ИНТЕЛРОС > №3, 2012 > Интересные темы молодежной сессии

Саидова З.
Интересные темы молодежной сессии


04 ноября 2012

В работе VI Российского философского конгресса принимали участие и дагестанские студенты и аспиранты. Руководил нашей делегацией из 10 преподавателей и студентов проф. Билалов Мустафа Исаевич, а также и работой секции «Теории познания», симпозиумом «Философия, наука и религия в России: перспективы диалога», в которых нам удалось участвовать. Мы посетили и другие заседания: «Проблемы инноватики и новое понимание субъектности: философский анализ», «Новая философия человека и гуманитарные технологии», «Мировоззренческие аспекты устойчивого развития», «Актуальные проблемы философии этноса» и т.д.

Молодёжная сессия проходила в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского. Регламентированных рамок в выборе тематики доклада не было, поэтому конференция была очень разнообразной и интересной, что порождало множество дискуссий и полемики. Студенты и аспирант факультета психологии и философии ДГУ выступили с докладами – Магомедова Хадижат – «Проблема субъекта познания в истории философии», Саидова Зайнаб – «Познавательный потенциал деконструкции», «Постмодернистские тенденции в Дагестане», Асадова Заира – «Истина как вера в философии Б.Рассела», Абдуллаев Мурад – «Журналист как субъект познания».

На молодежной секции конгресса размышляли и рассуждали о разном, в частности, о новых образовательных технологиях преподавания философии, а именно о технологии Портфолио – организация рефлексивного сопровождения образовательного процесса. Была вынесена на обсуждение проблема становления человека как преодоления им себя, человек совершает отказ от себя прежнего в пользу себя нового и этот процесс самоотрицания и самоутверждения и является процессом становления. Одним из самых запомнившихся был доклад О. Мархевски из Словакии «Философия на минном поле общества». Н.Роднова (Института философии РАН) представила доклад на тему «Российские истоки зарождения геополитики и биополитики», не менее интересным и захватывающим оказался доклад А. Асланова из Марийского государственного университета, о «Футурологическом потенциале поколения Y».

Внимание дагестанцев привлек и доклад Е. Чиркиной из Нижегородского университета – «О православном фундаментализме как социокультурном явлении». Мы сталкиваемся в повседневной жизни Дагестана с проблемами исламского фундаментализма, можем даже сказать, что живём в атмосфере его «расцвета». Противостоя миру постмодерна, православный и исламский фундаментализм полагают, что отстаивают настоящую традицию, а на самом деле, они лишь на архаических формах строят свою «картину мира». «В учение фундаменталистов входит большая доля мифологического, а не религиозного элемента и как следствие – отсутствие внутренней рефлексии, приверженность магическим обрядам, неприятие новации в целом. Наблюдается парадокс: фундаментализм борется с идеями постмодерна, а на самом деле своей игрой с традициями создает очередную постмодернистскую конструкцию. В ходе обсуждения встала проблема обострения категории «свои – чужие», которая говорит о желании обособления, закрытия, сохранения собственной идентичности. И «обращаясь к базовым концептам, православные фундаменталисты весьма успешно манипулируют сознанием». Аналогичная ситуация в исламском фундаментализме. Выходит что, они, пытаясь сохранить национальную культуру, приводят её к полному разрушению.

По содержанию докладов слушатели задавали множество вопросов, оживленно обменивались мнениями. Сам философский конгресс выступил неким посредником в диалоге между научным сообществом и представителями разных конфессий, а площадка конгресса позволила объединить различные взгляды и устремления и тех и других в поиске достойного пути развития человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Вернуться назад