ИНТЕЛРОС > №3, 2012 > Древо жизни и древо мудрости

Лешкевич Т.Г., Золотухина-Аболина Е.В.
Древо жизни и древо мудрости


04 ноября 2012

Такие слова звучали в  послании Директора института философии академика РАН А.А. Гусейнова в адрес участников конференции, посвященной памяти ростовского философа профессора Всеволода Евгеньевича  Давидовича и приуроченной к 90 летней годовщины со дня его рождения. «Человек, свобода, культура»вот эпохальные темы, которые собрали 15-16 мая 2012 года в Ростове-на-Дону в конференц-зале ИППК при ЮФУ коллег, учеников, младших товарищей профессора В.Е.Давидовича, чтобы отдать дань его теоретическим достижениям, во многом положившим начало Ростовской культурологической школе, вспомнить его искрометный юмор и методику преподавания философии. Конференция прошла под эгидой «Донского философского общества» с обращениями и телеграммами от Президиума Российского философского общества и Института философии РАН, первого вице-президента РФО проф. А.А. Чумакова и гл. ученого секретаря РФО доц. А.Д. Королева при поддержке факультета философии и культурологии ЮФУ, СКНЦ ВШ, Южно-Российского гуманитарного института и Южно-Российского института – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Пленарное заседание открыл проф. Ю.Г. Волков – директор ИППК при ЮФУ, в стенах которого на протяжении сорока лет работал В.Е.Давидович. Зав. кафедрой философии ИППК доц. И.В.Тумайкин воспроизвел в своем докладе основные вехи биографии ученого.

В пленарном докладе проф. Е.В.Золотухиной (дочери В.Е. Давидовича) содержались воспоминания о творческом пути отца, о его огромном интересе к философии, который был главным в жизни В.Е.Давидовича, о его книгах «Грани свободы» 1969г., «Кто ты человечество?» (в соавторстве с супругой Р.Я.Аболиной) 1975 г., «Сущность культуры» (в соавторстве с Ю.А.Ждановым) 1979, «Теория идеала» 1983, «Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности» 1989, а также о его известной работе «Методика преподавания философии». Е.В.Золотухина говорила о своем отце как об интересной масштабной личности, веселом и светлом человеке, который охотно помогал другим на пути  восхождения к вершинам науки, всемерно вдохновлял и поддерживал начинающих.

В пленарном докладе проф. Г.В.Драча – декана факультета философии и культурологи ЮФУ отмечалось, что В.Е. Давидович был одним из первых, кто поставил вопрос о необходимости осмысления понятия «культура» и создания самостоятельной дисциплины – теории культуры. Понимание культуры как «специфического способа человеческой деятельности», отметил Г.В.Драч, позволяет рассматривать общественную жизнь как целостную динамическую систему, источник самодвижения которой заключается в деятельности самих человеческих индивидов. Возрастание роли субъективно – личностного фактора в общественном развитии В.Е. Давидович, как и другие сторонники деятельностной концепции культуры, связывал с естественно – историческим характером развития общества, понятием «способ деятельности», введенным в широкий научный оборот К. Марксом и Ф. Энгельсом. С помощью такого подхода культура может быть представлена во всем объеме социальных и индивидуальных практик. Г.В.Драч подчеркнул, что хотя в наши дни идеи эпохи Просвещения во многом потеснены и, кажется, уходят в прошлое, их ценность на самом деле является непреходящей, и эти идеи в творческом наследии В.Е.Давидовича нашли достойное отражение.

Пленарный доклад проф. А.М. Старостина – проректора по науке Южно-Российского института – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ был посвящен теме космизма, к которой в свое время именно В.Е. Давидович порекомендовал и помог ему обратиться, – теме тогда новой, передовой, еще не исследованной. Пойдя по этому пути, А.М. Старостин стал изучать идеи космизма – как в русской философии, так и в советской социальной  практике, сделался постоянным участником Циолковских чтений, и этот философский интерес не погас в нем до сегодняшнего дня.

Проф. Л.В.Рябова, которая ранее была аспиранткой и докторанткой Всеволода Евгеньевича, говорила о Давидовиче, как о человеке поистине харизматическом. Ее выступление было посвящено культуре в личностном воплощении, то есть подлинным, а не имитируемым в зависимости от ситуаций, морально-ценностным ориентирам и убеждениям человека. Именно культура в личностном воплощении в обязательном порядке и в первую очередь транслируется в любом общении и взаимодействии людей. Ответственейшая сфера общения – обучение и преподавание, а В.Е.Давидович был именно преподавателем и Учителем с большой буквы. Он хотел, подчеркнула докладчица, как можно больше людей научить философии и верил, что это можно сделать, если давать человеку раскрыться, искать то, что ему интересно. Всеволод Евгеньевич не уставал учить и делал это умело, легко, с шуткой: то, что он хотел донести, всегда усваивалось и запоминалось.

Проф. В.А.Лабунская, представительница психологической науки, отметила, что без разработанных В.Е.Давидовичем идей о личности, о свободе, о культуре современная психология личности была бы весьма обеднена, потому психологи искренне признательны ему за его значимые теоретические наработки.

Среди собравшихся господствовала атмосфера идейного и душевного единства, теплых воспоминаний, было чувство, что проф. жив и по-прежнему находится  среди своих коллег и друзей. Этому чувству немало способствовал  большой портрет В.Е.Давидовича с юбилейными датами, находившийся в зале.

Последующая работа секций была обращена к актуальным вопросам философской гуманистики, к идеям глобализации, к вопросам человека и культуры, а также к истории философии, обсуждались актуальные антропологические и экзистенциальные темы.

Первая секция называлась «Человечество, социум, экзистенциальные проблемы». На ней были представлены среди других такие докладчики и сюжеты  как: д.ф.н., проф. Пендюрина Л.П. «Глобализация и толерантность в культуре»; д.ф.н., доц. Астапов С.Н. «Свобода совести в постсекулярном обществе»; д.ф.н., с.н.с. Сущий С.Я. «Развитие человеческой цивилизации и принцип «минимизации усилий («допустимого» кризиса)»; д.ф.н., проф. Бакулов В.Д. «Адекватные и превращенные формы выражения социальных идеалов» и др.

Вторая секция – «Культура и человек», проведенная под руководством председателя «Донского философского общества» д.ф.н., проф. Лешкевич Т.Г. и открывалась ее докладом «Современное понимание субъектности и теория идеала»[1]. В выступлении д.ф.н., проф. Штомпеля О.М. приводились размышления на тему: «Человек в парадигме современной культурологии»; д.ф.н., проф. Данилова М.И. поделилась соображениями о соотношении «Рационализма, свободы и ответственности в контексте новых измерений»; «Деятельностная концепция культуры» в ее современном прочтении анализировалась к.ф.н., доц. Субботиным А.И., д.ф.н. Столярова Е. обратила внимание на цивилизационное измерение культуры, в полемике приняли участие представители других городов и вузов.

На третьей секции «История философии, человек, идеалы культуры» выступили к.ф.н., доц. Ерина Е.Б. г. Новороссийск «Достоевский о внутренней свободе человека»; д.ф.н., проф. Паниотова Т.С. «К проблеме концептуализации утопии»; д.ф.н., проф. Ерыгин А.Н. «Человечество: свобода через призму науки (к вопросу о формировании ростовской философской культурологической школы: В.Е.Давидович, М.К. Петров»; к.ф.н. Трохимчук Е.А. «Homo religiosus в контексе современной культуры (идеи М.Элиаде). Кандидат философских наук Всеволод Золотухин (внук В.Е.Давидовича) выступил с докладом на тему «К вопросу о соотношении человеческого Я и абсолютного первоначала в философской теологии немецкого классического идеализма».

Четвертая секция, посвященная методике преподавания философии, работала на следующий день в здании Академии государственной службы. Она отличалась оригинальной тематикой, так проф. Старостин А.М. выступил с докладом «Метод тамады в преподавании философии: опыт проф. В.Е. Давидовича»; проф. Лешкевич Т.Г. с докладом «Субъект образовательного процесса: новые подходы в методике»[2]. Проф. Е.В. Золотухина затронула актуальные проблемы методики преподавания в современных условиях кризиса образования. На секциях вспыхивали дискуссии, шли настоящие философские споры. В конференции участвовали гости из Краснодара, Таганрога, Новороссийска, Зернограда.

Всем участникам конференции были презентованы лазерные диски с лекциями В.Е.Давидовича и переизданная СКНЦ ВШ биография В.Е.Давидовича, которую он сам писал к своему 80-летию. Думается, конференция «Человек, свобода, культура», посвященная 90-летию проф. В.Е.Давидовича останется в памяти ее участников как интересное и радостное философское событие.



[1] Текст доклада и статья подготовлены при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Субъектность в современной философии»), проект № 11-33-00235а1.

[2] Текст доклада и статья подготовлены при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Субъектность в современной философии»), проект № 11-33-00235а1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Вернуться назад