ИНТЕЛРОС > №2, 2012 > Символ Христа

Безух Ю.В.
Символ Христа


20 августа 2012

Вступление человечества в 20-й век, последнее столетие эпохи Рыб, эпохи Христа, сопровождалось глубочайшим кризисом. Человек, до этого чувствовавший себя частицей Мира, вдруг стал свободным от множества связующих звеньев. Сельский житель стал горожанином. Утрата целостного Мировозрения, попытка заменить его научным, «тонельным», общественным мнением и идеологией была не только следствием, но и одной из главных причин кризиса.

Одним из первых, кто интуитивно пришел к глубинному пониманию гармонической естественности сельской жизни, был Н.В. Гоголь. Не случайно именно его мифически – фантастическое направление стало доминирующим в литературе 21 века. С легкой руки Николая Васильевича Петербург становится символом дисгармонии.

Крестьянин был частью своего рода, общины и окружающей природы. Для него нераздельными были духовная и физическая стороны единого Бытия. Растворяясь в этом мире, крестьянин неминуемо терял часть своей индивидуальности. Его окружало великое множество мелкой довольно безобидной нечисти. Городской житель, сделавшись свободным и «очистившись» от многовековых изъянов, оказался во власти значительно более опасных бесов и демонов.

Мы живем в последние дни переходной эпохи. Уже большинство населения земли живет в городах. Во многих странах большинство жителей прозябают в трущобах столицы – мегаполиса. Горожане оторваны от земли, от неба, от общины-громады. Церковь поражена глубоким кризисом. Попытка вернуться к традиционному православию кажется мне неперспективной. Многие ищут истину в древних, славянских, дохристианских верованиях. Продолжаются попытки объединить религию, философию и науку.

Одним из символов ожидаемого восстановления  утраченной целостности человеческого бытия может оказаться символ Христа.

Попробуем рассмотреть составные части этого древнейшего  символа.

Любого конкретного человека можно воспринимать как венец развития своего рода. Несложно посчитать: 2-е родителей, 4 дедов, 8 прадедов, 4 колено –16, 5 – 32, 6 – 64, 7 – 128, 8 – 356 и так далее. Графически это можно изобразить так (рис. 1).

То есть единичный индивидуальный человек есть полноправный представитель тысяч своих предков в настоящем. За его спиной тысячи лет и переплетение сотен тысяч судеб понадобившихся природе в ее великом эксперименте. Почувствуйте громадье и дыхание своего рода и ощутите гордость и значимость своей личности. Прочтите «Ночь» Ивана Бунина, ощутите свою безначальность, как прикосновение к прошлому, к вечности. Великолепно передает ощущения всеединства личности и мира стихотворение М. Старицкого «Выклик».

Посмотрим в будущее. Мы увидим ту же картину, с той лишь разницей, что толщина луча будет зависеть от количества детей, внуков и так далее (рис. 2). И об этом нужно крепко задуматься, понимая, что от количества наследников, их физического и морального здоровья значительно больше будет зависеть сила и жизнестойкость будущего рода, чем от вашего нынешнего благосостояния и покоя.

Если соединить эти два луча, то мы увидим следующую фигуру (рис. 3).

То есть, человек является единственным связующим звеном между прошлым и будущим своего рода. Ощутите значение и силу этого символа. И тогда разговоры о бессмысленности, тщетности жизни отпадут сами по себе. Смешным и ничтожным покажется все внешнее, показное. Человек как магический кристалл, не просто соединяет великую цепь своего рода, нашего рода, народа.  Он может силой своей личности, образом мыслей и поступков или усилить темное, негативное, что досталось от предков, усложняя жизнь потомству, или, наоборот, осветлить, облегчить, помогая потомкам (рис. 4). Этот символ временной, но он же и пространственный. Соединяющий землю, ее глубины, где наши корни, основа нашей духовной и материальной жизни, ее истоки и небо. Небо как символ полета, торжества Духа и будущего слияния с Вечным. Мы звено между Землей и Небом. Оно объединяет нас с Миром – Вселенной. Вот повод для размышлений, анализа и переосмысления своей жизни.

Но мы рассмотрели лишь одно направление связей – временное, из прошлого через настоящую личность в будущее. А есть другая – горизонтальная пространственная связь, она объединяет друзей, знакомых, единомышленников (рис. 5). Она объединяет нас с Миром – Обществом, Громадой. И вновь, от нас зависит, служим ли мы объединению добрых, светлых сил, усиливая и просветляя их своим умом, праведностью, чистотой, или наоборот? Будем ячейкой светлой сети или темной.

Объединив временные и пространственные связи, получим крест (рис. 6). Если человек – яркая личность – это будет классический арийский крест – символ солнца (рис. 7). Причем у выдающихся, чрезвычайно ярких личностей будет все больше сияющих лучей и все меньше сугубо личного (рис. 8). У многих мессий – проблемы с предками, а потомков, как правило, нет вообще.

Человек, объединяющий, соединяющий прошлое с будущим, изменяющий настоящее и осознавший это, безусловно, личность. Соединение лучей в центре креста-солнца и есть человеческая совесть. Соединение всех единой вестью.

Если сеть крепка, выпадение одного узла уже ничего не меняет. Дети и внуки уже самодостаточные. Вертикальные связи тоже сделали свое дело, они служат надежной опорой настоящему и будущему. Человек не умер, не растворился бесследно во времени и пространстве, которое пребудет вечно. Он остался нерасторжимым звеном вечной паутины жизни. Этот маленький крест – есть символ всеобщей, всеохватывающей связи.

А теперь предоставим слово Николаю Рериху: «Если знак злобы – минус, острый как пронзающая стрела, то знак любви – плюс, вечный пылающий крест, который с незапамятных времен проливал свет на сознание и содействовал подъему жизни». 

Следует обратить внимание на две глубочайшие Рериховские мысли. Первая. Крест – это плюс, знак  положительности, созидательности. В конечном счете, символ добра и человечной веры. Великий нравственный критерий в постоянном выборе. Если это творчество, созидание, а не разрушение, не негатив, значить выбор сделан правильно.  Когда человек именно этим руководствуется, насколько легче, понятнее и чище становится его жизнь.

И второй момент. Крест, как символ любви-соединения. На тему любовь как антисмерть можно писать трактаты, романы, поэмы. Мы же ограничимся констатацией того факта, что именно в любви, в самом широком значении этого слова, находит человек преодоление смерти! 

Сохранится ли человечество в том виде, как мы его привыкли воспринимать или станет чем-то новым, мы не знаем. Для восстановления целостности мировоззрения нужно исходить из признания факта появления нового человека – Индивидуума, Личности. Поставив в центр этого Человека, мы попробуем вооружить его пониманием своего единства с Миром, через Род, Народ, Природу.

Хочу добавить, что не только философия подарила мне удивительное ощущение единства со всем Миром, как нынешним, так и прошлым, и будущим. Это чувство-убеждение пришло от общения с мудрыми людьми, умными книгами и природой. Сопричастность к естественной сельской жизни, по-моему, и есть самая главная слагаемая этого ощущения.


Вернуться назад