ИНТЕЛРОС > №4, 2014 > Под грузом ответственности

Чумаков А.Н.
Под грузом ответственности


08 февраля 2015

Уважаемые коллеги!

 

Итоги уходящего года мы соотносим обычно с нашими личными успехами и достижениями, удачами и неудачами, с тем, что планировали и, что удалось или не удалось сделать. Не менее  важным является и происходящее вокруг нас: в нашей стране, в мире в целом, поскольку все мы вольно или невольно, так или иначе вовлечены в события локальные, региональные, глобальные. Ну, а уж те, кто является членом Российского философского общества, вовлечены, во всяком случае, должны были бы быть вовлечены еще и в процесс осмысления того, что было, есть, будет... Это, как минимум того, что мы можем, если не сказать больше – обязаны делать. Однако не будем заблуждаться, что будто бы какими-то призывами или воззваниями, откуда бы они ни исходили, можно поднять градус интеллектуального процесса или стимулировать прилив творческой активности. Они (относительно всего философского сообщества) – производная общественного сознания, которое в нашей стране все еще несет на себе яркую печать не только советского прошлого, но и постсоветского синдрома краха империи со всеми вытекающими отсюда последствиями, о которых еще задолго до развала СССР основательно и прозорливо говорил замечательный, но пока плохо усвоенный русский философ и цивилист Иван Александрович Ильин[1].

В итоге без должного осмысления, а как следствие, и без надлежащего обсуждения остаются острейшие проблемы общественного развития нашей страны. Не будем в этой связи множить бесконечные и бесплодные разговоры о демократии в отрыве от анализа состояния гражданского общества, оборотной стороной которого демократия и является. Но вот о качестве, уровне развития гражданского общества как раз и нет ни должных обсуждений, ни дельных публикаций; не то чтобы фундаментальных исследований нет, даже серьезной обеспокоенности этой проблемой не наблюдается. И это в философской-то среде?! Не лучше обстоит дело и с сопредельными темами, такими как соблюдение прав человека, понимание свободы и отношение к собственности, разделение властей и независимость судов, взаимоотношение церкви и государства, наконец, место, роль и линия поведения России в современном мире. Трагические события на Украине, ставшие катализатором затягивания тугого узла противоречий как на региональном, так и на глобальном уровнях, когда Россия оказалась одним из ключевых субъектов нарастающего конфликта и, прямо скажем, слабая реакция на все это отечественной теоретической, прежде всего, философской мысли – лишнее подтверждение тому, что преодоление духовного кризиса все еще остается для нас актуальной задачей.  Именно здесь и «зарыта собака», поскольку, если перемены к лучшему случаются, то начинаются они, как правило, не в экономике или политике, а в сфере духа, философии и мировоззрения. 

Так можем ли мы, добровольно вступившие в Российское философское общество, ждать какого-то иного времени, чтобы решать насущные задачи? Пожалуй, на этот вопрос каждый ответит по-своему. Но вот с точки зрения творческой общественной организации, которая по определению должна быть активным элементом гражданского общества, наконец, с точки зрения отечественной философской мысли в целом, ответ представляется вполне очевидным. Так, например, можно по-разному относиться к американцам, но трудно не признать ту непосредственную связь между их «национальной философией» – прагматизмом и тем, как выстраивается их линия поведения, проистекающая из мировоззренческой установки, в свое время кумулятивно сформулированной еще Уильямом Джемсом: «Мы стоим в горном проходе, – писал он на заре становления сугубо американской философии, – среди снегов и вихрей, окутанные туманом, сквозь который иногда открывается вид на тропинки, быть может, ненадежные. Если мы будем стоять без движения, мы рискуем замерзнуть; если мы выберем ложный путь, мы можем разбиться насмерть; мы даже не знаем наверное, есть ли истинный путь? Что же нам делать? Не терять присутствия духа! Действовать, надеясь, что все к лучшему, а там будь что будет!»[2]. А теперь сопоставьте сказанное с тем, как поступают, что и как делали и делают американцы… Не менее яркие примеры можно привести из истории взаимоотношений общественной жизни и философской мысли Германии, Англии, Франции, Испании. Наш путь также не может быть и не будет повторением какого бы то ни было чужого опыта. Не вчера и не с чистого листа он начинался, не завтра и не бесследно канет в лета. А вот то, что имеем теперь, и каким будет наше завтра – зависит, в первую очередь, от нас, нашей философии, мировоззрения и проистекающих из них поступков.

