ИНТЕЛРОС > №3, 2012 > Меморандум секции «Философии образования» VI РФК

Меськов В.С., Мамченко А.А.
Меморандум секции «Философии образования» VI РФК


04 ноября 2012

(Нижний Новгород, 30 июня 2012 г.)

Мы, участники работы секции философии образования, обсудив содержание 43 докладов,

констатировали:

¾     существование в российской системе образования глубокого когнитивного провала, выражающегося в кризисе образования, который носит не только системный, но и теоретико-методологический характер, о чем свидетельствует явное несоответствие между целями и ценностями образования и потребностями личности, с одной стороны, и применяемыми принципами, методами и способами организации образовательной деятельности, с другой;

¾     предлагаемые пути и методы модернизации образования носят исключительно структурно-экономический и управленческий характер, и в силу этого не могут создать систему образования, адекватную запросам формирующегося информационного и инновационного общества, основанного на знаниях;

¾     образование для обществ, основанных на знаниях, в принципе не может рассматриваться как сфера производства товаров или предоставления услуг, а призвана стать институтом и “инструментом” трансляции культуры;

учитывая, что:

¾     формирование новых общественных отношений всегда требует решения проблем образования путем создания и реализации новых образовательных парадигм;

¾     данные проблемы не являются исключительно российскими, о чем свидетельствуют многочисленные усилия мирового сообщества по разработке новой философии образования для XXI века;

осознавая, что:

¾     результаты исследований в области философии образования могут послужить теоретически обоснованным и практически осмысленным основанием реформирования всех уровней системы образования, базирующегося на принципах преемственности и целостности;

¾     в большинстве стран мира существует и активно развивается направление подготовки в области истории и философии образования;

 

секция философии образования обращается к философскому сообществу с ходатайством поддержать введение в Российской Федерации нового направления подготовки и специальности по истории и философии образования и рекомендовать соответствующим органам:

¾     дополнить список ВАКовских специальностей по философским наукам специальностью – “Философия образования”;

¾     ввести дисциплину “Философия образования” в стандарт ВПО в качестве обязательной в педагогических и гуманитарных вузах, университетах по специальностям с присвоением квалификации “преподаватель”,

для аспирантов и соискателей по педагогическим специальностям, в т.ч. для подготовки к кандидатскому экзамену,

для всех слушателей факультетов переподготовки и повышения квалификации по педагогическим специальностям;

¾     создать открытую и общедоступную базу знаний (теорий, методологий и методик) в области философии образования;

¾     организовать совместно с заинтересованными региональными органами управления образованием сеть инновационных площадок по истории и философии образования;

¾     инициировать разработку и осуществление общероссийских и международных программ и проектов в области философии образования, в том числе под эгидой ЮНЕСКО. 

══════

Полностью разделяя положения текста данного Меморандума, мы хотели бы поделиться своими соображениями в связи с содержательными и теоретическими проблемами, которые обсуждались на секции, и призвать всех участников секции философии образования, а также других коллег, принимавших участие в Конгрессе, прокомментировать итоги совместной работы.

Прежде всего, попробуем систематизировать тематику докладов на секции. Она многообразна:

  1. Отношения философии и общества
  2. Образование и государство
  3. Модели образования
  4. Методология образования
  5. Философия образования и теория педагогики
  6. Образовательные парадигмы
  7. Фигура преподавателя
  8. Социология образования
  9. Психология образования
  10. История философии образования
  11. Политика вокруг реформы образования
  12. Образование: национальные, религиозные и региональные проблемы
  13. Университетское образование
  14. Преподавание дисциплин социально-гуманитарного цикла
  15. Преподавание философии в вузе
  16. Содержание курсов философии в вузе
  17. Университетский преподаватель.

Ясно, что не все из этих проблем непосредственно относятся к философии образования, но косвенно являются показателем того, что сегодня, как всегда в период смены общественно-экономических формаций, человечество ищет ответы на вечные вопросы:

1)      Кто Я как субъект образования?

2)      Что есть образование?

3)      Каковы отношения Я и образовательной деятельности?

Философия образования сегодня должна давать ответы на эти и многие другие вопросы. Причем ответы должны быть современными, адекватными пониманию того, что на смену потребительскому обществу приходят информационные общества, основанные на знаниях.

По мнению многих выступавших на секции, современное российское образование не соответствует миссии, целям и задачам образования для обществ, основанных на знаниях. Это и есть признак «когнитивного провала» в образовании, чреватый тем, что «образ потребного будущего» не будет не только достигнут, но даже и сформулирован.

О том, что современное человечество с необходимостью вступает в новую фазу своего развития – информационное общество – сейчас уже прекратились серьезные дебаты. это признано как правительствами государств и их гражданами, так и межправительственными, неправительственными, общественными организациями, сообществами ученых, бизнесменами и управленцами. не только признано, но и повлекло принятие целого ряда соглашений и обязательств, в том числе и международных.

