ИНТЕЛРОС > №2, 2012 > О концепции преподавания курса «История философии»

Кулизаде Зумруд
О концепции преподавания курса «История философии»


20 августа 2012
В качестве объекта обсуждения предлагается альтернативная концепция программы истории философии в вузах. Она отличается от существующих ныне программ курса по истории философии по нацеленности, концептуальным решениям и методике.
В тезисном порядке суть программы можно выразить в следующих пунктах:
1. Программа нацелена на предоставление слушателям обобщенной научной информации о развитии философии как универсального проявления общественного сознания, как всемирно-историческом феномене, с древности существовавшем у народов различных регионов и стран мира.
В отличие от существовавших и существующих ныне программ преподавания курса истории философии, где в основном излагается история древнегреческой, западноевропейской и русской философии с незначительными вкраплениями из древневосточной и средневековой арабоязычной философии, данная концепция направлена на обобщенную синхронную научную информацию о философии различных регионов и эпох.
2. Синхронность трактовки философии отдельных регионов, во-первых, демонстрирует одновременное наличие и развитие философии во многих странах и регионах, во-вторых, дает возможность для структурно-типологического обозрения и анализа региональных философских культур и через сопоставительный анализ – выявления общего и особенного в развитии философии как проявлении мировой культуры.
3. Предложенная модель трактовки оправдана как в нравственном, так и в политическом плане, ибо снимает несостоятельные измышления об избранных интеллектуальных народах и культурных регионах, а также о народах, лишенных интеллекта, способного породить феномен философии. Программа восходит к нравственному по глубине и лаконизму гуманистическому тезису Ибн Рушда «Разум всех людей един». Она направлена на убеждение студентов в сопричастности каждого из них к глобальной культуре и его ответственности за эту культуру.
4. Программа предполагает ознакомить студентов с основными дискуссионными позициями по принципиальным вопросам современной историко-философской науки и дать им возможность определить свое представление о сущности и путях развития философии.
5. Приближение к данной ступени восприятия предмета и есть основная цель курса, направленная на развитие интеллекта студента через приобщение его к постижению выраженного в развитии философии интеллектуально-нравственного опыта человечества, призванного дать ему возможность через познание всеобщего интеллекта идти к самопознанию и интеллектуально-нравственному совершенствованию.
Данный вариант программы курса предоставляет такой спектр возможностей.
Чтение курса целесообразно начать с ознакомления слушателей с дискуссионными определениями предметов философии и истории философии в философской литературе XX – начала ХХI веков. При-мерные определения данных феноменов таковы:
Философия, как синтез мировоззренческого и научного начал, дающего представления об универсальных явлениях, процессах и наиболее общих закономерностях развития материального и духовного аспектов бытия;
История философии, как наука, в функции которой наряду с обобщенной научной информацией о философии различных эпох и регионов, входит анализ закономерностей и выявление внутренней логики процесса развития философских знаний во времени.
Студенты должны услышать аргументацию приводимых лектором при интерпретации истории философии определений. Целесообразно ознакомить слушателей с герменевтикой, возможностями формальной и диалектической логики, компаративистикой, представляющими собой концептуальные основы изучения истории философии.
Во введении к курсу студенты должны получить представление об основных категориях философии, ее главных направлениях и методах: идеализме, материализме, дуализме, о сосуществовании и взаимопроникновении метафизического и диалектического методов в процессе исторического развития философии. Необходимо объяснить ошибочность категоричных штампов-определений при трактовке философского наследия и относительность оценочных критериев: «научный», «антинаучный», «прогрессивный», «реакционный» и т.д. Необходимо довести до студентов проблемы гносеологии, в частности, проблемы различных уровней познания, сочетания в процессе познания рационального и иррационального начал, категорию «истины» и т.д. Специально должна быть выделена проблема общественного сознания, диалектики индивидуального и общественного сознания.