В этом контексте особое значение приобретают творческие споры и дискуссии, которыми сопровождаются (во всяком случае, именно так должно быть) теоретические семинары, круглые столы, конференции и, конечно же, философские конгрессы.

Новый 2015 год в этом отношении особый. C 6 по 10 октября мы соберемся в Уфе на VII Российский философский конгресс. Семь – число знаковое; помните, еще древние греки весьма почитали его. Вот и мы уже в седьмой раз проведем Всероссийский форум, ну а дальше – там счет будет уже статистический. Важно и то, что, продолжая сложившуюся традицию, Российский конгресс будет проходить не только еще в одном важнейшем культурном центре нашей страны, но и впервые в национальной республике–в Башкирии.  То, что этот выбор не случаен, достаточно посмотреть предыдущие выпуски 3-х и 4-х номеров «Вестника РФО» хотя бы за десяток предыдущих лет, где неизменно публиковались (и теперь публикуются) организационная структура и полные ежегодные списки членов Российского философского общества. Там отразилась история, которую по-другому не перепишешь – Башкирское отделение РФО еще со времен Философского общества СССР всегда было одним из крупнейших и наиболее организованным структурным подразделением нашей организации.

Другое обстоятельство, которое придает философскому конгрессу особую значимость, заключается в том, что до его начала в Уфе пройдут саммиты ШОС и БРИКС. В октябре 2015 г. в Уфе также состоится форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием глав государств. К тому же, получила поддержку идея проведения в республике первого межрегионального форума малого и среднего бизнеса стран ШОС и БРИКС. Иными словами, и сам конгресс, и его решения должны и, хотелось бы думать, будут иметь не только общероссийское, но и международное значение.

Отсюда и та ответственность, с которой башкирские философы и руководство республики взялись за организацию предстоящего конгресса. Однако это хотя и предельно важная, но не самая главная часть поистине интеллектуального форума страны. Куда важнее, как следует в том числе и из сказанного выше, содержательная часть, научная программа конгресса. А вот она будет зависеть в первую очередь от активности, творческого импульса, креативности и гражданской позиции каждого из нас.

Мне же остается лишь напомнить, что Программный комитет уже принимает заявки на проведение различных мероприятий этого конгресса: секций, конференций, симпозиумов, семинаров, коллоквиумов, круглых столов, творческих встреч.

Предельный срок подачи таких заявок01 марта 2015 г.

Срок подачи тезисов до 1 июня 2015 г.

Но это еще не всё. Помимо подведения содержательных итогов, а также принятия обращений и заключительных резолюций, участники конгресса принимают еще и решение о том, где будет проходить следующий конгресс. Следует отметить, что этот вопрос не является прерогативой Президиума Общества; там лишь аккумулируются инициативы и заявки, поступающие от отделений и ассоциированных с РФО философских организаций. Окончательное же решение принимается на конгрессе организационной сессией РФО на основе поступивших заявок. Таким образом, не упустите свой шанс те, кто хотел бы внести свой особый вклад в развитие отечественной философии и нашего общего дела. Да пусть вас не страшат трудности и неясные изначально перспективы решения финансовых вопросов; гораздо важнее другое – достойная идея всегда найдет адекватные ресурсы. Ну, и в конечном счете, Российское философское общество – это ли не ресурс?!

 

      А кроме того я думаю, что

      в России должно быть гражданское общество!

 

С Новым 2015 годом!

 

Чумаков А.Н., д.ф.н., проф., Первый вице-президент РФО, сопредседатель Оргкомитета VII Российского философского конгресса

 



[1] Ильин И.А. Наши задачи. Т. 1, 2. – М.: АЙРИС-пресс, 2008.

[2]Джемс У. Зависимость веры от воли. СПб., 1904. С. 35.


Вернуться назад