ИНТЕЛРОС > №3, 2012 > «История западной философии» и «История западной философии XIX-XX вв.»

Лукьянов А.В.
«История западной философии» и «История западной философии XIX-XX вв.»


04 ноября 2012

На заседаниях секций «История западной философии» и «История западной философии XIX-XX вв.» (руководители – д.ф.н., проф. А.В. Лукьянов (Уфа) и д.ф.н., проф. А.А. Фёдоров (Нижний Новгород) было заслушано 29 докладов из 60 заявленных. Обсуждение проходило в атмосфере творческого диалога. Этот диалог оказался возможным благодаря тому, что в эпицентре внимания его участников оказался сам человек, его мир печалей и радостей.

Атмосфера доброжелательности, как показывает опыт проделанной работы, позволяет максимальным образом сблизить мировоззренческие позиции участников диалога. Основной вывод состоявшихся дискуссий можно сформулировать в том плане, что нам, сегодня, необходимо «проплыть» между «Сциллой» субъективизма и «Харибдой» созерцательности, т.е. преодолеть опасность как чрезмерной модернизации философских учений прошлого, так и опасность антикварного увлечения существующими системами.

Хотелось бы особо подчеркнуть непредвзятый характер обсуждений теоретических докладов. После каждого из них были заданы вопросы, затем состоялась дискуссия, участники которой стремились наметить перспективы развития той или иной темы. Этими темами оказались такие вопросы, которые непосредственным образом апеллировали к идее становления современной философии. Докладчики (А.А. Слесарева (Новосибирск), М.А. Злобин (Новосибирск)) отметили, что А. Шопенгауэр – провозвестник новой философской парадигмы. В данном отношении значительное внимание было уделено не только системе И. Канта (С.И. Казимова (Краснодар), Н.Г. Красноярова (Омск), А.Г. Мясников (Пенза)), но и философии младогегельянцев, марксизму (С.С. Перуанский (Москва), В.Д. Рута (Москва), Н.О. Балаев (Пермь)).

Основной тенденцией докладов можно назвать тенденцию редукции философии к методологии. Так, Т.И. Шемонаев (Екатеринбург) говорил о концептуалистской и реалистской хронологии статуса «положения вещей» в «Логических исследованиях» Гуссерля и в феноменологии Райнаха. А.А. Шиян (Москва) апеллировал к феноменологической философии глазами «позднего» Э. Гуссерля.

И всё же лучшими оказалисьдоклады П.А. Горохова «Человековедение Шекспира: опыт философской типизации», доцента С.А. Мельникова (Москва) «Гераклит и Эпикур», А.С. Реутова (Н. Новгород) «Экзистенциальные мотивы в творчестве Августина», Д.В. Серейчикас «Трансформация солипсизма Беркли в проблему интерпретаций у Ницше», Н.Б. Долговой (Н. Новгород) «Диалог в истории философии и общественной мысли», Ф.Б. Байдаевой (Москва) «Р. Шпеманн о «философской вере» К. Ясперса», А.А. Слесарева (Новосибирск) «Философия А. Шопенгауэра в контексте немецкого романтизма», проф. В.Ф. Коровина (Москва) «Сэр Исайя Берлин о «позитивной» и «негативной» свободе», И.Б. Сазеевой (Арзамас) «Бенджамин Фондан как представитель экзистенциально-гуманистической традиции в европейской философии».

Хотелось бы также отметить доклады А.В. Стёпина (Н. Новгород), Е.С. Черепановой (Екатеринбург), И.З. Шпенкова (Москва), Н.А. Блохиной (Рязань), В.Г. Новосёлова (Новосибирск), А.Х. Валиахметовой (Уфа), А.С. Степановой (Санкт-Петербург), А.П. Малышкина (Чебоксары), М.В. Мигалёвой (Астрахань), И.Г. Жигулёвой (Уфа).

История западной философии явно не предстаёт как нечто «линейное». Существуют сферы знания, когда одна философская школа порождает целое созвездие достаточно отличных друг от друга исследовательских программ. В этом плане история западной философии – «драма идей», так что сама попытка представить эту историю предполагает осмысление эвристического потенциала современных философских школ.

 

 

 

 

 

 

 

 


Вернуться назад