ИНТЕЛРОС > №1, 2013 > К осознанию неявно отраженной природы времени

Попов Н.А.
К осознанию неявно отраженной природы времени


09 апреля 2013

Общеизвестно, что время неотделимо от движения, изменения и, следовательно, от смены событий и состояний материальных процессов. Всякая же такая смена неотделима, в свою очередь, от появления особых отношений – отношений очерёдности появления, которые столь же объективны, сколь объективно всё то, что возникает вне человеческого сознания. События сами, фактом своего свершения определяют своё место в объективной очерёдности появления всего происходящего (как истории развития материального мира).

Но что примечательно, именно отношения очерёдности появления порождают у человека в его повседневной практической деятельности вопросы «когда?» и «как долго?», заставляя его выявлять и учитывать эти отношения. Те вопросы, стремясь ответить на которые человек неосознанно выработал такие временные понятия, как: раньше, позже, вчера, сегодня, завтра, сейчас, утром, днём, вечером, и т.п., а также понятие длительности и обобщённое понятие «время», как раз и обозначив им нечто, постоянно порождающее указанные вопросы. Нечто, неотделимое от движения, но не тождественное ему.

А это значит, что с помощью различных временных понятий человек учитывает различные грани и формы проявления такого природного явления, как очерёдность появления событий и состояний! Не будь такого явления, рождаемого изменчивостью материального мира, не возникли бы ни специфические вопросы, ни соответствующие им временные понятия. И именно такое понимание природы времени позволяет дать ясные, исчерпывающие ответы практически на все накопившиеся  вопросы «хронической» проблемы.

ВРЕМЯ – это природное явление, производное от всякого движения-изменения (т.е. не связанное с какой-то особой формой движения) и представляющее собой объективную очерёдность появления событий и состояний. Это качественно особый тип отношений материального мира, своим появлением обязанный его изменчивости. Временные отношения – это и есть отношения очерёдности появления.

ТЕЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ – это процесс образования сменяющими друг друга событиями или состояниями объективной очерёдности появления событий и состояний. Никакой пространственной локализации или направленности такое «течение» не имеет. Поскольку же каждый материальный процесс, протекая, образует собственную очерёдность появления своих состояний, то каждый материальный процесс обладает собственной временной составляющей, собственными временными свойствами. Что ничуть не мешает этим процессам принимать участие в образовании общей очерёдности появления. Подобно тому, как всякое тело, обладая собственными размерами, образует пространственные отношения и с другими телами (т.е. не замыкается в собственном пространстве), так всякий процесс образует собственную длительность сменой своих состояний в общей для различных процессов и событий очерёдности появления (т.е. не замыкается в собственном, «внутреннем» времени).

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ, продолжительность – это удалённость в «очереди на появление» между началом и концом существования чего-либо. Так, длительность процессов – это удалённость между начальными и конечными их состояниями, образованная сменой промежуточных их состояний. При этом относительная величина длительности процессов (как степени указанной удалённости) определяется путём сравнения процессов и выявления того, какой из них закончится раньше или позже другого (вместе начавшись).

ОДНОВРЕМЕННЫЕ события и состояния занимают, определяют одно и то же место в общей объективной очерёдности появления (т.е. не связаны друг с другом отношением раньше-позже). А это значит, что все одновременно протекающие процессы сменой своих состояний образуют, как бы они ни протекали, одинаковую удалённость между начальными и конечными состояниями, т.е. отсчитывают одинаковую величину длительности. Подобно тому, как различные тела, концы которых совпадают в пространственном отношении, обладают одинаковой длиной, различные процессы, «концы» которых совпадают в очерёдности появления (т.е. во временном отношении), обладают одинаковой длительностью.

