуры. Человек зачастую не верит в себя, в возможность что-то изменить. В современном  обществе наблюдается дефицит взаимопомощи, хотя и бывают исключения, особенно в экстремальных ситуациях (наводнения и т.п.). В этих условиях требуется новое прочтение классического наследия, за которым стоят  великие личности. К ним как раз и относится П.А. Кропоткин. Вернувшись в 1917 г. после долгой (более чем 40-летней) эмиграции в Россию он занимается разработкой  преимущественно нравственных проблем. Отсюда принципиальная значимость  свободолюбия и высоких моральных качеств субъектов социальной жизнедеятельности. Именно взаимопомощь выступает основой, определяет общее нравственное измерение личности и общества. Ведь в настоящее время без определенного нравственного мужества невозможна и привычная ранее взаимопомощь. Взаимопомощь поистине сближает!

Самое ценное и притягательное в Космосе личности П.А. Кропоткина – это органическая взаимосвязь слова и дела. Важным измерением концепции русского этика является философская вера в социальный потенциал человека, по природе своей склонного к сочувствию по отношению к другим, практикующего взаимопомощь в силу своего неисчерпаемого потенциала свободы, стремящегося к установлению справедливости.  Подобная вера спасительна, а её недостаток и дефицит знаний ведут человека к борьбе за существование. Развитие науки и образования, улучшение нравственных качеств человека и общества, – сказал В.М. Артемов, – прямой путь к более зрелой свободе и осознанной взаимопомощи. 

Большое впечатление на студентов  произвел также доклад проф. Д. Охерна (США) «Взаимная помощь среди заключенных». Было подчёркнуто, что силы, которые препятствуют взаимной помощи, в меньшей степени происходят от суровости природы, в большей мере – от человеческих институтов, нацеленных на внешнее регулирование и накопление. Современные институты стремятся разделить людей, чтобы индивидуализировать и дисциплинировать их. Особенно актуально это для тюрем. В подобных учреждениях администрация теряет власть всякий раз, когда заключенные начинают практиковать солидарность. Так, ещё в 70-е годы ХХ в. ирландские заключенные организовали виртуальный «университет свободы» и коммуны для поддержания сообщества. Ежедневно заключенные проводили культурные мероприятия. В итоге они отстояли свои права. Сделано это было с помощью высшей формы взаимопомощи-жертвы: 10 человек отдали свои жизни во время голодовки. Этот и многие другие примеры  свидетельствуют о том, что в обществе продолжает существовать принцип гуманности, который Кропоткин тесно связывал  с взаимной помощью. 

Студентка М. Мельникова особо выделила следующие слова П.А. Кропоткина: «В широком распространении принципа взаимной помощи, даже и в настоящее время, мы также видим лучший задаток ещё более возвышенной дальнейшей эволюции человеческого рода”[1]. Она высказала надежду, что это станет девизом в деле дальнейшего развития нашего общества.  Ведь этика П.А. Кропоткина – отнюдь не лишний аргумент в сохранении социального мира. Нравственность – есть основа права. Пётр Алексеевич, выдвинув свою концепцию этики, подготовил тем самым нравственный фундамент для зарождения в нашем нынешнем государстве настоящего гражданского общества. В этом и заключается непреходящая гуманистическая ценность его идей.

«Право и закон в работах П.А. Кропоткина» – такова тема выступление студентки Д. Володиной. В правовых взглядах Кропоткина содержатся элементы естественно-правового, исторического, психологического, биологического и социологического подходов к рассмотрению права. Но именно естественно-правовые идеи в контексте анархизма служили противовесом законодательству как таковому. В целом правовые идеи Кропоткина – это прогностическая модель жизнеустройства общества, построенного на гуманистических принципах, обеспечивающего справедливые отношения между его членами, их свободу и равенство. Они нуждаются в осмыслении с точки зрения этики.

Староста В. Лончакова рассказала (с презентацией) о философско-правовом клубе «Нравственное измерение права». Привлекло высказывание А. Шопенгауэра, сравнивавшего философию с высокой альпийской дорогой. Именно стремление «покорить гору», расширить горизонты собственной мысли, проникнуть в удивительный мир философии побудили студентов Института Прокуратуры ещё в 2002 году  обратиться к д.ф.н., проф. Артемову В.М. с просьбой организовать дополнительные встречи, целью которых стали бы обсуждения особенно интересных и проблемных вопросов на теоретическом уровне. Вячеслав Михайлович пошёл навстречу тем инициативным ребятам, начав проводить собрания, переросшие впоследствии в философский кружок. С этого момента и берёт начало более чем десятилетняя история существования клуба. Проводятся и выездные мероприятия.  Можно выделить такие события как, например, экскурсии в Институт философии РАН и музей Л.Н. Толстого; научная конференция «Смысл кризиса техногенной цивилизации» (Дом учёных); круглый стол «Свобода, нравственность и право» в Дмитрове пять лет назад и т.п. Студенты-кружковцы завершила она, имеют возможность выступать на  этих мероприятиях, получая бесценный опыт подготовки текстов и публичных выступлений.

Разумеется, на Чтениях звучали и другие доклады. Например, любопытно было услышать о риторическом аспекте взаимопомощи и взаимодействия (д.ф.н., доц. Е.И. Варгина из СПГУ), о письмах П.А. Кропоткина как биографическом источнике (А.В. Бирюков из Москвы) и т.п. Имело место и полемика, в том числе касающаяся собственно личностных качеств П.А. Кропоткина. Те, кто считает, что последний, пойдя на сотрудничество с новой властью, якобы проявил слабость, на наш взгляд, сам проявляет таковую, не видя в тогдашних процессах живого творчества людей и самоотверженности. 

Таким образом, только последовательная работа, сотрудничество и взаимопомощь на нравственном поле являются незаменимыми условиями подлинного обновления всех сторон нашей жизни. Один из практических результатов работы клуба – это развёртывание межвузовского конкурса творческих работ по проблемам прикладной и профессиональной этики. Готовится соответствующий сборник. Приём работ открыт.



[1] Кропоткин П.А. Взаимопомощь как фактор эволюции. М., 2011. С. 228.


Вернуться назад