ИНТЕЛРОС > №1, 2014 > ЭСТЕТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: ФИГУРАТИВНЫЙ АСПЕКТ

Халин С.М.
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: ФИГУРАТИВНЫЙ АСПЕКТ


08 октября 2014

13 декабря 2013 года в Тюменском государственном университете состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Эстетическая антропология: фигуративный аспект». Конференция стала очередным этапом в развитии такого направления философской антропологии, как эстетическая антропология, которое разрабатывается уже на протяжении более десяти лет. На пленарном и двух секционных заседаниях было заслушано более 20 докладов и сообщений.

В своём выступлении на пленарном заседании «Субъект и субъективность в фигуративности эстетико-антропологического поиска» родоначальник этого направления, д.ф.н., профессор, зав. кафедрой философии Тюменского госуниверситета М.Н. Щербинин отметил, что тема эстетической  антропологии тесно связана с традициями русской философии. Возникает предположение, что философская мысль, практически с детства, должна быть «подогрета» эстетическим началом. При этом мы не должны впадать в романтизм всевластия эстетического начала, должны оставаться реалистами. Имеет место некий порог между художественным и рациональным, литературным, драматургическим и философским началами. Противоречие налицо, и в то же время в человеке эти оба начала с необходимостью присутствуют.

Д.ф.н., профессор С.М. Халин в своём выступлении «Метаэстетическая антропология как раздел эстетической антропологии» обосновывает тезис о том, что любая научная область, будь то философская, или естественнонаучная, или социально-гуманитарная, должна с необходимостью включать в себя раздел, в котором они последовательно, систематически, а не от случая к случаю, должны сознательно разрабатывать свои собственные философские, логические, методологические вопросы, т.е рассматривать себя как предметы особого исследования, специфической рефлексии. Для философской антропологии это значит, что её представители должны уметь как бы выйти за её пределы,  извне посмотреть на то, что они совершают. В частности, он привёл пример с различием т.н. «эстетическими фактами» и фактами «метаэстетическими», в которых фиксируется не собственно эстетическая реальность, а особенности функционирования самой эстетической антропологии, как особой познавательной реальности.

В рамках конференции были созданы две секции. В секции «Фигуративность в искусстве» были подняты многие интересные вопросы. Это и тема фигуры и стиля (д.ф.н. Т.И. Борко). Тема проблемы поэтической фигуративности в эстетической антропологии (д.ф.н. В.Г. Богомяков). Тема значения понятия «фигура» (д.ф.н. С.П. Суровягин). Тема слома фигуративности в изобразительном искусстве ХХ века (д.ф.н. М.Г. Чистякова). Тема внутренней фигуративности в изобразительном искусстве ХХ века (к.ф.н. К.О. Шохов). Тема фигуративности и образов природы (к.ф.н., доцент О.В. Захарова). Тема фигуративности мифо-религиозного представления о мироздании (к.ф.н., доц. И.Б. Муравьёв) и др.

В секции "Фигуративность как метод эстетико-антропологического познания" также были представлены интересные доклады. Особое внимание было привлечено в докладам д.ф.н., профессора Л.Н. Захаровой (в соавторстве с А.Ю. Зиминым) «Прощание с эпохой», докладу докторанта кафедры Философии ТюмГУ, к.ф.н., доц. В.Б. Сокола «Феноменология фигуративности», а также докладам к.ф.н. О.В. Павловской «Лицедейство и фигуративность» и к.ф.н., доц. А.И. Павловского «Фигуративность восприятия изображения и текста: сходство и различия».


Вернуться назад