Это важнейшая закономерность образования длительности. Именно она предопределила общеизвестный метод сравнения длительностей различных процессов. И она же позволяет человеку использовать длительности одних процессов для эквивалентного численного выражения длительности других процессов. Пронумеровав – в цикличной очерёдности появления на расстоянии друг от друга, равном эталонной длительности, – сменяющие друг друга состояния определённых периодических процессов, человек получил не что иное, как инструмент для унифицированного выражения времени. Он изобрёл (отталкиваясь от земных суток) ЧАСЫ. С их появлением время и предстало людям в образе каких-либо часов, оказалось для многих неотделимым от этого чувственно данного образа, своей наглядностью невольно заслонявшего истинное лицо времени как невидимого явления, присущего не только часам, а всякому материальному процессу.

И не что иное, как образование общей очерёдности появления открыло человеку дорогу к ЕДИНОМУ, ВСЕОБЩЕМУ ВРЕМЕНИ. Ибо именно из этой особенности её образования вытекает объективная возможность выражать с помощью одних и тех же часов время где угодно происходящих событий и длительность где угодно и как угодно протекающих процессов. Которой человек и воспользовался. Образуемые часами отношения очерёдности появления, получившие на циферблате часов численную форму выражения (позволяющую «видеть» степень удалённости различных состояний часов в этой очерёдности) и выступили в человеческой деятельности в роли всеобщего времени, были неосознанно наделены в ней ролью универсального выразителя повсеместно возникающих отношений очерёдности появления.

И что примечательно, время нигде и никогда не течёт ни быстрее, ни медленнее. К нему вообще не применимо понятие скорости. Поскольку все одновременно протекающие процессы образуют одинаковую длительность, то не существует никакой относительной скорости течения времени. Абсолютной же скорости течения времени нет по той причине, что собственное время каждого процесса и по отношению к самому себе не может иметь никакой скорости. Никакого же другого времени просто нет. А потому равномерность хода времени означает всего лишь его отсчёт в повторяющихся (благодаря стабильности хода часов) мерах.

Следует отметить и такой момент, что процедура измерения длительности процессов представляет собой всего лишь процедуру отражения, процедуру придания величине их длительности относительной, субъективной по происхождению формы выражения. При этом, подобно тому, как для характеристики относительной длины тела недостаточно протяжённости лишь самого тела (необходима ещё и независимая от измеряемого тела протяжённость какого-то эталонного тела), так для характеристики относительной длительности процессов недостаточно их собственной длительности. Необходима независимая от измеряемых процессов длительность определённого периодического процесса, выступающая мерой длительности. А в результате именно с появлением часов появилось время, своей очевидной независимостью от всех наблюдаемых и измеряемых процессов позволившее говорить о независимости времени от движения (при этом принадлежность этого времени часам как бы отрицалась его всеобщей применимостью. Поэтому зависимость времени от движения в качестве неотъемлемой стороны самого движения с появлением часов оказалась ещё более затенённой). Появилось время, действительно выступающее (но лишь в человеческой деятельности, а не в природе!) некой ареной для протекания процессов и свершения событий. Именно оно и было востребовано зарождающейся физикой, а затем было абсолютизировано Ньютоном, усмотревшим в этой его кажущейся (и вместе с тем необходимой) независимости проявление его некой субстанциальной природы. При этом ФИЗИЧЕСКОЕ время представляет собой всего лишь некую конкретную (по типу процессов) форму проявления процессами временного свойства, принимаемую человеком за арену свершения событий, а сама специфика временных отношений нисколько не зависит от специфики образующих их процессов.

А с другой стороны, говоря о часах, отметим, что не менее ошибочно и такое представление, будто глядя на часы мы  и видим время. На самом деле, увидеть время невозможно. Как невозможно увидеть и всякое другое отношение или связь (например, расстояние между телами или причинно-следственную связь событий). Глядя на пронумерованные состояния часов, мы видим всего лишь численные обозначения моментов времени, а не сами эти моменты. Т.е. и часы не позволяют видеть время, но сменой своих обозначенных числами равноудалённых друг от друга состояний они позволяют придать течению времени численную – в мерах времени – форму выражения, очень удобную для его учёта и значительно повышающую точность этого учёта.

