ИНТЕЛРОС > №2, 2012 > Похвальное Слово Анахарсису

Шевченко О.К.
Похвальное Слово Анахарсису


20 августа 2012
Письменные источники повествуют о множестве философов древнего мира, которые жили в античных полисах, мировых империях… уединенных усадьбах в деревенской глуши античной ойкумены. Традиция, сложившаяся в стереотип, утверждает об исконном эллинском начале философской мысли: Фалес и Анаксагор, Протагор и Демокрит, и, наконец, Сократ, как признанный родоначальник «антропологического поворота» в философии. Так считали в Средние века, в этом было убеждено Возрождение и Новое время, так считают и поныне. Но авторы античного мира зачастую отдавали пальму философского первенства отнюдь не эллину, а скифу, одному из семи мудрецов – Анахарсису. Ссылки на авторитет этого имени при разрешении проблем этического, морального и правового характера встречаются у более чем 70-ти античных авторов. Подкреплять свои рассуждения цитатами Анахарсиса не гнушались ни Сократ, ни Платон, ни Аристотель, значимость мнения скифского мудреца не раз подтверждали Цицерон, Сенека, Плутарх, Дионисий. Биографией философа интересовались Геродот и Страбон. Свою значимость рассуждения Анахарсиса сохраняли до эпохи Патристики (Раннее Средневековье), после чего на долгое время это имя оказалось выключенным из списков философов. Интерес к Анахарсису вновь появился в ХХ веке благодаря шведскому ученому Я. Киндстранду. Во многом из-за авторитета этого шведа и целому ряду других менее значимых исследователей, Анахарсис стал фигурой легендарной, «притчей во языцах» у историков. К сожалению, интерес философов к фигуре Анахарсиса по большей части – отсутствует.
Кем же был Анахарсис? Что привело к омифологизации его фигуры и заставляло на протяжении веков цитировать светлейшими умами античности высказывания «дикого скифа»?
Родился Анахарсис в Северном Причерноморье между 620-610 гг. до н.э., а был убит в 550-530 гг. до н.э. Судя по всему, отец Анахарсиса был ближайшим родственником скифского царя. Его матерью была эллинка из Борисфена (колонии Милета в районе устья Днепровского лимана). Рождение Анахарсиса как человека и как личности на стыке культур, его желание воплотить в себе все самое лучшее эллинов и скифов привели полускифа, полуэллина к трагической смерти от руки родственника, якобы за отказ от отеческих скифских обычаев.
Значительную часть своей жизни Анахарсис провел в Элладе, куда отправился по заданию скифского царя для получения образования и изучения эллинских законов. Он побывал в Милете, на островной Греции, продолжительное время жил в Афинах, Спарте, возможно, бывал в Лидии. В круг его знакомых входили такие известные личности, как Крез и Солон. Время от времени он возвращался в Скифию, а в свой последний приезд, будучи глубоким стариком, – был убит.
Письменных работ, как и Сократ, Анахарсис после себя не оста-вил. Но известно более 50 его высказываний и крылатых выражений, плюс письма, которые, возможно, являются подделкой рубежа эр.
Судя по сохранившимся текстам, Анахарсиса интересовал Чело-век во всем своем многообразии, он рассматривал его в этическом, эстетическом, правовом, социальном измерении, высказывал суждения об этикете, нравственности, проблемах смерти, юмора, образования. Если его современники натурфилософы отдавали предпочтение поискам первоначала, исследованиям окружающего мира, то Анахарсис обратился к человеку, как исходной проблеме всех загадок бытия (это произошло за полвека до рождения Пратогора и Сократа – наиболее известных «человековедов» античности).
Анахарсис был апологетом лаконичности, за внешней простотой которой кроется глубокое понимание окружающего мира. Вот некоторые его высказывания:
«Кто враг человеку?» – «Он сам».
«Что есть у человека хорошего и плохого» – «Язык».
Показателен и диалог Анахарсиса с Крезом.
Крез: «Какие из живых существ храбрейшие?».
Анахарсис: «Самые дикие, ибо лишь они мужественно умирают за свою свободу».
Крез: «Какие из живых существ самые справедливые?».
Анахарсис: «Самые дикие, ибо лишь они живут согласно природе, а не согласно законам; природа есть творение божества, а закон – установлен человеком, и более справедливым будет пользоваться тем, что открыто богом, а не человеком».
Крез: «Не являются ли звери наимудрейшими существами?».
Анахарсис: «Это так, ибо отдавать должное истине природы перед истиной закона есть основной признак мудрости».
Крез: «Твои ответы основаны на скифском, звероподобном воспитании»…
Рожденному на культурном изломе Северного Причерноморья в эпоху ранней колонизации, Анахарсису было тяжело отдать предпочтение законам и обычаям скифов, но еще тяжелее было ему считать себя эллином. По этому поводу сохранилось замечание Анахарсиса, в котором он отметил, что ум его принадлежит Элладе, а сердце – Скифии. Вся жизнь этого мыслителя явилась примером уважения к другому, отказа от понятия «чужой» при обращении к Человеку. Долгие годы жизни в Элладе, короткие приезды на родину, несомненно, являлись результатом поиска вариантов компромисса, между эллинами и варварами, между культурой и цивилизацией, правом и законом, дряхлеющим обществом и зарождающимся агрессивным государством.
Ответ на проблемы, которые поставила перед миром жизнь Анахарсиса, дали эллинистические государства Северного Причерноморья, продемонстрировавшие возможности плодотворной культурной синкретизации. Позднее появятся в Ольвии, Херсонессе, Пантикапее профессиональные философы, зародится своя особенная письменная историческая традиция, гимнасты этих городов будут выигрывать олимпийские игры, потомки межэтнических браков станут выдающимися деятелями Эллады (чего стоит только имя Демосфена)… И будет осознание своей особенности, исключительности, что приведет к появлению боспорского царства, как наиболее удачному варианту разрешения конфликтов на культурных, этнических и религиозных разломах. Но все это будет через несколько столетий после смерти Анахарсиса – первого представителя культурной волны, так поразившей в свое время античный мир по оси Александрия – Афины.
Фигура Анахарсиса является знаковой для нашего с Вами времени и для нашего с Вами геополитического пространства. Она вы-ступает символом уважения к традициям ДРУГОГО… А это ведь так важно для всего постсоветского пространства, где трагический, а во многих отношениях и омерзительный разлом проходит не по географическим меридианам, не сквозь этнические и конфессиональные особенности, а через сферу исторического – как разлом культурного времени. Сейчас уже нормой стало выпячивание СВОЕГО советского прошлого или же – его ПОЛНОЕ отрицание, а будущее… не определенно вовсе. Это приводит к опасности закольцовывания потока социокультурного развития в рамках вечно длящегося «ужасненького» настоящего…
В такой печальной ситуации жизнь Анахарсиса является своеобразным «факелом Диогена», позволяющим разогнать «тьму сияющего дня», символом открытия самих себя, своей исключительности благодаря диалогу с ЧЕЛОВЕКОМ, который ни при каких обстоятельствах не должен проходить по реестру Чужого, легко трансформирующегося в образ социокультурного Врага.

Вернуться назад