ИНТЕЛРОС > №2, 2012 > Информационно-теоретическое предшествие энергоэволюционизма

Веллер М.И.
Информационно-теоретическое предшествие энергоэволюционизма


20 августа 2012
В эпоху подъема великой научно-технической революции 19-го века идеалист и иррационалист Шопенгауэр писал: «Силу, которая создает феномен мира и, следовательно, определяет характер послед-него, привести в связь с нравственностью помышлений и таким образом нравственный миропорядок явить как основу миропорядка физического – в этом со времен Сократа заключалась проблема философии». И более ста лет спустя, не оставляя попыток создать единую теорию поля, Эйнштейн заметил: «Теория производит тем большее впечатление, чем проще ее предпосылки, чем разнообразнее предметы, которые она связывает, и шире область ее применения». В наше время осмысления философией революционно развивающегося естествознания она – на новом уровне – обретает конструктивные черты былой натурфилософии.
С тех пор как Фалес Милетский представлял Космос единством, возникающим из первичной субстанции и возвращающимся в нее, первопричиной же этого вечного цикла полагая душу, мы чрезвычайно далеко продвинулись научно-технически, но мало продвинулись принципиально. Гераклит считал первосущностью мира разгорающийся и вновь гаснущий огонь. Пифагор как основной принцип всего сущего полагал число – то есть информационный уровень. Элейская школа предвосхитила закон сохранения энергии. Сократ вскрывал внешнюю алогичность человека, Платон и Аристотель разработали теорию государства, по природе своей первичного по отношению к человеку, Плотин учил, что все сущее есть Единое, и Единое являет себя во всем.
«Знание – сила» Френсиса Бэкона – это связь информационно-операционного обеспечения с возможностью и масштабом физических, материальных преобразований. Детерминизм Лапласа ложится краеугольным камнем в основу миропознания. И вот уже Адам Смит открывает объективность экономического процесса, Огюст Конт – объективность процессов социальных, а Ламарк и Дарвин создают теорию эволюции.
И тогда Герберт Спенсер детально строит свою «синтетическую философию», отмечая существование материи в трех формах: неорганической, органической и социальной. Если Шопенгауэр писал об иррационализме Мировой Воли, то Ницше проповедует стремление человека к максимальной значимости. Фрейд открывает доминирование подсознательных мотивов над рациональными. А к тому временем Карно, Майер, Гельмгольц, Джоуль, Клаузиус и Кельвин уже создали теорию термодинамики.
Возникли все предпосылки к тому, чтобы Вильгельм Оствальд предпринял грандиозную попытку совместить универсальную философию, включая психологию и даже эстетику, с историей и биологией на общем основании термодинамики. Это было время абсолютизации научными умами Второго начала: энергия рассеивалась, энтропия господствовала над всем, тепловая смерть Вселенной была неизбежна. И любое действие, любой природный процесс Оствальд рассматривал как вращение мельничного колеса, когда запас воды в запруде конечен. Изначальная энергия безвозвратно расходовалась. Оствальд сформулировал свой «энергетический императив»: «Не расходуй энергию понапрасну, используй ее!». Сутью эволюции он объявил повышение кпд организмов при все более совершенном потребление, сохранении и расходовании энергии.
Наивный механистический редукционизм натурфилософии Оствальда не отмечал негэнтропийную сущность жизни как направленность к повышению устойчивой неравновесности. Конкретность ошибки в том, что по мере эволюции организмы используют для своей непосредственной жизнедеятельности все меньшую (а не большую) долю захватываемой энергии – при этом захватывая, преобразуя и выделяя все больше энергии на единицу массы или калорию полезного движения. «Энергетическая философия» антиматериалиста, антиатомиста Оствальд был дружно отвергнута и забыта научным сообществом, на чем никак не сказалась Нобелевская премия по химии.
В своей статье 1949 г. «Энергия и эволюция культуры» отец культурологии Лесли Уайт соотносит развитие культуры с ростом и совершенствованием захвата и использования энергии. Эволюционист и позитивист Уайт полагал: «Вселенная мало знает и не долго будет помнить о том, что делал человек на этой крошечной планете. Финальное исчезновение человеческой расы не будет событием очень уж большого земного значения». То есть Уайт не встраивал эволюцию культуры в общую и единую цепь эволюции Универсума, рассматривая человечество как в принципе тупиковое ее ответвление.