МОМЕНТ ВРЕМЕНИ – это всякое место в общей очерёдности появления, определяемое, занимаемое свершившимися событиями или состояниями и потому выступающее временем их свершения. Является коллективным местом пребывания для множества одновременных событий и состояний.

МОМЕНТ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ (момент существования и со-существования, «миг между прошлым и будущим», наше «сейчас») – это особое, «текущее» место в общей очерёдности появления, которое определено, занято текущими, происходящими событиями и сосуществующими состояниями различных процессов. Это такое место в очерёдности появления, которое, ввиду непрерывности происходящих в мире изменений, непрерывно превращается в следующее по счёту текущее место в этой очерёдности, означающее приход нового момента времени в существовании мира. Такое непространственное перемещение момента времени, определяемого текущими событиями и состояниями, и лежит в основе природного механизма течения времени, выражает суть такого «течения»!

Всё, что мы видим, глядя вокруг, это и есть то, чем определён момент текущего, настоящего времени. Это самое важное место в очерёдности появления. Это место существования абсолютно всех форм проявления материи. Выйти из настоящего можно только лишившись материальной формы выражения, только потеряв право на существование. Мир потому и находится всегда между прошлым и будущим, что собственными преходящими сосуществующими состояниями определяет преходящие моменты своего настоящего.

Однако все изменения в мире происходят всё же не в том или ином настоящем. Цена изменения для мира – смена его настоящего. Так, движущиеся тела переходят из одного текущего момента в другой («двигаются во времени») не двигаясь в каждом из этих моментов (определённых текущим состоянием их взаимодвижения), а «двигая», отрицая, меняя эти моменты сменой состояний своего взаимодвижения. К тому же, поскольку всякая длительность образуется сменой состояний, а всякая смена состояний означает смену моментов настоящего, то получается, что к настоящему не применимо понятие длительности. В настоящем нет места не только движению, изменению, но, в результате, и продолжительности. Длятся не моменты времени и не определяющие их состояния процессов, а сами процессы, осуществляющие смену своих бездлительных состояний путём их непрерывного превращения одного в другое, как раз и порождающего длительность.

ПРОШЕДШЕЕ время – совокупность моментов времени, определяемых прошедшими, т.е. потерявшими материальную форму выражения событиями. Материальный мир не может обойтись без свершившихся, прошедших событий, так как всякое реальное событие, происходя, исчезая, становится прошедшим, т.е. приобретает право так называться. Прошедшие события не существуют в том смысле, что они находятся вокруг нас и доступны органам чувств, но они существуют как такие события материального мира, которые приобрели право на  статус про(изо)шедших, право быть достоянием истории. При этом и моменты времени рождаются всегда моментами настоящего времени, а моментами прошедшего времени лишь становятся.

СЕКУНДА как единица измерения времени представляет собой длительность определённого периодического процесса, избранного в качестве эталонных часов. Все остальные часы способны отсчитывать секунду только идя строго в ногу с эталонными часами (поскольку, как мы видели, одинаковой длительностью обладают только одновременно протекающие процессы). А это значит, что никакие неэталонные часы никаким изменением своего хода не способны ни ускорить, ни замедлить отсчёт секунды как длительности, равной длительности эталонного процесса. Всякое их опережение или отставание от хода эталонных часов может означать только одно – переход к другому (не в секундах) масштабу отсчёта времени.

А вообще-то определённость величины длительности любого процесса никак не связана с процедурой её измерения. Подобно тому, как всякая длина может получить относительную, «человекомданную» форму выражения только благодаря наличию абсолютной, природной формы её выражения, так и всякая длительность как неотъемлемое свойство самих процессов может получить сравнительную форму выражения только благодаря наличию абсолютной, природной формы своего выражения («концами» процессов), позволяющей осуществлять сравнение.

И все загадочные свойства времени находят своё естественное объяснение в соответствующих закономерностях образования и проявления объективной очерёдности появления.

