ИНТЕЛРОС > №2, 2012 > Идея личности в развитии человека

Карабущенко П.Л.
Идея личности в развитии человека


20 августа 2012
Как известно, идеи нужно время для того, чтобы проникнуть в общественное сознание и овладеть умами людей. Некоторым идеям это даётся с трудом и требуется неоправданно большее время. Другие проникают легко и быстро и также легко и быстро устаревают и сходят на нет. Судьба идей различна, и это различие их зависит как минимум от двух причин: 1) качества самой идеи (насколько элитна утверждаемая ею ценность) и 2) степенью готовности общественного сознания к восприятию и усвоению её ценностей. Эволюция идеи Личность отражено в её этимологии – её смысл проделал путь от смысла вещи именуемой театральной маской («личина») до смысла сущности христианского понимания Бога («лика»). Борьба за Личность есть борьба Лика (совершенства) с личиной (ложью, подделкой). И эта борьба идет непрерывно вот уже на протяжении последних трех тысяч лет.
В конце ХХ в. персонализм отметил лишь первое свое столетие. Его идеями были заинтригованы такие выдающиеся умы ХХ в. как Н.А. Бердяев, Л. Шестов, Э. Мунье, Ж. Лакруа и др. В начале своего второго столетия персонализм столкнулся с новыми вызовами эпохи, главным из которых является проблема перехода (трансформации) развитого индустриализма в постиндустриализм. Новая эпоха требует и нового прочтения персоналистических философских идей, что предполагает появление и нового персонализма, отражающего реалии XXI столетия. Но как часто бывает, для того чтобы заглянуть в будущее, необходимо основательно вернуться в прошлое. В прошлом персонализма нас особенно прельщает теория «Третьего завета» Н.А. Бердяева, а если смотреть ещё вглубь истории философии, то и те основы философии личности, которые мы находим в идеях Сократа и Платона.
На Земле господствует человек, точнее его личное начало. Личность как личное начало есть погруженное в творчество свобода духа. Главная цель жизни человека заявить о себе как о полноценной личности (это план минимум), и Личности с большой буквы (как план максимум). По первому плану предусматривается человек-личность с обыденными добродетелями (т.е. моральный человек), по второму плану – великая личность с неограниченными интеллектуальными возможностями (т.е. духовно совершенный человек). Кому удаются оба эти проекта, тот не зря прожил жизнь.
Личность слишком сложная «вещь», чтобы быть просто доступной как цель и лёгкой в обращении, как средство. Личность не PR, ему нельзя приделать парадное IQ. И, тем не менее, мы часто видим фальшивые личности, придуманные маски, не личности, а личины. Особенно их много в современной политике. Пабло Пикассо по этому поводу однажды сказал: «И среди людей больше копий, чем оригиналов». Если персоналистический принцип оценки политики будет введен в политическую науку, от господствующей ныне политической элиты не останется и следа. Элита (как самые-самые, как лучшие среди лучших) перестанет существовать, ибо окажется недееспособной лучше всех выполнять самую лучшую работу. Причина – переизбыток масок в политических верхах. PR – это политическая косметика элит, под толстым слоем штукатурки которой может оказаться совсем не то, что мы видим. Если во главе страны стоит элита-личин, то, тогда не следует ожидать от неё справедливого правления.
Помимо всего прочего, в настоящее время личность оказывается в условиях культурно-цивилизационного срыва, когда начинают рушиться и пересматриваться устои прежнего индустриального века. Личность (особенно те, кто входят в элиту) оказываются дезорганизованными, ибо привычные механизмы регулирования конфликтов начинают все чаще давать сбои. Элиты растеряны, т.к. не знают, что им делать. Финансово-экономический кризис 2008 – 2012 гг. наглядно тому свидетельство. Мы фактически описываем природу столкновения личности с постиндустриализмом.
Личность это то, ради чего стоит жить даже в условиях полнейшего (тотального) социально-политического абсурда и духовно тошноты. Личность это последняя ценность, которая может оказаться у человека в условиях социокультурных потерь и политического давления. Ценность личности заключается в том, что она в максимальном виде выражает смысл жизни. Все хотят быть личностью, но не у всех она получается такой, чтобы другие могли её рассмотреть и оценить по достоинству. Именно личное достоинство человека и делает его личностью. Личность – это то, что узнаваемо другими как достоинство Вашего Я. Личность – это честь. Все люди потенциальные личности, но не все с честью и достоинством реализовывают этот свой потенциал. Личностью быть не просто. Гораздо проще ею быть формально, ею казаться.