Мировым сообществом были сформулированы концепции будущего общественного обустройства, приходящего на смену обществу потребления, – «информационного общества» или «общества, основанного на знаниях». Суть концепций сводится к признанию того, что в будущем обществе основным источником развития и процветания станет информационная (когнитивная, творческая, духовная) деятельность, а главным ресурсом и богатством – знания, смыслы, идеи и их создатель и носитель – информационный (когнитивный, креативный) субъект[1].

В Окинавской хартии по информационному обществу утверждается, что «суть стимулируемой информационными технологиями экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей. Информационное общество, как мы его представляем, позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления»[2]. Однако на пути к подобному устройству общества встают барьеры, обусловленные прежде всего отсутствием адекватных теоретических и методологических представлений о мире информации, о человеке и обществе как объектах инфомира и о когнитивной деятельности[3]. «Дисбаланс в отношении к знанию как таковому», есть сегрегация стран, народов, социальных слоев и отдельных людей по критерию их способности к когнитивной деятельности. «Данная линия разлома представляет собой не что иное, как когнитивный провал, отделяющий тех, кто имеет доступ к знаниям и участвует в обмене знаниями, от других, оказавшихся на обочине обществ знания». (Доклад Юнеско «К обществам знания»)[4].

Будем исходить из того что, в соответствии с общими принципами анализа образовательной деятельности, относительно нее выделяются субъекты образования, образовательная среда и содержание образования (образовательный контент). Следовательно, если мы хотим осуществить нечто в системе образования, то можем/должны сделать это:

¾     относительно субъекта (кого образовывать и кто учитель?)

¾     относительно среды (как учить, где, когда, с помощью чего?)

¾     относительно контента (чему?)

Итак, (кто учится?) поколение Y, «цифровые аборигены»:

¾     их детство совпало с массовым внедрением новых технологий в повседневную жизнь,

¾     они мыслят и воспринимают информацию иначе,

¾     по-другому представляют пространство и время,

¾     им необходим быстрый, постоянный, свободный доступ к информации в любом месте.

С другой стороны, (кто учит?) поколение X, «цифровые мигранты» – иммигранты или эмигранты:

¾     не справляются с избытком информации,

¾     предпочитают «правильные» ответы,

¾     с трудом осваивают новое.

Образовательные среды (учиться всегда и везде?):

¾     сети открытого образования (Open Content),

¾     обучение в течение всей жизни,

¾     обучение на уровне знаний, смыслов, идей,

¾     субъект-субъектные образовательные среды.

Субъект-субъектная среда должна поддерживать (способность/готовность/мотивацию) субъекта к (само)образованию и (само)воспитанию, в частности:

¾     проявлять способности субъекта,

¾     формировать готовность к обучению и воспитанию,

¾     возбуждать мотивацию субъекта к самосовершенствованию.

Содержание образования, (чему учить и чему учиться?) – учить(ся) быть субъектом, преодолевать когнитивные провалы:

¾     новые компетентности и компетенции,

¾     коллективный интеллект (Open Mind),

¾     обучение для инновационного развития,

¾     открытые образовательные ресурсы,

¾     пространство смыслов культуры.

Сегодня один из принципиальных вопросов – как учить это цифровое поколение в прецифровой школе сегодняшнего дня?

Ответить на эти вопросы призвана качественно новая педагогика, в том числе педагогические технологии, релевантные ИКТ-насыщенным образовательным средам[5].

Ясно, что эта педагогика должна быть не только педагогикой обучения, но и педагогикой воспитания и деятельности.

Одним из возможных направлений, синтезирующим обучение, воспитание и деятельность, является e-Learning. Направление, которое, в силу своих сетевых и виртуальных свойств, позволяет соединить массовое эгалитарное образование с достоинствами элитарного: доступность и индивидуальность, обучение и воспитание, деятельность и трансформацию[6].

В этой связи интересен опыт реформы образования в Южной Корее. Опыт был представлен в докладе и мастер-классе «Smart инновации для качественного образования» проф. Дэ-Джу Хванга (Республика Корея), генерального секретаря Совета по Высшему образованию Республики Корея, в рамках III Международной научно-практической конференции по информационным технологиям в образовании на тему «Преподаватель высшей школы в технологически насыщенных образовательных средах: национальный и зарубежный опыт» (17-18 ноября 2011 г. ВГНА, Россия, Москва).

Массовое и планомерное внедрение ИКТ в корейское образование началось в 1996 г. Реформа образования в Корее (Smart Innovation) проходила поэтапно, охватив инфраструктуру, учебный процесс, профессиональное развитие педагогов и разработку стратегий. Было разработано 4 генеральных плана, каждый из которых рассчитан на 5 лет:

¾        1996-2000 гг. – План 1: распространение ИКТ-грамотности, развитие инфраструктуры и учреждение информационной службы EDUNET. Система профессиональной переподготовки преподавателей была полностью реформирована; начиная с 2000 г. 33% педагогов ежегодно повышали свою квалификацию.

