ИНТЕЛРОС > №1, 2013 > Фильм «Философский пароход»

Пырин А.Г.
Фильм «Философский пароход»


09 апреля 2013

(Презентация)

Кратко о сюжете фильма: 16 июля 1922 г. В.И.Ленин в письме ЦК ВКПб пишет: «Очистим Россию надолго. Вон из России. Арестовать несколько сот и без объявления мотивов выслать их». Расстреливать всемирно известных ученых, таких как Н.Бердяев, С.Франк было бы слишком. Приходилось в 20-е годы считаться с мировым общественным мнением. Россия, как и Германия, находилась в те годы в изоляции. Поэтому высылали мыслителей в основном в Германию. Этим двум изолированным странам было легче договориться.

Высылка ученых и философов была по сути предупреждением для тех, кто остался в России, им преподали урок. 16-18 августа 1922 г. в Петрограде прошли аресты, обыски, допросы. Мыслителям объявили об их высылке. Высылались те, кому было 50 и более лет. Высылаемым надо было быстро продать квартиру, ее обстановку, библиотеку. Деньги обменивать на валюту было запрещено (была статья в уголовном кодексе грозившая расстрелом). 28 сентября 1922 г. первый пароход был отправлен, на нем уплыли Н.А. Бердяев, С. Франк, И. Ильин и другие. Второй пароход уплыл 15 ноября 1922 г., на нем уехали П. Сорокин, Л. Карсавин, Н. Рерих и другие. В Германии русских ученых и философов никто не встречал. Лишь Красный Крест – в определенной мере помог с размещением и небольшими деньгами. Из Германии часть ученых уехали в Великобританию, Францию, Чехословакию. В Праге наших мыслителей принимали на работу в университеты. Массарик – президент Чехословакии надеялся, что через 5-10 лет рухнет советская власть и эти эмигранты вернутся в демократическую Россию. Всего было выслано из СССР около 220 мыслителей.

В фильме есть воспоминание внука Семена Франка – Питера, который рассказал, что его дед нередко общался в России с В.И. Лениным, хотя они и не были друзьями. Семья С. Франка жила в Германии до прихода Гитлера к власти, затем она вынуждена была выехать в Великобританию. Питер Франк отмечает, что переезд деда в Германию сломал его как философа. Он продолжал писать, но уже не на философские темы, а сконцентрировался на выживании. Был лишь один из высланных, Яков Альтшулер, которому не понравился образ жизни в Германии и он написал письмо И.В. Сталину, вступил в компартию Германии, а затем вернулся обратно в СССР. Он стал заведовать отделом литературной критики в газете «Правда». Философ Лев Карсавин работал в Литве, где остался после включения ее в состав СССР. В 1951 г. он умер от туберкулеза в Воркутинском лагере. Незадолго до смерти Л. Карсавин передал литовскому религиозному деятелю Альфонсосу Свиринскасу свои рукописи. Завершается фильм тем, что в 2003 г. российские философы (160 человек) попытались, после XXI Всемирного философского конгресса символически возвратить «Философский пароход» в Россию.

После демонстрации фильма состоялось обсуждение с его создателями.

Т.Ф. Приходько, пресс-секретарь «Дома русского зарубежья» (ДРЗ): Документальный фильм является увековечиванием памяти о людях, которые были высланы за границу на «философских пароходах». Работа над фильмом была очень интересна, так как все его создатели были неравнодушно увлечены. Они изложили не просто исторический факт, а обогащались сами актуальностью темы для современной России. Время уходит и возникает вопрос как приблизить высланных мыслителей к нашим современникам, как сделать так, чтобы наследие этих людей стало актуальным в нашу эпоху.

Директор ДРЗ В.А. Москвин: Никита Струве как-то сказал: « Если бы из Франции выслали 220 лучших умов, то французской культуры не было бы точно». В этих словах выражен масштаб трагедии « Философского парохода». Но это лишь часть гораздо большей трагедии. Хочу поблагодарить создателей фильма за хорошую и интересную работу, в которой использовались и наши фонды.

