ИНТЕЛРОС > №3, 2012 > Мусульманская женщина в глобализирующемся мире

Сеидова Г.Н.
Мусульманская женщина в глобализирующемся мире


04 ноября 2012

В июле в столице Ирана прошёл Всемирный форум «Женщины и Исламское пробуждение», в работе которого приняли участие 1200 женщин из более 80 стран. Данная встреча проводится Всемирной ассамблеей исламского пробуждения, которая была учреждена в Тегеране в сентябре 2011 года  на V Генеральной ассамблее «Ахл-е Бейт» («Семейство пророка»). В рамках принятого в прошлом году решения был проведён ряд конференций, первой из которых  стала «Молодёжь и  исламское пробуждение» в январе 2012 года. Нынешний женский форум – из этого же ряда. Он проходил в зале заседаний башни «Милад» при участии президента ИРИ Махмуда Ахмадинежада, генерального секретаря Всемирной ассамблеи Исламского пробуждения Али-Акбара Велаяти, экс-премьера Ирака Ибрахима Джафара, главы высшего исламского совета Ирака Аммара Хакима и других должностных лиц. Во время работы 6 комиссий было обсуждено более 400 научных статей. В рамках работы форума состоялась встреча делегаток с духовным лидером Ирана. Особое внимание к женскому форуму обусловлено тем, что семья здесь – наиболее значимая центральная ячейка общества, в которой фокусируются многие стороны жизни иранцев. Женщина оказывается ключевым звеном этой ячейки, в обязанности которой входит обеспечение психологически безопасного и комфортного существования семьи, обучения и воспитания будущих поколений, а подчас и участие в материальном обеспечении семьи. Позиция имама Хомейни на экспонатах в Музее исламской революции выражена в таких высказываниях: «Ислам позволяет женщине участвовать во всех тех делах, которыми занимаются мужчины. У женщин, как и у мужчин, есть свобода выбора. Женщины имеют право заниматься политикой. Это не только их право, но и обязанность. Это их долг».  Имам говорит: «Я горжусь славными иранскими женщинами,  в которых  произошли такие изменения, что свели на нет результаты пятидесятилетних сатанинских усилий иностранцев и их бесчестных иранских прихлебателей, от никчемных поэтов и писателей до наёмных пропагандистских органов».[1] Исламское законодательство ограждает женщин от тяжёлого физического  труда, предоставляя возможность реализовать себя в сфере науки, искусства или культуры. Наблюдения во время посещения Тегеранского и Тебризского университетов, участие в работе съезда женщин–последователей «Ахл-е Бейт» в прежние годы, V Генеральной ассамблеи «Ахл-е Бейт», I Международной конференции исламского возрождения в сентябре 2011года и нынешнего женского форума позволяют уверенно утверждать, что миф о зависимом или угнетённом положении иранских женщин – проявление предвзятого отношения. 

Иранский исследователь Х. Фархуджаста полагает, что после Исламской революции страна вступила в новый этап своей истории, основным принципом которого был возврат к исконным социальным традициям, которым был брошен вызов в ходе принудительной модернизации при шахском режиме. Он пишет: «Проникновение влияния западной цивилизации, иногда в виде подражания оной, более всего сказались на отношениях мужчины и женщины, отцов и детей и придало отношениям между супругами новую форму – по крайней мере, в городах, где женщина становилась наперсницей и соратницей мужчины».[2]Женщине как основе семьи посвящены часть Преамбулы и ряд статей Основного закона Исламской республики, где говорится, что женщина в «семейной единице»  должна «перейти …от состояния вещи на службе распространения культуры потребления и эксплуатации, и, вновь  обретя достойную уважения материнскую обязанность, состоящую в воспитании передовых образованных личностей, стать плечом к плечу с мужчиной в актуальных сферах жизни».[3]