Концепция личности возникла на базе христианской философии и развивалась именно под присмотром христианского религиозного мировоззрения. Все выдающиеся философы-персоналисты были глубоко (хотя и по-своему весьма оригинальными) верующими людьми. Впервые личность появляется в христианстве в учении о св. Троице и именно в христианстве Бог является Личность, а не чем-то абсолютно абстрактным. Поэтому только в христианстве слово «Бог» имеет право писаться с заглавной буквы, без каких либо на то объяснений. У всех остальных религий это право всегда должно быть оговорено каким-то дополнительными условиями. Из язычников только Сократ, Платон и Сенека имеют это право.
Личность человека – это четвертая ипостась, земное отражение Троицы. Троица оживает в нашей личности, преображая нас через реализацию нашей способности к творчеству. Занимающийся творчеством человек, рождается как личность. Вне творчества личности не существует, существует лишь его личина. Личина есть формальная узнаваемость индивида. Личность это максимальная концентрация человеческого достоинства, отвечающего за свободу своего духа. Личина, напротив, скрывается за формальными нормами права, экономического благополучия или преимуществами социально-политического статуса. Спор между ликом и личиной за личность есть спор о том, что реально, а что формально. Если в характеристике персоны преобладают формальные признаки, значит, есть основания говорить о ней как о личине; если реальные – о полноценной личности, имеющей все основания к самосовершенствованию, т.е. быть в перспективе ликом.
В развитии личности важную роль играет творчество. Персонализм (Н.А. Бердяев) утверждает, что именно посредством творчества человек приближается к Богу, ибо через свою культуру является со-участником его творения. Проблема творчества и свободы личности взаимосвязаны. Свобода есть реализация личностью своего творческого потенциала. В свою очередь творчество может быть полноценной только лишь при свободе. В трактовке сущности личности отцы церкви (Василий Великий, Григорий Богослов) исходили из того, что базовой ценностью личности является заложенная самим Богом свобода, которая есть в человеке Его подобие. Поэтому всякое неподобие ограничивает личность, зетемняет образ Божий в ней. Всякое ограничения свободы и творчестве есть нивелировка личности в личину.
Если человек не реализовал себя полностью как личность, значит, он напрасно прожил жизнь. Напрасное в жизни – это уход от его смысла, потеря Истины. Человека без Истины не бывает. Он всегда исповедует какую-то Истину. А истина человеческой природы скрывается в его личности. Жить с Истиной, значит быть полноценной Личностью, иметь предельную полноту личного достоинства. Качество же самой личности измеряется мерой заложенного и проявленного ей достоинства. Тот, кто имеет личность – счастливый человек.
Право, социология, политология и экономика дает описание параметров личности по её форме. Философия, культурология, психология, этика и эстетика – по содержанию. Только полнота (системность) всех этих параметров (4-х внешних и 5-ти внутренних) будет свидетельствовать о симфоничности личности. В случае несовпадения или отсутствия этих данных, личность будет носить неполный характер. Неполноценная личность есть нарушение природы симфонии. Тогда нам надлежит говорить о человеке не как о личности, а как о личине. Формальные признаки личности дают нам количественное её измерение, содержательные – качественное. Но количественное преходяще, философию и науку интересует только то, что оказывается способным перешагнуть через порог своего времени и оказаться в истории.
Среднестатистический человек одновременно является и личиной, и личностью. Все зависит от того, что в нём преобладает – юридическое лицо (личина) или лик совершенного духа (личность)? Абсолютной личиной мы становимся тогда, когда полностью замыкаемся (концентрируемся) на юридической, социальной, политической и экономической стороне своего бытия. Это физическая сторона нашего существования. Но есть ещё и метафизическая, это когда мы выходим на уровень развития философско-культурологического и этико-эстетического начала, тогда мы становимся полноценной творческой личностью. Именно поэтому многие политики столь опасаются дотрагиваться к своей метафизической стороне и предпочитают развивать вокруг своей персоне PR-технологии. Их страшит, что общество узнает об истинном размере и качестве их IQ, и тогда больше не захочет, что бы они им управляли. Личина (как физика) стремиться воплотиться в личность (как метафизику).
Свобода и творчество духа не могут обойтись без истины. Только достоверное знание предает смысл свободе и творчеству. В противном случае, это ухищрения коварной личины. Вот почему личность и ложь несовместимы. Личность это то, что не терпит лжи и всячески стремиться избавиться от заблуждения. Личина, напротив, использует ложь для того, чтобы ввести других в заблуждение, и представиться в их глазах полноценной личностью. Личина не просто маска, но ложно утвержденная личность, навязанная несостоятельность.
Личность есть земное познание неземного, выход за пределы обыденного разума в область сверхъестественного. Личность – это единство мысли, слова и дела, направленные на достижение блага. Благо по Платону, – главная Идея, к которой все и всё стремятся. Благо – это лучшее, помноженное на хорошее (этика + эстетика = Любовь). Именно любовь и лежит в основе блага. Благое – это то, что дает жизни смысл, уводит нас от абсурда и даёт надежду на достойную жизнь. Личность есть смысл жизни. Тот, кто не обрел свою личность, бессмысленно живет.
