ИНТЕЛРОС > №1, 2014 > ФИЛОСОФИЯ СИБИРИ

Иванов А.В., Диев В.С., Разумов В.И.
ФИЛОСОФИЯ СИБИРИ


08 октября 2014

Во время проведения V Российского философского конгресса (Новосибирский Академгородок 2009 г.) представителями философских факультетов Новосибирского и  Томского государственных университетов, Сибирского федерального университета, кафедр философии ВУЗов Новосибирска, Томска, Омска, Барнаула, Абакана, Кемерово был учрежден Сибирский философский  семинар. Стратегическая цель семинара – взаимодействие философов Сибири, их профессиональная консолидация, координация усилий, направленных на интенсификацию исследовательской активности посредством регулярного взаимодействия, взаимного ознакомления  с полученными результатами и их коллективного обсуждения. Вторая цель – на основе непосредственного знакомства с научными достижениями участников Семинара активизация процессов их взаимодействия в реализации научно-исследовательской, образовательной, проектной, деятельности посредством всех доступных форм обмена опытом. Первый семинар был проведен в  Новосибирске в 2011 году. Последующие семинары проводились в Красноярске (2012) и в Томске (2013) соответственно.

15-17 октября 2014 г. на базе Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского пройдет IV Сибирский философский семинар «Современная философия в России: междисциплинарные исследования в контексте традиций и новаций». В программе Семинара предусматривается пленарное заседание, работа секций и круглых столов.  Заявки на участие принимаются до 10 июня 2014 г. по электронной почте: ira.adelaida@bk.ru (ученый секретарь мероприятия Кребель Ирина Алексеевна). Материалы докладов предполагается опубликовать в сборнике материалов до начала работы мероприятия.

Программа Семинара предполагает обсуждение таких тем как «Философия о стратегиях будущего России и Сибири» и «Интеллектуальный потенциал Сибири в стратегии инновационного развития России». На семинаре будет поднята проблема цивилизационного статуса Сибири, как ключевого стратегического региона России, а также территориального и интеллектуального своеобразия сибирской философии, учитывая нарастающие во всем мире и в нашей стране процессы конструктивной регионализации. Предваряя дискуссию по этим темам, предлагаем читателям «Вестника РФО» в сокращенном  виде один из разделов  статьи, полный вариант которой  будет представлен участникам  Семинара.

Прежде всего, несколько слов о правомерности самого словосочетания «философия Сибири». Оно может показаться  необычным и даже абсурдным, если трактовать философию в смысле особой науки (или даже сферы культуры), направленной на доказательное и систематическое осмысление предельных проблем человеческого бытия. Однако использование термина «философия» подразумевает и иные контексты. Например, сегодня говорят о философии сельского труда и быта, философии спорта, философии больших пространств, философии управления и т.д. Здесь везде, в сущности,  подразумевается предельно широкий и панорамный взгляд на изучаемый предмет, попытка осмыслить самые общие вопросы, связанные с его бытием и познанием. Одновременно использование термина «философия» явно или неявно подразумевает ценностное, неравнодушное отношение к изучаемому предмету, нашу органическую связанность с ним. Наконец, философский взгляд на любой предмет подразумевает выработку некой системы универсальных практических рекомендаций, как нам с этим предметом жить и взаимодействовать (и даже, как нам его активно формировать), дабы цели нашей деятельности не расходились с результатами и чтобы на выходе мы вместе с объектом претерпели позитивные качественные изменения. Подобные знания и виды  действий вполне могут быть квалифицированы как «мудрые» и, таким образом, опять-таки оправдывать использование термина «философия».

Наряду с предметной уместно ставить вопрос и о территориально-этнической определённости словосочетания  «философия Сибири». Если философия есть квинтэссенция мышления, то именно перед философией и стоит важнейшая задача установления баланса единообразия/разнообразия человеческой мысли. В этом случае, наряду с такими известными специализациями философии как французская, немецкая, англо-саксонская, русская, для России, с учётом её огромных территорий и укоренённых на них различных жизненных укладах, вполне правомочно вести речь о формировании собственно сибирской философии. Таким образом, нами выделяются две темы: 1) философского осмысления Сибири; 2) становления специализирующегося территориально-этнически типа философствования – Сибирской философии. В такой постановке проект Сибирского Философского Семинара подразумевает выделение в нём двух соответствующих подпроектов.

Сделаем еще ряд важных, на наш взгляд, предваряющих общеметодологических замечаний. За долгую историю философии ей было дано немало определений. И сегодня в философской, и не только в философской литературе, постоянно ведутся дискуссии о том, что такое философия, чем она должна заниматься, нужна ли философия вообще и т.д. и т.п. Среди  множества дефиниций философии, на наш взгляд, определение Б. Рассела, является одним из наиболее образных и понятных. «Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно  которых  точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь, то авторитет традиции или откровения. Все определенное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку они выходят за пределы определенного знания, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничейная Земля, открытая для атак с обеих сторон; эта Ничейная Земля и есть философия»[1]. Проблемы Сибири носят ярко выраженный междисциплинарный характер. Они принадлежат сразу нескольким отраслям знания, каждая использует свои методы решения задач, но которые принадлежат  одному проблемному полю. Междисциплинарная проблема, пока она не вошла в парадигму существующей, или не привела к возникновению новой дисциплины, находится на «ничейной земле» и поэтому возможно и необходимо использовать философские методы и приемы для ее анализа. Решение  таких проблем, как правило, требует привлечения результатов целого ряда конкретных наук. Философия в этом случае может выполнять интегрирующую функцию: с одной стороны, объединяя подходы различных дисциплин, а с другой, формируя общий концептуальный базис, позволяющий переносить методы и модели из одной научной дисциплины в другую. Кроме того, формировать понятия и категории, которые могут обеспечить выход за рамки узко дисциплинарных способов понимания и осмысления изучаемых явлений.

