ИНТЕЛРОС > №1, 2014 > НАШИ СОВРЕМЕННИКИ

НАШИ СОВРЕМЕННИКИ


08 октября 2014

ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК Е.А. КОГАЙ 
И РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Экологическая наука, твердо и уверенно заявившая о себе мировому научному сообществу несколько десятилетий назад, тем не менее, до сих пор остается одной из самых неопределенных областей научного знания. Среди ряда достойнейших работ, изданных в России по экологической проблематике, на наш взгляд, особого внимания заслуживают труды профессора Курского госуниверситета Е.А. Когай, автора оригинальной концепции социально-экологического знания.

Безусловно, сложно в рамках небольшой статьи рассмотреть все результаты работы ученого. Е.А. Когай – автор более чем 200 научных трудов, среди которых 15 индивидуальных и коллективных монографий, учебные и учебно-методические пособия, статьи в ведущих отечественных и зарубежных журналах, в международном энциклопедическом словаре «Глобалистика». Выделим основные направления, позволяющие максимально раскрыть цели и задачи деятельности ученого:

–      концептуальное оформление научных и учебных дисциплин: «социальная экология» и «экология культуры»;

–      создание и практическая реализация авторской концепции экологического образования и воспитания;

–      обоснование концепции экологической культуры и разработка проблем аксиологической регуляции взаимодействия общества и природы, человека и природы;

–      разработка принципов и инструментов социально-экологического прогнозирования, теоретических и практических механизмов социально-экологического обследования региона.

Сильной стороной творческого исследования проблем социальной экологии Е.А. Когай является философско-культурологическая платформа их анализа. Это неслучайно, ведь «в философском плане социальная экология выходит на проблемы экзистенциального характера,.. по-своему выражает антропологический поворот философской рефлексии, переводя его в своеобразное “экософское” русло»[1].

Е.А. Когай удалось показать важность изучения, а также дальнейшей перспективной разработки проблем экологии культуры как самостоятельного направления в рамках экологического знания. Упомянем в этой связи о многолетней организаторской и творческой деятельности Евгении Анатольевны на посту председателя Курского отделения РФО, руководителя Курской областной общественной организации «Союз интеллигенции», председателя комиссии по вопросам культуры, науки и образования Общественной палаты Курской области.

Е.А. Когай разрабатывает модель экологического образования, основные черты которой: открытость, многомерность, ориентация на непрерывный творческий поиск, соответствие формирующейся синергетической картине мироздания[2]. В основу данной модели положена коэволюционная стратегия. Основные принципы авторской модели экологического образования успешно реализованы в педагогической деятельности: в практике преподавания социально-гуманитарных дисциплин и авторских спецкурсов, в деятельности Центра молодой семьи «Звездный» (реализация целевой программы «Семья и экология»), в развитии детского и молодежного экологического движения, призванного сформировать у младшего поколения развитое экологическое сознание.

Проблеме формирования основ экологической культуры в России и утверждения ценностей экологического сознания Е.А. Когай посвящает докторскую диссертацию и монографию «Человек и природа: ценностные регулятивы экологического сознания» (2001). Е.А. Когай выявляет регулятивную роль феномена экологического сознания в истории взаимодействия общества и природы, в трансформации системы ценностной регуляции в социобионическом типе экологического сознания, в построении концептуальных оснований современной стратегии экологического образования.

Перед российскими регионами сегодня стоит задача реализации стратегии устойчивого развития[3]. И здесь следует остановиться на еще одном направлении творческого поиска Е.А. Когай – теоретической разработке и практической реализации программ социально-экологического обследования региона. Данное направление в рамках реализации всероссийской исследовательской программы «Проблемы социокультурной эволюции российских регионов» ЦИСИ Института философии РАН активно осваивается ученым с середины 2000-х гг. по настоящее время. Результатом многолетней плодотворной работы творческого коллектива под руководством ученого явился выход ряда аналитических отчетов и монографий по итогам социологических исследований, представляющих в едином комплексе параметры социально-экономического, социально-экологического и культурного развития Курского региона, индикаторы социального самочувствия населения, а также основные социокультурные перспективы Курского края.

