ИНТЕЛРОС > №3, 2012 > О методическом обеспечении основных образовательных программ по философии

Кротов А.А.
О методическом обеспечении основных образовательных программ по философии


04 ноября 2012

(совместное заседание общероссийских Учебно-методического
и Научно-методического советов)

                                                                      

28 июня 2012 г. в рамках работы VI Российского философского конгресса «Философия в современном мире: диалог мировоззрений» в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского прошло совместное заседание Учебно-методического совета по философии и религиоведению УМО по классическому университетскому образованию и Научно-методического совета Министерства образования и науки РФ по философии. На заседании обсуждался вопрос о методическом обеспечении основных образовательных программ по философии в соответствии с образовательными стандартами нового поколения. Были доложены результаты выборочного мониторинга эффективности внедрения ФГОС в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. В ходе мониторинга, проводившегося под эгидой УМС, проведен подробный анализ двадцати двух вузовских основных образовательных программ по философии из разных регионов РФ. Общее количество вузов, разместивших на официальных сайтах полные тексты ООП:  –33,3 % от общего числа проверенных. В 83% анализировавшихся ООП подготовка бакалавров ведется по общему профилю. 17 % проанализированных случаев содержат дополнительные по отношению к ФГОС профильные компетенции, которые заимствованы из примерной основной образовательной программы, подготовленной в рамках работы УМО по классическому университетскому образованию. Что касается вузовских магистерских программ, все их наименования присутствуют в зарегистрированном Учебно-методическим советом перечне магистерских программ по направлению философия. В 100% проанализированных ООП приведен перечень компетенций выпускника. В 92 % ООП перечень компетенций так или иначе соотносится с заявленной целью ООП. В 30 % проанализированных ООП перечень компетенций дополнен по сравнению с ФГОС (все профильные компетенции взяты из примерной основной образовательной программы). Во всех проанализированных ООП (100%) имеется полный текст программ учебных дисциплин. Среди всех проанализированных ООП по философии на сегодняшний день образцовыми могут быть признаны  разработанные в Томском государственном университете. Все ООП (бакалавриат, магистерская подготовка) представлены на официальном сайте вуза, степень разработанности основных компонентов довольно высокая.

На заседании были обсуждены проекты нормативных документов: проект приказа Минобрнауки «Об утверждении перечней направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах и в форме экстерната не допускается»; проект приказа Минобрнауки «Об утверждении Порядка освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки»; «О Реестре профилей (специализаций) основных образовательных программ высшего профессионального образования».

В выступлении председателя Учебно-методического совета, декана философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова были затронуты вопросы, связанные с работой экспертных советов ВАК. В.В. Миронов ответил на вопросы присутствующих, касающиеся работы диссертационных советов.

В выступлении председателя Научно-методического совета, проректора РУДН Н.С. Кирабаева были затронуты вопросы, связанные с Российским индексом цитирования. Председатель Научно-методического совета отметил тенденцию, которая в будущем может привести к переходу от  утвержденного перечня ВАК (рецензируемые научные журналы и издания для опубликования научных результатов диссертации) к списку журналов, входящих в систему Российского индекса научного цитирования. Н.С.Кирабаев также отметил негативную тенденцию последнего времени, выражающуюся в том, что на вузовском уровне все чаще происходит сокращение аудиторных часов, выделяемых на освоение  базовых дисциплин, при увеличении доли самостоятельной работы студента. Кроме того, председатель НМС подчеркнул важность отражения в содержании основных образовательных программ специфики вузовских научных школ.

Декан философского факультета УрФУ А.В.Перцев высказал идею публикации периодических обзоров содержания ведущих философских журналов страны. Такого рода обзоры помогали бы учащимся, представителям вузовского сообщества ориентироваться в текущих философских исследованиях.

На заседании состоялось утверждение экспертных заключений на учебные издания  для получения грифов Научно-методического совета.


Вернуться назад