В мире ислама есть понимание того, что на Западе кризисные состояния общественно-психологической атмосферы проявляются в настроениях разочарования в прошлом и настоящем, тревожного ожидания будущего, отягощённости исторической памяти, расшатывания общественных и групповых идеалов, падения нравов, массовых и групповых страхах и страданиях. После «пророчества» С.Хантингтона об ожидающем человечество «столкновении цивилизаций», ответ в форме идеи «диалога цивилизаций» прозвучал со стороны единственного государства – Исламской Республики Иран, в котором мусульманское духовенство обладает полнотой власти и мерой ответственности за проводимый внешне- и внутриполитический курс.[4]Дочь лидера Исламской революции в Иране Захра Мостафави усматривает причину упадка духовности на западе в XX веке в упоре на чрезмерный индивидуализм и свободу личности, приведшие к отрицанию любых объективных устремлений и ценностных систем.[5]При министерстве иностранных дел ИРИ функционирует департамент по делам женщин и международным социальным вопросам, занимающийся разъяснением взглядов на права женщин и осуществляющий сотрудничество с международными организациями. С 1990 года актуальными проблемами женского населения страны занимается также и специальный комитет при министерстве внутренних дел. Действующий с 1986 года Женский исследовательский центр занимается вопросами исследования роли женщин в мусульманских семьях, положением мусульманских семей в немусульманских странах и т.д. Созданная в декабре 1992 года Ассоциация солидарности женщин Ирана занимается изданием работ, касающихся участия женщин в культурной, социальной, политической жизни страны. На собраниях и семинарах, проводимых данной Ассоциацией, нередкими гостями бывают президент страны и члены правительства. В результате целенаправленной и консолидированной деятельности всех этих структур были сняты все ограничения на профессиональную и общественную деятельность иранских женщин и законодательно запрещено совершение самосуда над ними, даже в случае нарушения исламских канонов. Безусловно, это большая победа иранских женщин. Исламские движения предполагают альтернативную модель современности, знаменующую не отказ от модернизации, а стремление строить современное общество, которое хотя и участвует в глобальной системе, но вдохновляется обладающей собственным самосознанием исламской культурой. Иранское общество, базируясь на своих исламских и иранских ценностях, вступило и вступает в некий новый этап своего развития. Набирает силу процесс, в ходе которого социальная система изменится  для того, чтобы соответствовать новым современным реалиям, которые иногда считаются охватывающими весь мир, и есть надежда, что при помещении  во главу угла исконных традиций общества, где семья и институт семьи имеют приоритетное значение, качество жизни в Иране улучшится. Можно уверенно говорить, что мусульманский мир ни в коей мере не стремится к изоляционизму, отказу от существенных положительных моментов, связанных с расширением возможностей более широких культурных контактов, общения, сравнения и заимствования позитивного опыта. Но вместе с тем там не могут закрывать глаза на сложный, противоречивый и неоднозначный характер процесса глобализации. В авангарде этого движения, несомненно, выступают мудрые иранские женщины.



[1] Раванди-Фадаи С.М. Имам Хомейни и женщина / Имам Хомейни и духовное возрождение. Материалы Международного конгресса, посвящённого столетию со дня рождения имама Хомейни (Москва, 9-10 марта 2000 г.). – М.: Гуманитарий, 2000. С. 99-105.

[2] Фархуджаста Хушанг. Семья в Иране (Ханаванда). – СПб: Петербургское Востоковедение, 2009. (Iranica). – С. 66.

[3] Конституция Исламской Республики Иран. С. 13, 14.

[4] Дружиловский С.Б. Мировое сообщество и новая внешнеполитическая концепция Ирана / Иран: диалог цивилизаций. Материалы конференции. – М.: Муравей, 2003.  – С. 37.

[5] Мостафави З. Духовность в современном мире с позиций имама  Хомейни. Имам Хомейни и духовное возрождение / Материалы Международного конгресса, посвящённого столетию со дня рождения имама Хомейни (Москва, 9-10 марта 2000 г.). М.: Гуманитарий, 2000. – С. 84. 


Вернуться назад