ИНТЕЛРОС > №1, 2013 > Современные формы управления образованием: феномен «Фестивалей науки» в России

Ольга Сажина
Современные формы управления образованием: феномен «Фестивалей науки» в России


09 апреля 2013

Проблема образования в России, как и во многих других странах, затрагивает большую, если не всю, часть населения страны. В образовании заинтересованы: государство и общество, родители и коммерческие структуры, наконец, и, в первую очередь, сами граждане, не потерявшие интерес к саморазвитию и образованию вне зависимости от возраста. Стоит заметить, что государство не зря стоит на первом месте, среди субъектов, заинтересованных в образовании. Стабильность и развитие государственной системы – это не что иное, как следствие деятельности ее образованных, просвещенных, эрудированных и культурных граждан. Схема достаточно проста: государство, заинтересованное в развитии и стабилизации своего положения на мировой арене, будет концентрировать свои силы на взращивании образованного поколения, направляя его по нужному, в первую очередь самому государству, руслу. Жажду знаний и стремление жить не хуже других можно представить в виде метафоры своеобразного потока реки, который направляется, в том числе, государством, выбирающем направления движения этого потока.

Бум юристов, менеджеров на рынке труда не новость и не прошлый век. И тех, и других остро не хватало в предшествующую эпоху. В тоже время высококвалифицированных специалистов не хватает всегда. Государство призвано заниматься регуляцией системы образования. Во внешней среде на помощь государству в этом вопросе приходят такие сообщества, как, например: научное сообщество и бизнес-сообщество, которые заинтересованы в развитии науки и образования. Диалог сообществ создает механизмы реализации общих целей в образовании. То есть, используя упомянутую выше метафору, само «управление образованием» проявляется в переплетении нескольких каналов (заинтересованных сообществ), наполняющих один общий водосток (копилку или уровень образования).

В современных условиях в качестве одной из форм управления образованием появляется такой инструмент, как «Фестиваль науки», реализующий себя в России с 2006 года.

«Фестиваль» – на первый взгляд, слово для науки может не самое подходящее, так как несет в себе идею праздника, торжества, но, пожалуй, именно это значение вносит в науку и образование масштабность. Подобные мероприятия рассчитаны на самую широкую аудиторию, об этом говорит и история их создания. «Фестивали науки» – это инструмент привлечения внимания к науке и образованию, различных субъектов, включенных в образовательный процесс. «Фестиваль науки» – это специально организованное пространство для демонстраций и обсуждений результатов и перспектив развития науки и образования. Это – пространство, которое задает уникальные информационно-образовательные возможности.

Все это реализуется за счет интерактивных экспонатов, выставок, симпозиумов, лекций, дискуссий, интерактивных шоу, телеконференций, экскурсий и многого другого. И все это направлено на достижение одной из важнейших целей: нести науку в массы, привлечь абитуриентов в вузы, представить свои результаты и перспективы развития. «Прикоснись к науке» – пестрят плакаты в городах, именно этого и хотят организаторы, дать ее потрогать на ощупь, дать возможность воспринять ее даже самым маленьким зрителям. Этот механизм позволяет корректным образом и доступным языком рассказать обществу о деятельности, в первую очередь, российских ученых (если речь идет о российских фестивалях), о том, какие направления в науке исследуются, чем наука помогает в быту и в жизни, какие перспективы она открывает в будущем. Фестиваль приглашает участников внести свой вклад в развитие определенной научной или практической отрасли знания. Коммуникационная открытость и интерактивность фестиваля – залог успеха и для заказчика, и для зрителя. Фактически это прямой метод реализации «заказа» государства в области науки и образования, или, называя по-другому, «управление наукой и образованием».

Какие же идеи, помимо популяризации, решают подобные фестивали? Одна из таких идей – это повышение престижа ученого, исследователя, занятие наукой как таковой, а не получение одной лишь выгодной специальности. Достаточно вспомнить ранее упомянутый пример про юристов и экономистов. Внушение уважения и интереса к профессии ученого – вот прямое попадание в цель.

Официальным организатором «Фестиваля науки» в России является Министерство образования и науки РФ, соорганизаторами – Правительство города Москвы и МГУ имени М.В. Ломоносова. Важно отметить, что родоначальником фестивалей науки в России был Московский университет. Позже идею подхватило правительство Москвы, также включившееся в состав организаторов. В данном случае, научная среда подала власти идею о том, какие можно использовать инструменты для управления наукой и образованием. Затем в реализацию этой идеи включилось и государство в лице Министерства образования и науки РФ. Расширив круг организаторов и увеличив масштабность фестивалей, министерство, теперь уже как главный полноправный игрок, формулирует условия организации фестивалей в регионах,  проводит конкурсный отбор на участие в работе фестивалей для ряда площадок во многих городах России.

Проведение фестиваля науки – это серьезная организационная работа, которая начинается практически за год до его проведения. В частности, когда время и места проведения уже предварительно обговорены и забронированы, участникам следует поторопиться и принять участие в конкурсном отборе, чтобы иметь возможность получить место (площадь) и, как следствие, аудиторию в необходимые дни.

Хотелось бы подчеркнуть, во избежание неточностей, что государство как важный и самый значимый игрок в управлении образованием, остается все же не единственным. На Фестивалях науки свои потребности реализуют и вузы, а также и отдельные факультеты и даже кафедры, хотя и этим не ограничивается список. Здесь имеет место не только популяризация самих себя, привлечение абитуриентов, реклама или своеобразный дополнительный «День открытых дверей», но и демонстрация широкому кругу людей своих научных, технических, гуманитарных и других открытий и результатов, своих островков и континентов исследований. Это взаимный обмен информацией одного сообщества с другим. Обмен, который никогда никого не оставит в проигрыше. В данном случае, «государство» и «вуз» сплоченные одной идеей, благодаря большой организационной работе, стремятся донести до общественности необходимый посыл. Что же касается прямой отдачи от фестивалей, то это отдельная исследовательская задача. Фестивали задают определенные формы диалога между разными каналами коммуникации, итогом развития которых оказывается управление образованием через «фестивали науки». Проще говоря, фестиваль задает стандарт, а точнее, государство, вуз, компания, другие заинтересованные субъекты задают стандарт представления науки и образования через механизм фестивалей науки.

Фестивали показывают то, что уже достигнуто, но они же представляют и вектор будущего развития. Со времени проведения первого Фестиваля науки в 2006 года прошло ровно 7 лет, и, возможно, совсем не за горами время нового поколения инженеров, технологов и новых ученых мирового уровня, не за горами новый рост конкуренции в научной среде, большие конкурсы на места, софинансирование или проще – «мода на науку», сформированными, в том числе, фестивалями науки прошедших лет. В дни проведения фестивалей науки двери Московского университета открыты для всех заинтересованных в развитии науки и образования.

 


Вернуться назад