 

Рымарович С.Н., к.ф.н., доц. Курского филиала РГСУ (Курск)

*     *     *

ОТ КОСМИЗМА К ПРИКЛАДНОЙ ФИЛОСОФИИ

В этом году исполнилось 65 лет со дня рождения известного донского ученого, философа и политолога, профессора, члена Донского философского общества Александр Михайлович Старостина. Масштаб мышления дает о себе знать, когда вехи пройденного пути указывают на те несоизмеримые ментальные высоты, которые приходилось брать, отвечая вызову времени. Математик по образованию (за плечами не просто мехмат, но и колмогоровская школа при МГУ в Москве) и философ по призванию А.М. Старостин, объединил в себе четкость дефинирования и высшую мудрость философии. Что заставило молодого, подающего надежды интеллектуала всерьез заняться проблемами космизма? Может быть его бескрайность, бесконечность и парадоксальность, а может те неизведанные высоты духа, которые, пугая, открываются своей символичной очевидностью? Онтология космоса сродни онтологии математики, где идеализированная предметность оживает, предлагая многочисленные, неизведанные для обывателей, измерения. Земное и повседневное сопротивлялось измерению космическому, и философская диссертация, посвященная анализу практики космических исследований, не сразу была воспринята научным сообществом. А вместе с тем фамилия А.М. Старостина все чаще звучала с трибун Всероссийских конференций. Он значился активнейшим участником Циолковских чтений, в рамках которых на протяжении почти двух десятилетий выступил с 15 докладами, чем и заслужил право быть включенным в энциклопедического значения издание – V том «Истории философии в СССР», увидевшей свет в 1985 г.

Более чем двумя десятилетиями позже в своем докладе, но уже в рамках работы «Донского философского общества»[4], внимательно относящегося к изысканиям своих членов, А.М. Старостин отметит прогнозную и стратегическую значимость изучения космизма, трактуя его как область философской инноватики, направленной на междисциплинарное исследование взаимосвязи человека и жизни вообще с космосом. Трудности изучения космизма обусловлены еще и тем, что данное направление культивируется не только на основе науки, но и на платформе мифологии, фантастики, мистицизма, неоязычества и эзотерики, что весьма затрудняет перевод данной проблематики в рациональный план. Трансцендентное и внерациональное здесь оказываются пограничными. Однако человечество всегда стремилось к поиску и осознанию закономерностей, и не удовлетворялось лишь художественно-образным отражением такого сложного, нуждающегося в глубинной рефлексии, феномена. Антропокосмизм, указывавший на взаимоотношение человека и Космоса на основе, прежде всего, естественнонаучных знаний и научно-технических достижений, обнажает непосредственное влияние как ближнего, так и дальнего Космоса на жизнь и деятельность человека. Значимой становится осознание творческой динамики Космоса и космичности в самой природе человека. Идея, согласно которой характер космического развития жизненных процессов обусловлен всем космическим целым, ведет к мировоззренческому перевороту, отягощающему современника осознанием всей глобальности этой взаимосвязи. Диссертация А.М. Старостина на тему: «Космический эксперимент как новый тип эксперимента (философско-методологический анализ)» на соискание ученой степени кандидата философских наук была защищена в 1977 году. А в 1979 г., как раз в год своего тридцатилетия, автор уже стал лауреатом V Всесоюзного конкурса молодых ученых по общественным наукам за представленную монографию «Гносеологический и социальный аспекты анализа космических исследований». Весь этот период проходил в тесном сотрудничестве с профессором РГУ Е.Я. Режабеком, являющимся не просто научным руководителем диссертационного исследования, но умным и опытным наставником. Важной вехой научно-теоретического осмысления космизма стала работа «Познавательные модели космоса (философский анализ становления и развития», которая была представлена как итоговая работа пребывания в докторантуре РГУ (1993). Перестроечные времена интенсивно перенаправляли все жизненные силы на освоение охватившей все сферы жизни социальной энтропии.

