Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №4, 2014

Зарочинцев С.
Идеи П.А. Кропоткина в XXI веке

Спустя девяносто три года со дня смерти П.А. Кропоткина, в городе Дмитрове наконец-то был торжественно открыт его мемориальный Дом-музей. В этот же день – 6 сентября 2014 года там прошёл круглый стол «Дом-музей П.А. Кропоткина в XXI веке». Сама постановка темы мероприятия побуждает нас задуматься не только об исторической стороне данного события, но и о философской, о роли и значении идей мыслителя в современном обществе. Подходит к концу уже 2014 год, но раздираемый конфликтами мир всё более и более напоминает век минувший, а может даже и девятнадцатый. Ведь именно о ещё не наступившем конце девятнадцатого века писал Л.Н. Толстой в 1905 году в своей работе «Конец века»: «Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начала столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей и начало другого мировоззрения, другой веры, другого способа общения»[1]. Данных посылок сегодня мы как самый раз и не наблюдаем.

Открытие Дома – музея стало уже третьей поездкой в Дмитров для членов Российского философского общества, представителей Философско-правового клуба «Нравственное измерение права» Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) под руководством д.ф.н., проф. Артёмова В.М. В 2007 г. наш руководитель, будучи членом правления МФО, организовал и провёл там круглый стол «Свобода, нравственность, право: возможно ли единство?» с приглашением ряда своих коллег из ИФ РАН и других научно-образовательных центров. 2012-й год стал для нас, что называется, прорывным: целый «десант» (23 члена клуба) участвовал в международной научной конференции, посвящённой 170-летию со дня рождения П.А. Кропоткина (это мероприятие освещалось в «Вестнике РФО»№1 за 2013: Артемов В.М., Лончакова В. «Взаимопомощь как вектор нравственного обновления»). Для нас всегда интересно принимать участие в подобных мероприятиях, знакомиться с новыми позициями и углублять знания об уже известном. Особую благодарность здесь можно высказать в адрес музейных работников, которые создают такие замечательные условия. В то же время, при анализе тех или иных идей мы стремимся изучить их этико-философскую составляющую, исходя из направления деятельности нашего Клуба. Несмотря на широкую известность П.А. Кропоткина как анархиста, современная социальная и геополитическая ситуация актуализирует этическую сторону его творчества, обращает наше внимание на ненасильственные формы преобразования общества. Сам анархизм становится синонимом ненасилия[2]. В этой связи, особое внимание при рассмотрении существующих проблем стоит обратить на правовые вопросы, ведь право выступает важнейшим социальным регулятором и, несомненно, может оказывать значительное влияние на динамику общественных процессов, где принуждение и властное предписание, вопреки распространённому мнению, играют отнюдь не определяющую роль. Вот уже на протяжении десятка лет наш Клуб ведёт работу по исследованию проблем этики, права и свободы. За это время сложилась особая нравственно – ориентированная концепция права, которая предлагает несколько иначе взглянуть на пути его дальнейшего развития и совершенствования.

Прежде всего, необходимо максимальное сближение морали и права: каждый закон и административный акт должен быть нравственным по своей природе. Недаром слова «право» и «правда» в русском языке имеют одинаковый корень. При этом нравственность как основа права имеет в своём содержании множество принципов, наиболее значимыми из которых являются: солидарность и взаимопомощь, свобода и ответственность. Как не странно, на данные принципы неоднократно указывали и классики анархизма. Возможно, идеал правового государства и анархический идеал – различное понимание одного и того же явления: общества свободных людей, во главе которого стоит не бюрократия, а солидарность и ответственность, образующие новый «общественный договор» и новую форму жизни общества. Кропоткинское позитивное понимание этики вполне совмещается и с сущностью права не как только внешнего регулятора, но как внутреннего отношения. Переход к такому пониманию весьма важен для общества, само его содержание приобретает иной смысл. Тогда действительно можно было бы говорить о «новом мировоззрении» и «новом способе общения». Думается, на сегодняшнем этапе важную роль в данном направлении играет философская оценка права, максимизация нравственности в нём. Необходима разработка иной правовой доктрины, основанной не на западных либеральных и индивидуалистических концепциях, а на парадигме социального, морально обоснованного права. Только в этом случае возможно достижение «социальной справедливости»[3].

Важную роль в данном вопросе играет научное и образовательное сообщество. На их основе можно было бы организовать нравственно – правовую оценку нашего законодательства, способов и методов осуществления государственной политики. Сама дискуссия в рамках такого сообщества представляется весьма ценной. Данными установлениями руководствуется и наш Клуб в своей повседневной деятельности. Помимо обсуждения собственно философских проблем, мы анализируем и прикладные вопросы этики и права, издаём сборники с результатами работы, активно участвуем в разных «выездных» мероприятиях. В этом году мы начинаем сотрудничество с Московско-Петербургским Философским Клубом, обращаем своё особое внимание на подведение итогов десятилетней деятельности. Хочется верить, что такой порой незаметной работой мы приближаем наступление нового века, в котором не будет кровавых конфликтов прошлого, а останется лишь самое его прекрасное – те мысли, идеи и действительно нравственные поступки, которые позволяют нам называть себя и других людьми.

 

Зарочинцев С.,студент Университета им. О.Е. Кутафина,член РФО (Москва)



[1] Толстой Л.Н. Конец века. Полн. собр. соч.: В 90 т. Т. 36 // Режим доступа: http://tolstoy.ru/creativity/90-volume-collection-of-the-works/?df=&dt=&q=&page=2

[2] См. подр.: Налимов В. В. Канатоходец. – М.: Прогресс, 1994. С. 344-355.

[3] Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России. «Комсомольская правда», 13.02.12.

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба