ИНТЕЛРОС > №2, 2012 > О специфике понимания объекта в свете квантовых наук

Самойлов С.А.
О специфике понимания объекта в свете квантовых наук


20 августа 2012

Благодаря современным научным исследованиям и последним инновациям в технике у человечества появляется возможность гораздо шире и глубже познавать окружающий мир, также постоянно пересматривать теории прошлого и существенно менять общее представление об окружающей нас природе.

Самым большим подобным рывком является открытие квантовой вселенной и её порой абсолютно необъяснимых законов и порядков. Именно неоднозначность интуитивного восприятия субатомного мира даёт огромные возможности и перспективы для развития философии науки и техники. И здесь нужно подчеркнуть, что именно в микромире наглядно наблюдается обособление вероятности и материи, создающие при этом принципиально иной с точки зрения логики и интуиции мир, иную вселенную, где событие уже носит новый для нашего повседневного восприятия характер. Поэтому в квантовой вселенной субатомная частица как объект имеет мало общего с объектом макромира и существует в принципиально другой информационной среде. Эти существенные различия отделяют друг от друга мир квантов и привычный нам мир, создавая как бы две параллельные информационные реальности. Встаёт важный вопрос интерпретации этих двух реальностей, их точка соприкосновения и взаимодействия.

Благодаря исследованию законов этой иной информационной вселенной сейчас ведутся разработки квантовых компьютеров. Подобные системы имеют колоссальный потенциал, сверхвысокую производительность и невероятно точные вычислительные возможности. Они задают сегодня новые границы мышления и требуют принципиально иных инновационных подходов к решению научно-технических задач. Одной из основных задач как раз является извлечение информации из квантовой реальности без её качественного изменения.

Эта иная реальность и её законы квантовой суперпозиции и квантовой запутанности переворачивают понимание объекта, а также само противопоставление и взаимодействие философских понятий субъекта и объекта. На примере поведения микрочастиц в поставленных опытах можно достаточно явно видеть двоякую, вероятностную природу всяких изучаемых объектов окружающего нас мира. И здесь нужно сказать, что это прежде всего сам процесс существования или присутствия объекта в качестве его вероятности в пространстве и во времени не как что-то дифференцированное и отделимое, а как составляющее с этим пространство-временем нечто единое целое. Понимание объекта как бы вписывается во всеобщую структуру мира совершенно неотделимо именно процессом собственного присутствия и сопричастия бытию. Вакуум как ткань пространство-времени есть всегда некая вероятность сущего, и вся материя является лишь агрегатным состоянием вакуума на современном этапе развития нашей вселенной. Как порождение из ничего объект необходимо рассмотреть в первую очередь как абстрактный образ, где речь идет об абстрагировании в нём действия от предметно-вещественной составляющей. Именно это действие или факт присутствия является основополагающей и первичной стороной объекта, а сама материальная часть по отношению к действию является вторичной. Структура объекта разделяется сама в себе как изначальное присутствие (некий процесс) и впоследствии уже внедрённое присутствующее. Своим феноменом присутствия объект являет себя из процесса бытия и одновременно растворяется в его ткани, и это происходит не единожды, а постоянно и непрерывно, таким образом открывается вероятность для присутствующего. Суть объекта частью себя погружёна в бытие и неразрывно связана с ним как два сопричастных процесса.

В квантовом мире объект проявляет свою двойственность весьма отчётливо в качестве точной координаты или импульса, но на уровне привычных нам объектов эта граница между процессом и материальным объектом полностью стирается, соединяя их для нашего восприятия в единое целое.  Процесс познания направлен сквозь материальное на присутствие объекта, как феномен проявления бытия. Познание стремится разглядеть само бытие в просвете структуры объекта, но между субъектом и интересующим его объектом-присутствием, возникает неизменно присутствующее, то есть предметно-вещественная составляющая. Присутствующее как объект скрывает, заслоняет собой сам процесс собственного присутствия, на которое и направлено человеческое познание. Потому в итоге познание всегда остается неполным и неудовлетворительным, так как  этот процесс не достигает своей конечной цели, будучи всегда к этой цели направленным по своей природе. Возникает парадоксальная ситуация научного и творческого поиска и сопутствующего ему стремления к большему. Человек открывает всё новые и новые горизонты своих знаний, но при этом задаётся ещё большим количеством вопросов, не найдя точек соприкосновения с самим феноменом явления бытия, непрекращающимся рождением мироздания в своём акте присутствия.

 


Вернуться назад