Начавшееся в 1994 г. активное сотрудничество с Северо-Кавказской академией государственной службы явилось своеобразным рубежом в смене исследовательской проблематики. Не может пытливый ум чувствовать себя освобожденным от тех реалий и острых противоречий, в рамках которых ему приходится жить и действовать. А новый «перестроечный передел мира» взывал и указывал на актуальность формирования такого архиважного и принципиально инновационного для того времени направления как политическая элитология. Теория и история политических элит, и в особенности скрупулезный анализ процессов, происходивших на Северном Кавказе, толкал автора к смелым критическим выводам. Была произведена своеобразная теоретическая ревизия существующих стереотипов. Многочисленные социологические опросы показывали, что для региональной элиты характерна весьма закрытая циркуляция, «ценностные устремления элит сконцентрированы на удержании собственности, богатства и власти»[5]. С бескомпромиссностью подлинного ученого приходилось фиксировать, что в российских регионах не сложилось устойчивой традиции публичной политики, довольно часто речь идет о теневом взаимодействии и теневых взаимоотношениях элит. Население демонстрирует низкую степень осведомленности относительно региональных элит.

В отношении республик Северного Кавказа фиксируется наличие этнократических элит. Уже будучи доктором политических наук и профессором, А.М. Старостин выступил настоящим революционером региональной элитологии, взвалившим на себя нелегкие экспертные оценки в отношении сложившейся ситуации.

Исследование региональной элитологии было столь масштабным, что повлекло за собой полное погружение в существо данных процессов и перестройку мышления, сопровождающуюся подготовкой значимых аналитических материалов для органов российской власти и управления. В 2002 году А.М. Старостину была объявлена благодарность полномочного представителя Президента Российской федерации в Южном федеральном округе за плодотворную работу по развитию научных исследований и вклад в подготовку кадров государственных и муниципальных служащих.

А.М. Старостиным было опубликовано внушительное количество статей и монографий (боле 700), подготовлен большой отряд докторов и кандидатов наук (более 60), почувствовавших в полной мере страстный вклад пытливого ума в уяснение причин современной ситуации. Профессор А.М. Старостин в 2004 г. был награжден Почетным дипломом Администрации Ростовской области в связи с присвоением почетного звания «Лучший ученый Дона», а в 2007 г. ему присвоено звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».

Креативность ученого не знает пределов, также беспредельно и его желание работать с полной отдачей. Вот и сейчас, создав уникальный авторский коллектив, он активно вторгается в сферы философской инноватики, сопрягая прикладные и фундаментальные проблемы[6], является инициатором и активным организатором многих философских и политологических мероприятий: круглых столов, международных конференций и конгрессов. В октябре 2013 г. проведен Первый Всероссийский элитологический конгресс с международным участием «Элитология России: современное состояние и перспективы развития», прошедший в городе Ростове-на-Дону. Он открыл новую страницу в деятельности мыслителя. Вместе с соавторами в качестве первостепенной была заявлена проблема институциализации научных школ, и обозначены многие векторы развития современной элитологии.

Являясь оригинально мыслящим и дальновидным ученым, А.М.  Старостин не просто претендует на статус лидера, но воплощает собой тип современного ученого, занятого формированием научной школы, ценящим мнения научного философского сообщества, традиции высокого профессионализма и преемственности в развитии идей и концепций, осознающего значение саморепрезентации, позволяющей выйти за пределы узко-научных интересов. На его примере референтность субъекта-исследователя ведет к установлению новых норм коллективной разумности, для которых трезвый критический анализ является необходимым отправным пунктом изучения проблемы.

 

Лешкевич Т.Г.,  д.ф.н., проф. Южного федерального университета, председатель Донского философского общества (Ростов-на-Дону)

 



[1] Когай Е.А. Очерки социальной экологии: Человек и природа в социокультурном измерении. Курск, 1997. С. 4.

[2] Когай Е.А. Экологическая парадигма культуры и образования // Социально-гуманитарные знания. 2000, № 4. С. 127.

[3] Когай Е.А. и др. Курская область в динамике социокультурных измерений. Курск, 2011. С. 5.

[4] Старостин А.М. Русский космизм как область философской инноватики // Философская инноватика и русский космизм. Ростов-на-Дону, 2011.

[5] Старостин А.М. Философские инновации: концепция и основные сферы проявлений. – Ростов-на-Дону, 2009. С. 276.

[6] См.: Старостин А.М. Философские инновации в когнитивном и праксеологическом контексте. – М.: URSS, 2012; Философская инноватика: поиски, проблемы, решения. Ежегодник-2012. – Ростов н/Д.: Дониздат, 2013.


Вернуться назад