Теперь мы обязаны привести имена Альберта Эйнштейна, Александра Фридмана и Эдвина Хаббла: теория Большого взрыва и расширяющейся Вселенной. Сформировалось в общем принятое ныне представление об эволюции Вселенной.
Однако раньше, чем пытаться обобщать и делать выводы, необходимо вспомнить Шпенглера с его теорией цикла возникновения, развития, упадка и гибели культур. Чижевского с его таблицами влияния уровня солнечной активности на климатическую активность биосферы и одновременно на социальную активность человеческих сообществ. Конрада Лоренца и создание этологии, объясняющей социальной поведение животных на общем уровне инстинктом выживания видового сообщества. А также Зимбардо, Милгрэма и ряд других американских социопсихологов, связавших непосредственные проявления морали и ощущений человека с его социальной ролью. И Ильенкова с Лефевром, в разное время и независимо друг от друга высказавших предположение, что назначение человечества состоит в борьбе с тепловой смертью Вселенной.
Остается добавить лишь несколько моментов. Хакен и Пригожин совершили прорыв в представлении о самоорганизации систем. Дэвид Кристиан в 1991 г. ввел в оборот термин BigHistory, предложив рассматривать историю от начала мира и до наших дней человечества как единый процесс. А гарвардский астрофизик Эрик Чейсон уже ряд лет последовательно доказывает, что эволюция характеризуется не просто усложнением, но связыванием все большего количества энергии на единицу массы в материальной системе.
Все вышеприведенные положения укладываются в поле единой системы взглядов, заключающейся в самых общих чертах в следующем.
Индуктивное рассмотрение. Человек, ведомый инстинктом жизни, являющим себя через потребность в ощущениях, как положительных, так и отрицательных, воспринимает жизнь субъективно как комплекс ощущений. Разум позволяет трансформировать через мысли в ощущения любые события и действия. Субъективно стремясь к ощущениям, человек объективно стремится к действиям, максимально возможным для себя в течение жизни. Разум есть оформление избыточной энергетики центральной нервной системы человека, сильно неравновесного с окружающей средой и потребляющего в несколько раз больше энергии на единицу массы, чем любое другое существо. Разум выделил человека из прочих существ посредством овладения огнем, то есть неограниченной энергией окружающего вещества планеты. Мысль есть синергетический акт: разум – это способность к переструктуризации информационного пространства с целью обеспечения наиболее эффективных действий с минимальными энергетическими затратами и максимальным желаемым результатом. Стремление человека по своей природе к максимальным действиям, т.е. к максимальному преобразованию окружающей среды, есть источник культуры. Эволюция культуры являет себя во взаимообусловленных аспектах информационном, техническом и социальном. Общим для них является рост энергопреобразования окружающей среды, что и есть сущность культурной эволюции и ее объективная цель. Объективное стремление человечества к максимальному энергопреобразованию не имеет принципиального ограничения и на идеальном удалении стремится к выделению энергии из всего вещества Вселенной, т.е. к Новому Большому взрыву.
Дедуктивное рассмотрение. Допустимо рассматривать Бытие как эволюцию изначальной энергии Большого взрыва, структурирующейся во все более сложные и энергоемкие материальные структуры – с последующим их распадом и выделением энергии и дальнейшим ее связыванием. Этот циклический процесс идет с ускорением. С возникновением жизни процесс ускорился на порядки, с появлением культуры – еще на порядки. Человек, с его психологическим обеспечением социальной структуризации и прогресса, есть высшее и органичное звено энергоэволюции Вселенной, играя в ней необходимую и важную роль, неся свою функцию. Человек культурный есть звено и этап ускорения энергоэволюции Вселенной.
Сложившись у автора в начале 80-х, эта теория была им обозначена как «энергоэволюционизм» и предназначалась для объяснения поведения и смысла человечества.

Вернуться назад