Продюсер и режиссер И. Киреев: До съемок фильма я мало знал о бренде «Философский пароход». В процессе создания фильма я проникся этим брендом. Хочу представить создателей фильма: О.М.Фомина – зам. Главного редактора телеканала МТРК «Мир», где создавался фильм, автора сценария М. Кирееву, оператора Е. Сибирякова. Особо представляю наших экспертов: д.ф.н., проф. А.Н.Чумакова и д.и.н., проф. А.Н. Квакина, которые помогли нам раскрыть тему, показали как они ее видят, делились своими впечатлениями с целью раскрыть значимость тех философов, которые были высланы из России.

Академик Академии творческой педагогики, член РФО Д.И. Корнющенко: В фильме совершенно верно назван повод для высылки русских философов: недовольство большевиков журналом «Экономист» и обществом «Помгол». Однако был еще один повод, который многие исследователи проблемы считают решающим. В начале 1922 г. в Москве вышел сборник четырех авторов (Бердяев, Букшпан, Степун, Франк) «Освальд Шпенглер и Закат Европы». Книгу О. Шпенглера принес российской интеллигенции Ф. Степун, в будущем наиболее прозорливый и непримиримый пассажир «философского парохода». Его деятельность вызвала иррациональную ярость В. Ленина, хотя в целом, по основным историософским вопросам сборник был антишпенглеровским. 5 марта 1922 г. В. Ленин пишет записку управляющему делами Совнаркома Н. Горбунову, в которой называет сборник «литературным прикрытием белогвардейской организации» и предлагает передать эту книгу для оценки заму Дзержинского И. Уншлихту. 15 мая 1922 г. в Уголовный кодекс по предложению главы правительства вносится положение о «высылке за границу». Таким образом, первопричиной высылки оказалась концепция немецкого философа о наступающем упадке европейской цивилизации. В. Ленин не мог с этим согласиться, так как свершившийся октябрьский переворот в его представлении должен был стать началом европеизации России, а для стран Европы в ближайшем будущем – их советизацией. С их помощью можно будет построить социализм. Но если наступает «закат Европы», то какой смысл в революции? в модернизации? в советизации? Следовательно, людей, которые разделяют взгляды Шпенглера и пропагандируют их, нужно устранить любой ценой. Высылка интеллектуальной элиты была для главы Совнаркома определенным компромиссом – дело можно было бы решить без затрат, что гораздо проще.

Зам. зав. главного редактора телеканала «Мир» О.М. Фомина, отвечая на вопрос: «Как Вы оцениваете реакцию на выпуск фильма?»,  сказала: реакция была неоднозначная. За три дня до демонстрации показ хотели запретить. Правда, после демонстрации фильма почти все поблагодарили за его создание.

Ученый секретарь Дома русского зарубежья М. Васильева: В фильме показан фрагмент высылки ученых и философов из Украины, в частности из Одессы. Это новая страница в эпопее «Философский пароход». У нас выходила книга «Высылка вместо расстрела». Следует отметить, что высылали не только на Запад, но и на Восток. Последний факт изучен гораздо слабее.

Проф. А. Квакин: Отношение к высылке философов из России двоякое. Одни рассматривают этот акт как зверский. Другие же утверждают, что большевики проявили гуманизм к высылаемым. Высылали тех, кто спокойно и хорошо работал и не был откровенным контрреволюционером. Именно они представляли небольшую опасность. Отношение к «Философскому пароходу выражает взаимоотношения между властью и интеллигенцией, интеллигенцией и народом. Народ же не поддержал интеллигенцию.

Оператор фильма Е. Сибиряков: Было очень интересно окунуться в эту атмосферу. Трудности возникли в Одессе и Санкт-Петербурге, т.к. это современные города, а передать следовало панораму 90-летней давности. Пропуская через себя материал фильма, смотришь на события иначе.

Проф. А.Н. Чумаков: Данный фильм можно демонстрировать на занятиях со студентами. В 2012 г. из 150 мероприятий РФО, лишь на семинаре «Глобалистика» в ИФ РАНе обсудили тему «Философский пароход» в связи с его 90-летием. Сегодня философию не запрещают. Но повод к размышлению об уроках «Философского парохода» дает современное состояние российской философии.


Вернуться назад