Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2014

Дианова В.М.
ВСЕМИРНЫЙ ФИЛОСОФСКИЙ КОНГРЕСС – СОБЫТИЕ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

Пожалуй, самое значительное и масштабное мероприятие последнего времени для философской общественности – это прошедший с 4 по 10 августа 2013 г. в Афинах Всемирный философский конгресс. Это мероприятие не может быть отнесено к разряду сугубо профессиональных, его значимость неизмеримо шире, проведение конгресса стало событием культурной жизни. На конгресс съехались представители разных культур с тем, чтобы достичь взаимопонимания и выработать единство мнений по формированию философского образа жизни. Об этом в обращении к участникам конгресса говорил Президент Греческого Организационного Комитета господин Константин Будурис, высказав уверенность, что конгресс предоставляет возможность лучше узнать друг друга, установить пути открытого общения и что по мере его проведения «нам выпадает удобный случай, как существам разумным, этого малого и, одновременно, большого мира, по мере своих сил и возможностей, сформулировать плодотворные и позитивные мысли о состоянии дел нашей Эйкумены и постараться достигнуть согласия между верованиями, теориями, концепциями и тем образом жизни, которому мы должны следовать, как существа с повышенным чувством моральной ответственности по отношению к нашим ближним и всем другим существам природы» [1, с. 13]. Комментируя тему конгресса, господин К. Будурис заметил, что она побуждает задуматься над сократовским вопросом «Как же следует жить?», посмотреть на различные способы и образы жизни всех народов Земли, подойти к философии как искусству жизни.

Конечно, немаловажно, что впервые философский конгресс проходил на родине философии. Гулять по улицам Софокла, Еврипида, Анаксагора, Зенона, Сократа, Платона, Аристотеля, Дионисия Ареопагита, вдыхать дух древнейших времен – все это дорогого стоит. Город гостеприимно принимал участников конгресса – свидетельством чему можно считать огромные афиши с рекламой конгресса в вестибюлях метро (которые, кстати сказать, по оформлению интерьеров могут быть вполне сравнимы с некоторыми залами Эрмитажа, представляющими античную культуру). Торжественное открытие конгресса в театре Одеон, расположенного у подножья скалы Акрополя, концерт, репертуар которого включал фрагменты из произведений Бетховена «Руины Афин», Керубини «Медея», Глюка «Орфей и Евридика» и греческих композиторов ХХ века Н. Скалкотаса и М. Хаджидакиса, а так же современного композитора Э. Калканиса – зрелище незабываемое.

Основные мероприятия конгресса проходили в Школе Философии Афинского университета. Работа конгресса была спланирована на неделю и включала в себя пленарные и секционные заседания, симпозиумы, специальные сессии; последние были организованы в значимых местах вне основной площадки проведения конгресса. Эти значимые места были выбраны в соответствие с памятью о философской и общественной жизни Древней Греции. На этом хочется остановиться особо.

Одна из сессий была проведена в городском парке, где когда-то была Академия Платона. Известно, что Платон создал Академию после своего возвращения из Сицилии весной 387 г. до н.э. В то время она располагалась за пределами города, в 1,5 км от городских ворот. Этот район был известен своими прекрасными оливковыми рощами и текущими водами реки Кефис (Cephisus). Здесь было множество святынь и алтарей, посвященных Академосу, Эросу, Зевсу, Прометею, Гефесту; здесь была расположена одна из трех гимназий древних Афин, в которой Платон открыл свою философскую школу. Среди студентов и сотрудников Платона были Аристотель, великий математик Евдокс Книдский, астроном, механик и философ Гераклид Понтийский, математик, философ и астроном Филипп Опунтский, Дион Сиракузский и многие другие. Учеба в Академии был открыта для всех, мужчин и женщин, богатых и бедных; здесь учились сыновья ведущих политических семей греческого мира, а также скромные фермеры, причем не взималась плата за посещение. Военные нашествия (кровавая осада Афин в 86 году до н.э., осуществленная под предводительством римского полководца Суллы), природные катаклизмы (неоднократные разливы реки Кефис), административные законы (в 529 году император Юстиниан издал декрет о закрытии философских школ в Афинах) – все это и многое другое сказалось на судьбе Академии и со временем ее следы исчезли из поля зрения.

Усилия по определению точного местоположения платоновской Академии были предприняты только с созданием современного греческого государства. Используя древние источники, археологи исследовали область к западу от Дипилон (двойные ворота). Одним из первых исследователей в определении местонахождения платоновской Академии был английский археолог Вильям Лик (1777-1860). Первые раскопки осуществил в 1908 году P. Kastriotis, в дальнейшем они возобновлялись с некоторыми перерывами. В 1965 году Академия была официально объявлена археологическим памятником, а в северной части территории парка платоновской Академии было принято решение создать археологический музей Афин. В 1997 году в соответствии с Законом об унификации археологических памятников в Афинах вся территория платоновской Академии была причислена к археологическим памятникам. Раскопки ведутся здесь и по сей день.

