Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №4, 2014
Введение. Материалы раздела «Проблемы преподавания философии» побуждают к выводу, что их авторы, о чем бы ни писали, основываются на определенном постулате: философия – важнейшая общеобразовательная дисциплина, которая должна изучаться всеми студентами. Содержание же материалов касается лишь того, как этот постулат лучше реализовать. Но никто не задумывается, что было бы без изучения философии, или, на худой конец, как ее могут использовать конкретные специалисты. В результате актуальность многих публикаций оказывается сомнительной. Это и заставляет обратить внимание на факты, обходимые пишущими.
О релевантных особенностях философии. Независимо от множества определений, основным свойством философии остается любовь к мудрости. Мудрость же, как известно, есть способность постичь сущность объекта. Причем, поскольку такая способность зависит от различных условий, постольку философия неоднородна. Сейчас она есть, во-первых, наука с четко выраженным предметом. Во-вторых, совокупность положений других наук, прежде всего логики и психологии, способствующих раскрытию ее предмета. В-третьих, вненаучное явление, состоящее из идеологии и откровения – религиозного и безрелигиозного. В-четвертых, саморефлектирующееся образование, которое складывается из истории философии и метафилософии. При этом каждая ее выраженность обладает относительной самостоятельностью, взаимодействует с другими, характеризует любовь к мудрости в определенном отношении, обладает своей мерой востребованности.
Как любовь к мудрости, философия связана с творчеством и необходима при решении общих, мировоззренческих вопросов – решении, требующем от субъекта выхода за пределы непосредственной данности. Но, в зависимости от целей, средств, обстоятельств и т.д., одни совершают такой выход чаще, другие реже, третьи вообще обходятся без него. Это и определяет степень потребностей различных специалистов в философии.
Кому нужна философия? Как видно из соотнесенности различных видов деятельности, более всего к решению общих мировоззренческих вопросов и выходу за пределы непосредственной данности влекутся так называемые профессиональные познаватели, прежде всего ученые-теоретики, работающие в фундаментальных науках, и художники, создающие произведения искусства. С другой стороны, такое влечение испытывают специалисты по воздействию на человека, в первую очередь психологи и педагоги. Соответственно и философия необходима им в первой и второй выраженностях. Но, чтобы находясь на студенческой скамье, те и другие осознавали такую необходимость, им нужна научно-информационная база, складывающаяся из некоторого минимума профессиональных знаний.
Не испытывают влечения к выходу за пределы непосредственной данности и к решению общих мировоззренческих вопросов главным образом, чиновники, военные, правоохранители, инженеры, агрономы и все подобные им. Их действия, в том числе творческие, ограничены частными вопросами. Интересоваться философией специально они оснований не имеют.
Естественно, что каждый специалист одновременно гражданин со своим мировоззрением, подводящим к соответствующим вопросам. Поэтому объективную потребность в отдельных положениях философии время от времени испытывают все. Однако ее удовлетворение также предполагает отмеченное условие.
Философия как предмет преподавания. Более полувека философия в качестве общеобразовательной дисциплины преподается всем студентам на втором курсе. До этого преподавалась выборочно и на старших курсах. Но после того, как тогдашний глава идеологической службы КПСС Л.Ф. Ильичев на одном ИЗ Пленумов ЦК привел ленинскую цитату, что не постигнув «Логики» Гегеля, невозможно постичь логику «Капитала» Маркса, дело приняло современный оборот. Сейчас общество от тогдашней идеологизации отошло. Но философия преподается в соответствии с ней.
Современный же второй курс примечателен тем, что, с одной стороны, у студентов отсутствует достаточная для освоения философии научно-информационная база. С другой это – время пребывания в бакалавриате, дающем высшее образование в усеченном виде. Аспирантура для бакалавра закрыта. Поэтому и знание философии, если он им обладает, ему использовать негде.
Если бакалавр становится магистрантом, получающим высшее образование, то ему необходимо постичь одну из таких философских дисциплин как: «философские проблемы науки», «философские проблемы техники», «современная философия и методология науки» и т.д. Формально это как будто компенсирует недостатки бакалавриата. Фактически дело обстоит иначе. Дисциплина выбирается кафедрой, готовящей магистров, не столько потому, что влияет на их квалификацию, сколько потому, что факт постижения диктуется учебным планом. При этом на само постижение отводится не более семестра, а его временной отрыв от постижения философии на втором курсе составляет три – четыре года. Способность быть теоретической основой изучения философской дисциплины философия за такой срок утрачивает.
Дисциплина «История и философия науки», преподаваемая аспирантам, от того, что преподается магистрантам, столь длительного временного отрыва не имеет. Но она носит чрезвычайно общий характер и не выходит за пределы ознакомительности. Ориентации на конкретные действия в научной работе аспиранты от нее не получают.
При этом на всех ступенях преподавания игнорируется связь философии с культурой обучаемых, в частности европейско-христианской либо азиатско-мусульманской, которые наиболее распространены в России. Каждая образует своеобразный фильтр между философским знанием и соответствующими ценностями тех, кто его изучает. Соотношение того, что находится по обе стороны фильтра, требует постоянного анализа. А он не только не ведется, но и никем не упоминается. Нет поэтому и гарантии адекватного восприятия преподаваемого материала?
Итог всего закономерен. Преподаванием философии обучаемые не удовлетворены. Неудовлетворенность же нередко переносят на философию.
А преподаватели – кто? По количеству докторов, благодаря платным защитам, вузовские философы сегодня явно лидируют. Благодаря специфике сложившихся внутривузовских процессов – не испытывают обиды и по количеству профессоров без степени доктора. Почти половина из них не имеет философского образования, хотя готовит даже будущих философов. Ученые степени по философии присуждаются без строгого принципа. Их можно получить за диссертации по онтологии и теории познания, по истории философии, по культурологи, по этике, по эстетике, по религиоведению и т.д., хотя науки это совершенно различные. Получившие же в одинаковой мере считаются «философами» и используются в преподавании философии. В итоге сам собой напрашивается вывод, что в философию легко проникнуть с черного хода и столь же легко работать.
С другой стороны, есть факты иного рода. Большинство преподавателей в своих действиях ориентируется на методическую работу, которая главным образом необходима для отчетности. Подлинный же профессионализм стимулируется недостаточно. «Бичем» стремящихся работать творчески является балловая система, позволяющая избавляться от них без затруднений. Отсюда сам собой напрашивается и другой вывод: философы, как впрочем и философия, в их подлинном качестве современной вузовской системе не нужны.
Заключение. Современная постановка преподавания философии фактически отражает степень потребности в ней многих будущих специалистов. Последняя, надо полагать, подспудно чувствуется даже теми, кто этим процессом руководит. Не пора ли поэтому и небезразличным к нему задуматься о действительном положении вещей и сделать его предметом обсуждения?
Андрюшенко М.Т.,д.ф.н., проф.(Владимир)