Если с учетом вышесказанного вернуться к проблеме целостного философского осмысления Сибири, способного, с одной стороны, синтезировать различные научные данные и подходы, а, с другой, продуцировать новые эвристические идеи,  то  оно предполагает, во-первых, своеобразный онтологический ракурс ее рассмотрения, т.е. выявление каких-то предельно общих и значимых ее пространственных, биосферных, геополитических, социокультурных, демографических и иных характеристик, приобретающих особое значение в нынешнюю сложную эпоху. Как это ни парадоксально звучит, но именно универсальное и общезначимое часто ускользает от предметно ориентированного научного взора.

Во-вторых, традиционными задачами философии являются рассмотрение гносеологических, аксиологических и методологических оснований человеческой деятельности. Это подразумевает перевод разговора в аксиологическую и праксеологическую плоскости: как нам наиболее рационально – дальновидно, эффективно и с минимумом рисков – действовать на сибирском пространстве, чтобы, с одной стороны,  сохранить  его природный потенциал для последующих поколений, а, с другой, способствовать решению глобальных проблем России и мира, но  учитывая в первую очередь интересы самих сибиряков. Аксиоматическим основанием нашей философской позиции является тезис о том, что развитие Сибири и ее вклад в развитие России и всей мировой цивилизации неотрывен от развития и процветания ее собственного народонаселения. Любые другие сценарии для нас являются объективно разрушительными и  не приемлемыми.

Хочется в этом плане поддержать одного из авторов журнала «Неизвестная Сибирь» Сергея Фуфаева: «…Россия должна логически завершить свой рывок на восток и тем самым навечно закрепить его за собой. Географически рывок сделан усилиями наших предков. Теперь необходимо сделать рывок политический, а главное – культурный. Без этого, боюсь, придет время, когда сибирская земля постепенно перестанет быть сначала русской, а потом и российской. И никакой ядерный щит от этого не убережет»[2]. Добавим к сказанному автором, что извечная оппозиция отечественного сознания в  отношении к Сибири: «территория холода, мрака и каторги – страна безграничных возможностей и творческой свободы» должна, наконец, завершиться победой оптимистического взгляда на наши великие восточные пределы.  

В-третьих, под философией Сибири можно понимать разработку соответствующих разделов философского знания на основе эмпирического материала, который нам дает Сибирь. Это касается проблем философии природы, философии хозяйства, философии политики и т.д. Дело при этом не сводится только к использованию сложившегося концептуального аппарата и методологических подходов данных философских дисциплин применительно к познанию Сибири. Здесь появляется реальная возможность качественного прироста знания в этих разделах философии: обогащения их проблемного фонда, получения новых нетривиальных обобщений, рефлексивного прояснения оснований и ценностных приоритетов.

Ещё одна очень важная  философская тема – безусловная связь перспектив развития Сибири с уровнем самосознания её жителей, подъём которого станет возможным по мере самоопределения и позиционирования в российском интеллектуально-культурном пространстве самобытной сибирской философской и, шире, гуманитарной мысли.

Сформулируем предположение и о том, что свойственная России с освобождения от монголо-татарского ига государственная централизация, усиливающаяся отношениями метрополия/колония, слабо учитывала и учитывает специфичность условий и образов жизни различных этно-территориальных сообществ россиян. Эту тему со всей остротой поставили еще сибирские областники в конце XIX – начале XX веков, но она и по сей день остается философски мало разработанной. 

Вот, собственно, основания, в силу которых мы считаем использование словосочетание «Философия Сибири» вполне правомерным и рациональным, а ее философское осмысление в нынешних социальных условиях – крайне актуальным.

Понятно, что не менее важным является разработка философии Дальнего Востока, как важнейшего восточного форпоста России-Евразии, где она вступает в цивилизационный диалог с западным миром в лице США и крупнейшими странами собственно Востока (Китаем, Японией, Кореей). Можно предположить, что многие стратегические выводы о роли обоих регионов в существовании России будут схожими и в перспективе необходима разработка целостной философии России Азиатской. Мы здесь ограничимся в своем анализе именно Сибирским регионом, поскольку и лучше его знаем, и непосредственно являемся его  жителями.



[1] Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003. С .19.

[2] Фуфаев Сергей. Когда Москва станет Сибирью? // Иное небо. Книга о настоящем (авторский проект Игоря Труфанова). Новосибирск: журнал «Неизвестная Сибирь». Новосибирск, 2010, с. 61.


Вернуться назад