ИНТЕЛРОС > №1, 2014 > XIII ФРОЛОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Белкина Г.Л.
XIII ФРОЛОВСКИЕ ЧТЕНИЯ


08 октября 2014

19-20 ноября 2012 г. в Институте философии РАН состоялись ежегодные чтения памяти академика И.Т. Фролова. Тема Тринадцатых Чтений: «Новое в науках о человеке». Науки о человеке возникают, как известно, позже других наук. Это касается как гуманитарных наук (психология, социология, политология), так и естественных (биология человека, генетика человека). Но в отличие от наук о природе, в науках о человеке вмешательство в объект имело всегда чёткие границы. Длительное время попытки улучшать человека или даже создавать «нового человека» не выходили за рамки воспитательных задач. Вопрос о преобразовании биологической природы человека не ставился.

Ныне в результате успехов генетики человека граница, за которую не проникают преобразовательные устремления, отодвигалась всё дальше, пока вдруг не пришло осознание, что непреодолимых пределов трансформирования телесности и психики человека нет. Но если даже допустить, что исчезли технологические границы переделки человека, это не значит, что исчезли границы правовые и нравственные. Наоборот, роль правовых и нравственных регулятивов в антропологической технонауке возрастает как никогда. Поэтому совершенно насущным оказывается философское осмысление того, что человек может и хочет с собой сделать. Наряду с биоэтическим аспектом философии человека важность приобретает и аспект методологический. Любые попытки преобразования человека будут зависеть от наличных технологических возможностей конкретных наук. Но эти возможности далеко неравнозначны. Продвижение в одной из сфер конструктивного вмешательства в человеческую природу легко может сопровождаться непредсказуемыми последствиями в иных сферах, непоправимо затронуть здоровье индивида и родовой геном. Ведь человек целостен и в нём нельзя безнаказанно заменять «негодные детали». Отсюда вытекает необходимость комплексного подхода к изучению человека, о котором писал академик И.Т. Фролов. Важность приобретает и мысль И.Т. Фролова о необходимости сочетания интеллекта с мудростью в постижении человека. Ведь во всяких попытках переделки человека главное не перейти грань, за которой станет невозможным возврат назад.

Весь этот комплекс проблем был в центре внимания участников дискуссии. Открыл Фроловские чтения акад. А.А. Гусейнов. В начале конференции собравшихся познакомили с новой книгой «Место и роль гуманизма в будущей цивилизации». Она включает материалы предыдущих Фроловских чтений.

В докладе «Как возможна наука о человеке» акад. В.А. Лекторский проблематизировал основания теоретического размышления о человеке. От Канта идёт сама постановка вопроса, специфичная для философии как особой формы познания. Этим она отличается от науки, которая отвечает на вопрос о том, как что-либо устроено. Философия выявляет принципиальные основания существования объекта. Специфика познания такого объекта как человек в том, что он как целостность не может быть постигнут по какому-то одному или даже по нескольким измерениям. Обеспечить же синтетическое познание человека – труднейшая задача.

Большой интерес вызвал доклад академика К.Г. Скрябина о современных исследованиях генома человека. К.Г. Скрябин привёл примеры сложных этических ситуаций, которые возникают в результате применения новых генетических технологий в обычной медицинской практике, в частности, в практике деторождения. Вопросы подчас приходится решать голосованием коллег. Поэтому настоятельной необходимостью является выработка современных биоэтических кодексов. Дело здесь за философами.

Член.-корр. РАН К.В. Анохин рассказал о новейших результатах нейрофизиологических исследований человеческих психики и сознания. Учёным удалось установить, что определённые фрагменты индивидуального внутреннего опыта «записываются» группами нейронов. Эти нейропсихические связки докладчик обозначил как «когнитомы». Он подчеркнул при этом, что один и тот же фрагмент индивидуального опыта может фиксироваться различными вариантами нейронных связей. К.В. Анохин применил к изучению феноменов человеческой психики популярный ныне сетевой подход. К.В. Анохин призвал философов активнее включаться в осмысление результатов, полученных учёными, отражающих современное состояние психофизиологической проблемы.

В докладе проф. А.А. Пелипенко обосновывалась мысль о том, что основным методологическим препятствием развитию философской антропологии стало абстрактное понимание её предмета, когда ищется некоторая константа «человеческой природы». При этом совершенно неважно, как именно будет понята эта «неизменная» природа. В философской антропологии не работает идеал постоянных неизменных законов, который хорош в естественных науках. Ибо сам объект познания здесь не только изменяется под воздействием внешних факторов, но и изменяет сам себя. Докладчик призвал изучать человека с учётом изменчивости историко-культурного контекста.

Проф. П.С. Гуревич затронул вопрос о прогностических возможностях философии в постижении человека. Она способна предугадывать и даже направлять пути научного познания человека. Докладчик остановился на аргументах довольно устойчивой интеллектуальной традиции, отвергающей саму возможность рационализации и систематизации знания о человеке. С другой стороны, П.С. Гуревич предостерёг от популярного сегодня редукционистского, технократического подхода к изучению человека, который стимулируется успехами современной генетики. Увлечённость новыми техническими возможностями должна сдерживаться философской, гуманитарной экспертизой.

Доклад проф. МГУ Ф.И. Гиренка как раз представлял антисциентистскую точку зрения на познание человека, согласно которой человек утрачивает свою невыразимую самость при любой объективации (в орудии, в идее, в слове, в поступке). В итоге докладчик нарисовал образ науки, которая «выворачивает человека наизнанку»: чем больше познаёт человека, тем больше лишает его самости, «свободной самопрезентации».

В докладе о границах человеческого существования член.-корр. РАН Б.Г. Юдин подверг критике концепцию технологического детерминизма: «если нечто изобретено – оно обязательно должно и фактически будет воплощено в жизнь». Человек должен проявлять свою свободу не только в том, чтобы создавать, но и в том, чтобы отказываться от того, что несёт потенциальную опасность. В такой упреждающей реакции на опасность должна проявлять себя гуманитарная экспертиза.

Интерес вызвал доклад д.б.н. В.М. Ковальзона о современных достижениях науки о сне – сомнологии. Автор понимает сон как активный процесс организма, не менее значимый для целостного изучения человека, чем бодрствование. Фундаментальная характеристика нормального функционирования организма – цикличность. Сон – составная часть биологического цикла человека, и сам сон в свою очередь распадается на циклы. Исток целого букета заболеваний лежит по мнению докладчика в противоречии между естественной цикличностью существования организма и современным ритмом деловой жизни, исключающим своевременный сон.

Очень заинтересованно реагировала аудитория на доклад д.б.н. А.В. Шафиркина. Докладчик обосновывал, в общем-то, очевидный тезис: сроки жизни граждан напрямую зависят от уровня зарплаты и общей стабильности ситуации в стране. Тем не менее, доказательный характер обоснования этого тезиса со схемами и графиками производил сильнейшее впечатление на всех, у кого на памяти коллизии, пережитые страной за последние тридцать лет.

Доклады сотрудников Центра медико-генетических исследований АМН В.Л. Ижевской и Л.Ф. Курило, а так же профессора Университета Нотр Дам (США) Кристин Шредер-Фрешетт были посвящены новейшим биомедицинским технологиям, в особенности тем вредным последствиям, которые они могут оказывать на воспроизводство новых поколений. Было обращено внимание на противоречие между рыночной «эффективностью» и экологическим вредом от применения потенциально опасных технологий. Вопросы здоровья и безопасности человека не должны при этом отходить на второй план.

 


Вернуться назад