¾        2001-2005 гг. – План 2: внедрение ИКТ в образование, создание цифровых библиотек, EDUNET Teaching and Learning Centre и Cyber Home Learning System. Эти меры способствовали повышению качества электронного обучения каждого студента, расширив спектр используемых устройств (ПК, планшетные компьютеры, N-Screen технологии). Была полностью реформирована система школьного образования.

¾        2006-2010 гг. План 3 был логическим продолжением предыдущих, но во главу угла поставлено развитие электронного обучения и поддержка инициатив самих образовательных учреждений. Основная задача также заключалась в том, чтобы создать для педагогов и учащихся комфортную электронную среду, обеспечить доступ к открытым образовательным ресурсам и поощрять участие в их создании. На межинституциональном уровне было положено начало сотрудничеству между высшими учебными заведениями и совместному использованию ими образовательных ресурсов. Корея также вышла на международный рынок бизнеса знаний, который включает в себя человеческий капитал и капитал организаций; e-learning, таким образом, стал важной составляющей бизнеса знаний, ежегодно принося стране около 2 млрд долларов.

¾        2011-2015 гг. Претворение в жизнь Плана 4 будет происходить в рамках целостного подхода: в фокусе реформы – педагоги и родители, правительство, система финансирования и поощрения. Предстоит провести глубокие изменения на стратегическом и индивидуальном уровнях. Особое внимание будет уделяться образовательной политике и распространению ИКТ с учётом целей, задач и результатов, а также развитию у студентов критического мышления и творческого подхода.

Ключевой момент в корейской реформе образования – достижение гармонии между социальными изменениями и развитием технологий посредством разнообразного использования ИКТ, а главная фигура – это Человек; конечная цель преобразований – укрепить человеческие ценности, повысить качество жизни людей.

Мало удовлетворить запросы цифровых аборигенов – необходимо воспитать в них лидеров, научить учиться и общаться. Чтобы достигнуть успехов в учёбе и построить карьеру в 21 веке нужно критически мыслить, быть креативным, уметь работать в команде и принимать решения (строить модели, создавать и реализовывать проекты).

 

Уважаемые коллеги! Практики и теоретики, управленцы и интеллектуалы, все, кто понимает, что судьба России во многом зависит от преодоления того когнитивного провала, в котором находится наша система образования!

К сожалению, официальные документы относительно образования, принятые в последнее время или готовящиеся к принятию, показывают, что в них не только не содержатся реальные эффективные решения проблем образования, но и даже их необходимое понимание. Сегодня всему человечеству ясно, что кризис образования носит не структурно-экономический, а содержательно-интеллектуальный характер. В этом смысле никакая модернизация, т.е., осовременивание существующей системы, не может решить ни одной насущной проблемы образования.

Сегодня необходимо заниматься созданием принципиально новой системы образования, адекватной запросам информационного общества, основанного на знаниях, так, как когда-то это делали наши предшественники, создавая образовательные парадигмы и модели для индустриального и потребительского (постиндустриального) обществ.

Никто лучше самих субъектов образовательной деятельности не понимает проблем образования. Никто не придет со стороны и не проведет реформы внешним образом, без нашего с Вами участия. Только активная позиция всего профессионального сообщества может повернуть русло реформ в нужном направлении. Давайте совместно поможем лицам, принимающим решения, а тем самым и всему российскому обществу.

Российская интеллигенция, в очередной раз обратившись к вопросу «Что делать?», должна взять на себя ответственность по созданию в XXI веке общекультурного результата – образования для/в информационных обществах, основанных на знаниях – аналогичного результату, полученному Яном Амосом Коменским в 17 веке для индустриального общества.



[1] Меськов В.С., Мамченко А.А. Цикл трансформации когнитивного субъекта. Субъект, среда, контент // Вопросы философии. №10. 2010.

[2] Окинавская Хартия глобального информационного общества принята лидерами стран G8, Окинава, 2000 г.

[3] Меськов В.С., Мамченко А.А. Мир информации как тринитарная модель Универсума. Постнеклассическая методология когнитивной деятельности // Вопросы философии. №5. 2010.

[4] Всемирный доклад «Навстречу обществам знания», ЮНЕСКО, 1999.

[5] Меськов В.С., Мамченко А.А. Когнитивно-компетентностная парадигма образования // Школьные технологии. №3. 2011.

[6] Меськов В.С., Мамченко А.А. Постнеклассический подход к e-Learning: новая образовательная парадигма для обществ знания / Преподаватель XXI век. 2009. №1. С.37–74.


Вернуться назад