По нашему мнению, постиндустриализм XXI в. усилит в персонализме элитарные тенденции. Уже в конце ХХ в. заговорили о смене парадигмы «восстания масс» парадигмой «восстания элит» (К. Лэш). «Восстание элит» мы понимаем как восстановление элитного качества в самих элитах, заметно утраченное в ходе «восстания масс». Эпоха господства эгалитаризма стала временем ущемления аристократического достоинства личности (как писал об этом в свое время Н.А. Бердяев). Элитаризм это не господство социального статуса элиты, а доминация элитности духа свободной личности. «Восстание элит» предполагает починку сломанных социальных лифтов и раскрытие настежь наглухо закрытых дверей в элитную страту. Это, наконец, штурм субэлитой логова старой элиты. Если при «восстании масс» доминировало количество, то при «восстании элит» – господствующим началом будет качество. Неоперсонализм (элитология личности) как раз и будет выступать в роли специальной философии элит и элитности.
Философия элиты должна быть философией элитности, а не философией доминирующего политического эгоизма. Философия элит-ость это как раз и есть неоперсонализм, исследующий наивысшие качества личности, её максимальные параметры, её совершенство. Поскольку элита это симбиоз лучшего с хорошим, новый персонализм должен рассматривать качество в диалектическом его развитии. Лучшее – это то, что характеризует с положительной стороны форму. Хорошее – это то, что характеризует в позитиве содержание. Первая категория есть эстетическая (красота), вторая – этическая (доброта). Красота и добро это и есть любовь мира, утверждающая гармонию Вселенной через человеческое начало.
Неоперсонализм как раз и должен заниматься анализом элитности свободного духа, включенного в творческий процесс и ограниченный лишь рамками своей собственной совести. Политико-правовые ограничения будут для такой личности вторичны, поскольку главным судьей всему будет его совесть. Именно об этом, кажется, говорил Сократ, когда утверждал, что им правит его даймоний. Сократовский даймоний и есть впервые заявившая о себе во всеуслышание Личность с большой буквы. Платон регенерировал свой даймоний в философскую систему объективного идеализма. В результате Личность Платона оказалась растворенной в его философских идеях. Получается, что личности Сократа, Платона, Сенеки и др. живут для нас такими, какими они предстали в их творческом измерении. Творчество создает дополнительное измерение человека (персоналистическое), и именно оно оказывается способным перешагнуть через барьер своего времени. Поэтому выдающаяся личность это та личность, которая продолжает жить полноценной духовной жизнью и после смерти своего земного тела. Смерть это порог времени, через который может перешагнуть не всякий. Смерть – это объективная оценка ценности личности, чего она стоит на самом деле. Если смерть стирает её, значит, человек не смог в полной мере реализовать себя как личность. И никакой правовой или политический статус не позволят избежать её стирания из истории.
Для нас Личность – это завершенная идея человека. Именно она остается после нашей смерти. Свою собственную идею (проект жизни) человек завершает в своей Личности. Она в первую очередь вспоминается, когда речь заходит о конкретном человеке, потому что личность – это сгусток человеческого Я, максимальная концентрация его личностного начала. Кто мы?, видно по тому, что собой мы представляем как личность. Поэтому на вопрос, что такое человек, можно с уверенностью ответить, что он есть живая идея своей Личности.
1. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х т. М.: Искусство, 1994. Т. 1. С. 37-341.
2. Карабущенко П.Л. Антропологическая элитология (монография). М. – Аст-рахань, 1999.
3.Персонализм (особенно русский) всегда опирался на религиозную парадигму (Н.А. Бердяев, Н. О. Лосский). В этом нет ничего удивительного, ведь Бог в христианстве является Личностью. Тот, кто почувствовал, что «в учении о Троице содержится нечто, относящееся непосредственно» (Каллист (Уэр), еп. Диоклийский. Святая Троица парадигма человеческой личности // Альфа и Омега. – 2002. – №2(32). С. 110) к его личности, тот увидит и в Ней Личность высшего порядка, а себя сопоставит как участника Её замысла о творении мира через личность.
4.Ещё преподобный Ефрем Сирин (ок. 306-373) заметил, что «Бог соделал человека участником в творчестве». – Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на Книгу Бытия. Творения. Троице-Сергиева лавра, 1901. Ч. 6. С.234.
Лосский В.Н. Боговидение. М.: ACT. 2003. С. 207.
5. Субэлиты – это те, кто наступает на пятки уже существующим элитам и намекает им на необходимость уйти и освободить им место и путь для конструктивного движения вперед. Именно такая ситуация с элитами складывается в момент перехода индустриализма в постиндустриализм.


Вернуться назад