Необходимо акцентировать внимание слушателей на суждениях и позициях, свидетельствующих о моментах ограниченности и ошибочности в трактовке основных проблем общественного развития и социальных вопросов марксистской философии. Студенты должны знать, что марксистская философия – одно из распространенных со второй половины XIX по начало XXI века философских течений в системе философской мысли. Она органически связана с философскими, научными и политическими тенденциями предшествующей ей культуры. Каждый этап ее развития имел свою специфику. Марксистская идеология, став господствующей идеологией тоталитарных режимов, использовалась как идеологическое орудие для оправдания политических позиций руководства социалистических государств. Необходимо пояснить, как использовались возможности диалектического метода для доказательства выгодных руководству КПСС действий и поступков. Студентам следует дать представление о неоднозначном отношении к марксистской философии и в наши дни.
В качестве методологических установок при чтении курса выбраны следующие тезисы:
1. Показ историко-философского процесса как глобального явления, обусловленного способностью человека к абстрактному мышлению и окружающими его социокультурными факторами.
2. Учитывая методологическую направленность историко-философских исследований на демонстрацию непримиримого противостояния философских направлений, нацеливать внимание на единство противостоящих сторон, обеспечивающее гармонию процесса философского познания и являющееся залогом его развития.
3. Показ взаимодействия и синтеза локально ограниченных философских культур в развитии глобального философского процесса. Со ссылкой на эллинизм, восточное и западное Возрождение, философию XX века показать взаимовлияние восточной и западной философии и этическую и политическую некорректность противопоставления культур. Особое внимание в процессе сравнительного анализа философии разных регионов следует уделить выявлению сущностной общности в трактовке основных категорий и понятий философии.
4. Показ значения философии в социально-экономической, политической и культурной истории общества в формировании духовности и духовном развитии личности разных эпох.
Во вводных лекциях необходимо аргументировать, почему в курсе, который будет прочитан, обобщенно-схематическое представление о глобальности историко-философского процесса будет сочетаться с выборочным, относительно широким и глубоким анализом философии определенных регионов и народов в конкретные периоды их истории.
Конкретный и относительно глубинный анализ наследия отдельных школ и философов не может превалировать над обобщенной информацией, однако это не значит, что в зависимости от профессиональной ориентации вуза часть отведенных под курс часов нельзя выделить под спецкурсы. Например, в азербайджанских вузах, где нет специального предмета «История азербайджанской философии», часть часов общего курса целесообразно выделить на чтение спецкурса по истории азербайджанской философии.
В число дискуссионных проблем современной историко-философской науки входит и проблема периодизации истории философии, определение основных этапов глобального историко-философского процесса. Распространенная в бывшей советской науке периодизация по формациям исходит из классовости философии как основы дифференциации, и наряду с известными позитивными сторонами имеет ряд недостатков, обусловленных неуниверсальностью формационного развития. Выбор критерием дифференциации истории философии по периодам – «древности», «средневековья», «Возрождения», «Нового времени» также вызывает возражения. Не отличаются четкостью и дефиниции «христианская философия», «исламская философия». «Христианская философия» идентифицировалась в науке с западноевропейской философией средневековья, и с теологией христианства, и с философией христианского мира. Аналогичная ситуация сложилась вокруг понятия «исламская философия».
Студенты должны быть информированы о том, что названные выше и распространенные в историко-философских исследованиях принципы периодизации и классификации не могут быть абсолютизированы. Рассматривая философскую культуру и философию как универсальные для социума явления критерием периодизации, возможно, целесообразнее было бы избрать отдельные века либо отрезки истории, включающие несколько веков. Предлагаемый обобщенный анализ философии в целостности и по историческим этапам автоматически снимает вопросы о недостаточном внимании к Востоку либо противопоставлении Запада Востоку.
Особую сложность, в связи со сложившимися стереотипами трактовки и оценок, представляет интерпретация как марксистской, так и немарксистской философии XX века. Идущая от ложно понятой классовости и партийности, крайне негативная характеристика течений немарксистской философии делает актуальным объективный научный анализ немарксистской философии XX века.
Изложенное – результат раздумий автора, свыше 50 лет занимающегося проблемами философии и истории философии. Надеемся, что публикация послужит материалом для размышления и поможет творческому поиску оптимальных путей решения.

Вернуться назад