ИНТЕЛРОС > №1, 2014 > АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНИМАНИЯ ПРОГРЕССА И РЕГРЕССА

Пырин А.Г.
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНИМАНИЯ ПРОГРЕССА И РЕГРЕССА


08 октября 2014

Понятия прогресс и регресс являются оцениванием некоторых изменений. Значит это аксиологические понятия. Артефакты, социальные институты без человека не могут быть оценены, в силу того, что они не являются чувствующими субъектами. Соответственно сами по себе они не являются прогрессивными или регрессивными. Оценку им может дать только человек, через оценочное переживание. Прогресс переживается, как улучшение, а регресс – как ухудшение (деградация). Например, студент может осуществить прогресс (регресс) в изучении какого-либо учебника. Если же учебник не изучается (не читается), то он представляет  собой мертвый предмет. Известно, что человеческая деятельность не имеет цели вне самой себя. Еще Ф. Аквинский говорил: «Цель не в стреле, а в стрелке». Основной целью деятельности является совершенствование человеческого труда. Поэтому К. Маркс называл «труд – полезной деятельностью».

Прогресс (регресс) носит не линейный, а парадигмальный характер. Данная парадигмальность обусловлена сменой поколений и соответственно, как правило, сменой интересов. Поэтому опыт стариков, который они получили в жизни, нередко не имеет особой значимости для современной жизни и прежде всего для молодежи. В этом состоит один из парадоксов человеческой жизни.

Характеризуя прогресс, следует отметить, что оптимизм не сводится к максимуму изменений, так как при этом нарушается закон пограничной пользы. Например, длительное время осложнение экологической ситуации было вызвано неправильным пониманием основного параметра (критерия) прогресса, сложившегося в Новое время – «повышение господства над природой», т.е. подчинение человеку природной среды. При этом забывалось, что человек сам является частичкой природы. Такая методологическая установка приводила  к разрушению природных условий собственной человеческой жизни.

В XХ веке возникла новая парадигма – «экономично то, что экологично», т.е. экономический рост должен давать экологическую прибыль. При данной парадигме оптимум изменения природной среды уже не сводится к максимуму этих изменений.

В XXI веке формируется потребность дополнить данную парадигму. Обнаружилось, что прогресс науки и техники нередко проявляет экспансию над будущими поколениями. Это страшная власть науки и техники, которой раньше практически не было. Чем больше изменений наука и техника вызывает в нашей жизни, тем в большей степени они становятся нередко необратимыми для последующих поколений. Научно-технический прогресс сейчас во многом означает ущемление свободы будущих поколений, т.е. постепенно возрастает «власть мертвых над живыми». Например, к нежелательным явлениям работы атомных электростанций относятся ядерные отходы. Время их полураспада – тысячи лет. Однако, язык за пятьсот лет полностью меняется, так например старославянский язык мы уже не понимаем. В местах хранения ядерных отходов надписи должны быть поняты последующими поколениями. Поэтому, создаются лингвистические комиссии, которые периодически, обычно раз в десять лет, проверяют эти надписи на соответствие современному языку.

В связи с этим следует отметить, что специфика свободы состоит не только в том, что человек может что-то делать по своему желанию, но и в том, что он способен удержать самого себя и что-то не делать, например, не пить алкоголь, не курить табак и т.д. В этом смысле прогрессивным может быть мышление, направленное также на то, чтобы что-то не делать. Люди должны задуматься, к каким последствиям может привести тот или иной научно-технический прогресс, будет ли он способствовать выживанию человечества?


Вернуться назад