ОБЪЕКТИВНОСТЬ времени доказывается объективностью тех законов природы, следуя которым всё происходит именно так, а не иначе, именно в такой, а не иной очерёдности своего появления, учитывать которую приходится не только человеку (сумевшему поднять этот учёт и на понятийный уровень отражения объективных связей), а всем живым существам, заинтересованным в своей выживаемости в условиях разнообразной цикличности природных и их собственных процессов.

ОДНОМЕРНОСТЬ времени объясняется тем, что различные события, где бы они ни происходили, своим появлением образуют одну, общую для всего происходящего очерёдность появления. Поэтому и получается, что для указания времени свершения события вполне достаточно указать некий условный порядковый номер его места в этой единой, общей «очереди на существование». При этом непрерывность течения времени диктуется непрерывностью происходящих в мире изменений, обеспечивающих это его течение.

ОДНОНАПРАВЛЕННОСТЬ времени означает невозможность возвращения какого-либо прошедшего момента времени, и объясняется она тем, что процесс образования связи очерёдности появления неотделим от исчезновения событий и состояний, лишившихся материальной формы своего выражения и потому ставших прошедшими. А такое исчезновение означает принципиальную невозможность повторного появления на арене бытия того, что когда-то уже было и определяло соответствующий момент времени. Всё, что в результате материальных взаимодействий приходит на смену текущим событиям и состояниям (получая материальную форму выражения), порождается этими взаимодействиями заново. Оно появляется как то, чего никогда ещё не было (несмотря ни на какое возможное сходство с чем-то прошедшим), и потому определяет своим приходом обязательно новый, никогда не появлявшийся момент существования мира. Такая неизбежность постоянного самообновления материального мира и лежит в основе однонаправленности его времени. При этом течёт оно не от прошлого (не от того, чего уже нет) к будущему (которого ещё нет) через настоящее, как это часто можно услышать, а от одного настоящего к другому в направлении их следования друг позже друга, задаваемом превращением «покидаемого» материей момента настоящего в прошедшее.

Как видим, необратимость времени связана вовсе не с наличием каких-то особых – «принципиально необратимых» – процессов. Принципиально необратимым является всякий, даже такой простой и к тому же периодический процесс, как качание маятника. Поэтому при делении процессов на обратимые и необратимые необходимо учитывать всю условность такого деления, связанную с их всего лишь кажущейся обратимостью. И «обратимость» классических законов физики состоит лишь в том, что они позволяют возвращаться к обозначениям моментов времени и связанных с ними (формулами физики) состояний процессов.

А вообще-то объективная природа времени была отражена человеком давным-давно. И не только в появлении специфических вопросов («когда и как долго?») и в неписаных (но продиктованных качественной спецификой временного явления) общепринятых правилах употребления временных понятий. Что не менее важно, она была отражена и в процедуре непосредственного сравнения длительностей различных процессов (исходящей из того, что все одновременно протекающие процессы обладают равной длительностью, присущей им в качестве их собственного свойства до всякого её измерения), и в устройстве часов, и в том, как ими пользоваться. Недоставало только чёткого осознания этой неявно и неосознанно отражённой природы времени (выявление которой как раз и означало её осознание). Поэтому и возникла ситуация, когда человек вроде бы знает, о чём идёт речь (так как умеет «это» учитывать), но всё же не может сказать, что это такое.

Однако раньше или позже такое осознание должно было произойти. Разум человека из столетия в столетие держал эту проблему в кольце осады, неуклонно сжимая это кольцо. И это, похоже, произошло. Об этом говорит и интуиция, и разум. По всем имеющимся признакам, как представляется, мы стоим на пороге нового этапа во взаимоотношениях со Временем. И пусть ещё не все точки над «i» окончательно расставлены в этой проблеме, но сомнений не остаётся – достигнутая и продемонстрированная в данной статье степень ясности в понимании того, что такое время и откуда берутся все его свойства, позволяет произнести во всеуслышание заветное для каждого пытливого ума слово... Эврика!

Литература

Попов Н. Сущность времени и относительности. Рига, 2008.


Вернуться назад