В этой археологической зоне, рядом с законсервированными фундаментами древних зданий, 6 августа 2013 года состоялась специальная сессия Всемирного философского конгресса. Подобные практики философских заседаний проводились здесь и раньше. В течение пятнадцати лет, с 1989 по 2004 год, профессор Афинского университета К. Будурис проводил в этой знаменательной местности Международные семинары по философии, в которых приняли участие тысячи граждан и представителей интеллигенции. Хочется отметить случайное совпадение: 2013 год, в котором был проведен XXIII Всемирный философский конгресс в Афинах, оказался юбилейным: 2400 лет тому назад была основана Академии Платона.

Среди нас, участников сессии, проходящей в этом парке археологических раскопок, ее организаторы распространили Обращение, из которого следовало, что территория парка находится под угрозой реконструкции, что правительство и сотрудники муниципалитета Афин планируют передать эту территорию в ведение частных лиц и что на этом месте планируется построить торговый центр. Инициаторы этого Обращения предлагали нам, участникам конгресса, поддержать их инициативу по сохранению этого археологического памятника и его дальнейшему восстановлению; они поведали нам о намерении выдвинуть его в качестве объекта для включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО; инициировали идею о возрождении на этом месте Академии Платона в качестве центра культуры и образования, а также туристического объекта с прямой выгодой для греческой экономики, так как возникли бы новые рабочие места и тем самым был понижен уровень безработицы в условиях современного мирового финансового кризиса.

Некоторые дельные предложения в распространенном Обращении и отдельные положения явно шли в разрез с информацией, почерпнутой из свежей прессы, где речь шла о только что принятом новом проекте реконструкции, восстановления и реставрации частей сохранившихся исторических ценностей археологической зоны Академии Платона. Приведем здесь полностью это лаконичное сообщение, из которого следовало, что «во вторник на Центральном Археологическом Совете был дан зеленый свет для начала претворения в жизнь нового проекта, касающегося изменения и озеленения треугольника, ограниченного улицами Кратилу и Монастыриу, где расположены предназначенные к сносу старые исторические археологические хранилища. В единую зону будут объединены и открыты для просмотра такие памятники, как Священый Дом и Дом Академа. Священный Дом является постройкой геометрической эпохи (прим. 700 до н.э.), полностью из необожжённых плит. В 50-х годах ее обнаружил археолог Фивос Ставропулос. После затопления в 1961 году памятник почти полностью был разрушен, осталась лишь одна плита, которая хранится сейчас в археологическом музее. Гораздо больше повезло строению, которое считается древним жилищем героя Академа. Эти два памятника вместе с Гимнасием и Философской школой Платона будут объединены в единый комплекс, который будет обнесен оградой и озеленен. На территории собираются выставить различные находки – саркофаги, статуи, небольшие беседки и арки. Новое археологическое хранилище 600 кв. метров, открытое для посещений, и система мягкой подсветки, которая будет выгодно подчеркивать экспонаты на аллеях в темное время суток, будут последними штрихами, завершающими создание замечательной зоны, объединяющей философскую идею, отдых, историю, археологию и память людей» [3].

Именно такой фрагмент из жизни участников конгресса захотелось запечатлеть автору этой статьи. Фрагмент, свидетельствующий о синхронизации культуры прошлого и настоящего, о драматических страницах реальности, складывающихся в заботе о надлежащем сохранении культурного наследия, ответственности за сбережение культурных объектов и их актуализации в контексте современной культуры.

Конечно, конгресс заслуживает того, чтобы о нем было написано особо. Пока опубликованы лишь тезисы участников конгресса, которые представляют собой увесистый том из 818 страниц. Доклады участников конгресса, о чем нас уведомили еще раз уже по возвращению с конгресса, будут проходить специальное рецензирование и со временем (возможно, не все) будут опубликованы. Хотя уже сейчас можно ознакомиться с текстами некоторых докладов, зачитанных на конгрессе, и отзывами о его проведении тех, кто принял непосредственное участие в конгрессе [2]. Большой интерес вызвало выступление на пленарном заседании Юргена Хабермаса. Немалый интерес был проявлен к пленарному докладу «Философия как этический проект» директора Института философии РАН, академика А.А. Гусейнова. С огорчением узнали участники конгресса, что из-за плохого самочувствия не приедет на конгресс Умберто Эко, но текст его доклада был на конгрессе зачитан.

Подводя итог, заметим, помимо безусловного интереса к прослушанным на конгрессе докладам, неоспоримой ценности профессионального и попросту человеческого общения, пожалуй, главная значимость прошедшего Всемирного философского конгресса в Афинах в самом факте свершившегося, в событийности, в том, что подобные конгрессы свидетельствуют о неизменном присутствии философии в контексте современной культуры, в неисчерпаемости философской мысли, притягивающей к себе представителей разных народов и возлагающих на философию миссию выработки умения достойно жить в этом сложном и многообразном мире.

Литература

1. XXIII Всемирный философский конгресс «Философия как познание и образ жизни». Программа. Афины 04-10 августа 2013. – 127 с.

2. К итогам XXIII Всемирного философского конгресса и культурно-познавательной акции РФО // Вестник РФО. № 3 (67), 2013. – 256 с.

3. Цирмираки Н. Реконструкция Академии Платона // Московский комсомолец. Афинский курьер. 02.08.13. http://www.nashagazeta.gr/rkonstrukzi-akadmii-platona/

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба