ИНТЕЛРОС > №2, 2012 > Челышев П.В., Челышева П.В, Котенева А.В. Очерки по социальной философии

Кропин Ю.А.
Челышев П.В., Челышева П.В, Котенева А.В. Очерки по социальной философии


20 августа 2012

В кризисные, переломные моменты истории наше общество пытается осмыслить основы собственного бытия. Утопические проекты прошлого при этом могут стать одним из источников нового мышления, столь необходимого в XXI веке. Поэтому данная работа имеет особую актуальность.

Первая глава пособия, написанная д.ф.н., проф. П.В. Челышевым, посвящена идеалистическому пониманию истории. В европейской традиции следы социального утопизма мы можем проследить с античных времен до наших дней. Утопическая мысль проявляются уже в мифологическом творчестве Гесиода. А Платон уже создает впечатляющий проект гармоничного общественного устройства и демонстрирует его исторические искажения. В произведениях классиков средневековья, блж. Августина и прп. Симеона Нового Богослова, открываются не просто яркие образцы желаемого устройства общества, но и глубокие мысли о необходимости идеала для его развития.

Автором второй главы является к.ф.н., доц. П.В. Челышева. В ней речь идет о материалистическом понимании истории, о поисках истинного, не искаженного идеологическими соображениями марксизма. С этой целью демонстрируются многочисленные дискуссии последних лет по данному вопросу в отечественной социальной философии и культурологии. С особой тщательностью анализируются работы А.С. Арсеньева, Г.С. Батищева, В.С. Библера, А.А. Зиновьева, Э.В. Ильенкова, И.С. Кона, В.М. Межуева, И.Ф. Смольянинова, Б.И. Шенкмана. Привлекаются также неопубликованные работы, взятые из личных архивов.

В третьей главе, написанной д. психол. н., проф. А.В. Котеневой, обсуждаются идеи персонализма, согласно которым человек является центром исторического процесса. Творческое развитие личности, ее самореализация приводят к совершенствованию всего общества. Здесь критически рассмотрены концепции западных и отечественных мыслителей. Историческое исследование послужило основой оригинальной авторской теории. Некоторым читателям может показаться, что не все в этой теории ясно и очевидно. Но для того, чтобы прочесть эту главу «на одном дыхании» и понять ее истинный смысл, нужно иметь с автором точки соприкосновения – общее мировоззрение. Здесь привлекает внимание идея возможного диалектического взаимодействия психологии, социальной философии и религии. Этот синтез открывает новые возможности и перспективы развития отечественной науки.

К сожалению, из поля внимания авторов совершенно выпали мыслители Нового времени. Но эта историческая неполнота компенсируется тщательностью текстуального анализа представленных мыслителей. Пособие может быть полезно для студентов и преподавателей технических и гуманитарных  вузов.


Вернуться назад